252
253
254
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД НА ДОРОГЕ – СКУТЕР!Игрушка?..К началу лета мы делимся на два противоборствующих лагеря – противников ис торонников двухколесной техники. Уважая серьезных «всадников», которые соблюдают ПДД, не забудем ио другой, весьма многочис ленной категории. Максим Приходько оседлал скутер и выехал на улицы – «поразвлечься». Фото: Константин Якубов.…Гаражи на окраине Москвы. Обозреватель журнала «Мото» Антон Власов напу тствует меня, перед тем как яс яду за руль скутера: – Газ выкручивай аккуратно, тормозить старайся тоже плавно. – Понял, понял. – Это хоть и маломощная, но техника!.. Первый блин, как и полож ено, вышел комом: разворачиваясь, я слегка протаранил ворота сос еднего гаража. Антон морщится, я пытаюсь реабилитироваться. Вторая попытка выходит уже лучше. – Ты точно уверен, что хочешь поеха ть на скутере? – Да!!! Я проехал всего один круг далеко не по самым ожив ленным улицам с толицы, но ощущений – масса! На светофоре за тонированная «шестерка» гудела мне, не переставая, пока не заж егся зеленый сигна л; потом я полной грудью вдохнул «нулевой» выхлоп пане левоза… Попытка объеха ть припаркованные ав томобили мог ла обойтись дорого – какой-то сумасшедший чуть не припе чатал меня к бамперу «Волги». Еще меня обогна л троллейб ус. А потом пошел дож дь. «Игрушка это, ба ловство», – решил я, с лезая со скутера.КУПИ – И КАТАЙСЯ!..Таких игрушек в нашей с тране год от года становится вс е больше и больше. Ес ли объем двиг ателя не более 50 см з, транспортное средство не надо ставить на учет, не надо с давать на права, не надо еще много чего. Всех дел – купи и катайся… С нас туплением теплых дене чков, когда в большом городе пу ть от дома до работы и обратно на автомобиле превращается в пытку, я поневоле на чинаю завидо-252 За рулем 06/2007 вать мотоциклистам. А что, ка-а-ак да л газу – по краешку, между машинами, и никакие пробки не с трашны! Правда, с уществует опаснос ть: а вдруг найдетс я ав томобилист, который захочет разверну ться или хотя бы резко перес троиться из ряда в ряд? Вроде бы, если ориентироваться по зеркалам – мотоцикл очень далеко. С другой стороны, мощность у некоторых аппаратов така я, что через несколько с екунд этот болид у же поравняетс яс вами, а вы его не увидите. Но, пов торюсь, такие «аппараты» если даже не видно, зато слышно издалека, а вот относительно тихие ску теры… Да, их хоть и зовут в народе «визжалками», но попробуйте уловить такой треск (или визг ), ког да в машине играет радио, а вы разговариваете с пассажиром... Но и это не самое г лавное! «Взрослые» участники дорожного движ ения – и ав томобилисты, и мотоциклис ты, ЗНАЮТ правила (пусть некоторые ив общих чертах). Владельцы «ма локубатурной» техники, молодые люди 14–16 лет, о с уществовании ПД Д под час и не дог адываются! Тем не менее они выезж ают на дороги, абсолютно не интерес уясь общепринятыми правилами игры. Один такой как-то «смахнул» левое зерка ло с моей машины. И – в кусты, в прямом смысле этого слова.старт. Антон долж ен пройти этот учас ток на скутере, я – на автомобиле. Я попросил сначала Антона еха ть так, как передвиг аются вс е среднес татистические ску теристы ( да прос тят меня те из них, кто ездит по правилам!). В торой заезд он еха л, соблюдая ПДД. Круг, который я прошел за 12 минут, Антон в первом случае пролетел за пять! Второй раунд прошел тоже с перевесом «мототехники», но у же с меньшим отрывом: 8 минут против 11. – И вс е-таки я не гонял с ейчас так, как зачастую гоняет молодежь, – с делал заключение Антон. – А как она гоняет? – О-о-о… Особенно пос ле пары банок пива или коктейля… Я промолчал.КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации ЗР В ПДД четко написано, что водитель скутера (мопеда) относитс як учас тникам дорожного движ ения. Поэтому он обязан соблюда ть требования Правил, а вс лучае нарушения – б удет нес ти ответс твенность. Только вот сотрудники ГИБДД не утруждают себя подобного рода работой. Связано это со многими при чинами. Вопервых, пойма ть такого нарушителя непросто, во-вторых, за рулем скутеров, как привило, несовершеннолетние водители. К админис тративной же ответственности можно привлечь только лицо, дос тигшее 16 лет. Кроме того, ску теры не надо регис трировать, для управления таким транспортным средс твом не ну жно водительское удостоверение. Вот и получается, что почти никаких мер воздействия на ма лолетних «гонщиков» у сотрудников ГИБДД нет. Водителям ску теров необ ходимо знать, что помимо общих требований ПДД есть специальный раздел – глава 24 Правил. Сог ласно указанному разделу водителем скутера может быть лицо, дос тигшее 16 лет. При этом местным органам исполнительной в ласти предос тавлено право уменьшить возрас тной ценз на два года, а также устанавливать порядок сдачи экзаменов водителями ску теров и регис трации дв ухколесных транспортных средс тв. На ску тере разрешается двиг аться по крайней правой полосе либо по обочине при условии, что такое движ ение не помешает пешеходам. При на личии велосипедной дорожки еха ть можно только по ней, если же она пересекает проезж ую час ть, то водитель скутера обязан ус тупить дорог у транспортному средству, движущемуся по дороге. Запрещено поворачивать налево или развора чиваться на дорогах с трамвайными путями и на дорогах, г де больше одной полосы д ля движения в каждом направ лении. К сож алению, как показывает практика, водители ску теров за частую вообще не знакомы с Правилами дорожного движ ения, поэтому представляют опаснос ть д ля ос тальных участников дорожного движения.НЕВИДИМЫЕ ЖЕРТВЫК сож алению, никакой с татистики в масштабах страны по ДТП с участием мотоциклов и ску теров нет. Но это не зна чит, что проблемы нет вовсе! Даже если судить по обрывочной информации, число аварий с участием дв ухколесных машин рас тет. Так, в Арханг ельской облас ти, крае отнюдь не самом ж арком и солне чном, за прошедший год было зафиксировано 42 дорожно-транспортных происшес твия с участием скутеров, велосипедов и мопедов, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 году. В культурном Санкт-Петербурге в 2004 году было 79 ДТП (7 человек погибли, из них 2 ребенка; ранены 85). В 2005 году цифраВДОЛЬ ЗАКОНАМы наметили небольшой контрольный маршрут: пара улиц, круг, парковка перед супермаркетом и переулком обра тно наВладельцы скутеров, молодые люди 14–16 лет, о с уществовании ПДД подчас и не догадываются! И тем не менее выезжают на дороги…Типичная картина: юный «гонщик» рванул изо всех сил перед потоком, который у же тронулся на «зеленый».За рулем 06/2007 253 БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД НА ДОРОГЕ – СКУТЕР!Уважаю тех, кто ездит на мототехнике в шлемах!Антон Власов в шкуре рядового гонщика-скутериста.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙСкутер на дороге – это:равноправный участник 42% движения 52% опасная помеха 6% какая помеха, я сам мотоциклисттельское удостоверение пока не треб уется, и это г лавная причина роста ДТП, считают в ГИБДД. Причем речь идет не только о правомочнос ти использования ску теров, но ио защите от бана льных угонов, ведь двухколесные машины к тому же нигде не числятся. В конце апреля замес титель минис тра внутренних дел России Александр Чекалин заявил, что владельцы скутеров, которые езд ят по дорог ам общего пользования, должны иметь водительские права. «Это равноправные участники дорожного движения, которые должны под чиняться общим законам дороги и иметь общие со всеми водительские документы», – за явил генерал. Однако если это и произойдет, тоРазговор «по душам» после заездов. Я считаю, что скутер – не игрушка. Антон дипломатично молчит.не раньше чем через два- три года, ког да начнется замена водительских у достоверений, о которой с только у же говорили. Вполне возможно, что ГИБ ДД надумает ввести специа льные права д ля управ ления ску терами с двиг ателем объемом до 50 смз (категория А1). А пока – вот приватное мнение рядового инспектора ДПС, которое мы узна ли по ходу нашего рейда: «Делать мне нечего, что ли, как за скутерами гонятьс я? И так ес ть чем занятьс я на дороге!» И то правда, дел у инспекции по безопасности дорожного движ ения – невпроворот. Вот в том же апреле шумно отметили Неделю безопасности в рамках всемирной акции за безопаснос ть дорожного движения. Провели несколько совещаний с привлечением телевидения… Собственно, на этом и все. О скутерах в шумихе както забыли. Да это разве транспортное средство? Игрушка...удвоилась – 160 Д ТП с учас тием ску теров (погибли 8, из них 1 ре бенок; ранены 179 человек). Это – только официа льно зафиксированные с лучаи; в реа льной жизни ма лолетние участники аварий часто уходят домой, вытира я кровь с разбитых носов и утаскивая пока леченные «игрушки». Не успевает зажить одна ранка, как юный наездник снова вс едле. Потому что скутер – агрег ат потрясающе заводной! Что там дети – взрос лые теряют контроль над ситуацией, садясь на эту табуретку с мотором! Извес тный французский актер Жерар Д епардье пару лет назад гонял по Парижу на скутере, не справилс яс управлением и сломал ногу…БЕЗ ПРАВА… НА ПРАВАДля управления транспортными средствами с объемом двиг ателя до 50 см з води-254 За рулем 06/2007