292
293
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯОна была напе чатана в «Правде» в 1927 году ив полеми ческой форме ра товала за незамедлительное развитие с траны по пу ти ав томобилизации, без чего невозможен ее прогресс. Далее пос ледовали дела – организация «Автодора», издание «За рулем», с троительство ГАЗа, реконс трукция АМО, Каракумский пробег… Подшивки «За рулем» первого десятилетия хранят немало выс туплений г лавного редактора по самым жгучим проблемам, волновавшим как поборников ав томобилизации, так и сомневающихся, коих было совсем не ма ло. Одно только пере числение тем его с татей говорит о круг е интересов автора. Ту ти ана лиз того, что дал Каракумский пробег , и отчет о пробег е иномарок на российских дорог ах (внизу на фото первый с лева тянет машину Осинский), обзоры американской ав тоиндустрии и, конечно же, статьи о пу тях советского автомобилестроения. Остановлюсь только на дискуссии, котора я развернулась при самом активном учас тии главного редактора на страницах ЗР в 1931 году , незадолго до пуска ГАЗа. С самого начала, как мы уже не раз вспомина ли, «За рулем» на первой с транице нес девиз «Автомобиль – тру дящимся!». Надо немного предс тавлять то время, чтобы оценить смелость такого призыва. Начало сталинского вс евластия, борьба с классовым врагом, с кула чеством, ж упел «вредите льства», а тут на тебе – «автомобиль рабочему и крес тьянину!». Чем не призыв бра ть курс на капитализм! Такое не мог ло ос таться без пос ледствий. Популярна я тогда г азета «Г удок», взявша я на себя в то врем я, помимо железнодорожного, еще и мес тный (г ужевой, автомобильный) транспорт, выс тупила со с татьями (первая из них Вл. Кононова называлась «Вчера и сегодня в ав тодорожном деле»), резко осуждавшими позицию Осин-4050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120Николай Осинский (Валериан Валерианович Оболенский)Этот портрет у же не первый раз на с траницах журнала, а для нас, его сотру дников, он вообще с тал атрибутом редакции с тех пор, как в ее с тенах появилась работа народного художника России С ергея Присекина – «Первый г лавный редактор «За рулем» Николай Осинский». Портрет висит в самом большом кабинете нашего дома, где раз в мес яц мы собираемся на летучку обс удить только что вышедший номер ЗР. Вмес те с нами, таким образом, и Ва лериан Валерианович – человек, которому, как и Михаилу Кольцову, журнал обязан своим рож дением. Более того, старт ав томобилизма в советской России современники Осинского, а позднее историки связывают с его именем. Издесь нет преувеличения. В какой бы роли он ни выс тупал в те годы – предс едателя ВСНХ, руководителя ЦС У, директора Института народного хозяйс тва, диплома та, – ав томобиль, автомобилестроение были д ля него особо значимы. Он окончил Московский университет, училс явГ ермании, дваж ды выезжал в Америку изуча ть экономику ав томобильно-дорожного де ла, был знаком с Генри Фордом и заслуженно считался одним из самых образованных в этой облас ти специалистов. Свой на учный багаж и бог атый опыт (ав томобиль был и его ли чным увлечением) он обра тил на реа лизацию идеи, которую обнародовал в наделавшей много шума статье «Американский ав томобиль или российска я телег а».292 За рулем 06/2007 РУБРИКУ ВЕДЕТ МАРК ТИЛЕВИЧского. Делалось это под видом заботы о первоочередном производстве тяжелых грузовиков, но выг лядело так: «Д ешевый массовый легковой ав томобиль и дешевый ма лотоннажный грузовик есть кулацкий лозунг, а решение о пос тройке Нижегородского ав томобильного гиг анта и реконс трукции АМО – плод «самотека». На этом основании лозунги «Ав тодора» объяв ляются ав тором негодными, вредными, враждебными социа листическому строительству и борьбе рабочего класса. Более того – делается вывод, что «вредите ли всех толков могли только радоваться такому началу плановой автомобилизации СССР». Жаль, из-за недостатка места нельзя процитирова ть, как аргументированно, зло, иронично отвечал Осинский оппонентам на с траницах журнала. Одна только выдержка: «Име яв голове не вывихнутые мозги, вряд ли можно допус тить, что то, что правильно ив чера и завтра, с егодня оказыва лось негодным и враж дебным. Это уже не диа лектика, а помра чение ума». И да лее: «Ес ли «Г удок» взялс я за безрельсовый транспорт, то мы должны потребовать от него знания и ясного понимания того, о чем он рассуждает». Подводя итоги дискуссии, президиум ЦС «Ав тодора» посчитал вредным выс тупление «Гудка». «Лозунг «Автомобиль – трудящимся!», под которым общество три года назад на чало свою работу, полностью остается в силе». У вы, «Ав тодору» жить ос тавалось недолго: в 1935 году он был ликвидирован, а в 1938-м инициа тор его создания Николай Осинский стал ж ертвой с талинских репрессий. Что можно добавить к этому: «За рулем» в своей ис тории, при вс ех изменениях в жизни с траны, в жизни самой редакции с тарался с ледовать этому призыву, осуществление которого, к сож алению, рас тянулось на долгие годы.«ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИПервые отклики: все пошло от дедовС ума сойти – уже 80 лет журналу! Р аньше я как-то не задумывался об этом, мне сс амого детства каза лось, что он с уществовал вс егда! Мой дед был танкистом в Ве ликую Отечественную и пос ле оставался заядлым автомобилистом и мех аником от «За рулем» в моей жизни? Сколько помню с ебя, столько помню ж урнал. Снача ла, совсем маленьким, я его смотрел. Это был настольный ж урнал в нашей с емье. Мой дед Анатолий Яковлевич Кобриц – автомобилист с большой б уквы, от него все и пошло. Всего, что прочитал в журнале и что запомнилось, не назовешь – очень многое! О дин только случай. Статья о ДТП, которое произошло с новой машиной на с ухой дороге по малоизвестной тогда причине: передняя ось была об ута в радиальные шины, а задняя – в диагональные. При дефиците на ре зину это встреча лось. А тут статья в «За рулем», Бога! Поэтому «За рулем» я начал мусолить в руках раньше, чем «Вес елые картинки». С первого класс а выре зал из него фотографии понравившихся автомоби лей и наклеивал в общую тетрадь. Моя тетрадь была, пожа луй, лучшая в классе! и очень вовремя. На нашу автобазу как раз поступили радиальные шины для УАЗа. Так и напрашивалось поставить сзади «пятаки», а спереди мягкую «радиа лку». Спасибо «За рулем»: мы этого не сделали. Посылаю фотографию – ровесницу ж урнала. Второй Дата – 80 лет – внушает уважение! С удовольствием поучаствую в предлож енном вами конкурсе. Для читателя с большим стаж ем это, безусловно, почетная миссия! Вскоре сообщу о месте «За рулем» в моей жизни. ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ справа – мой дед. На обороте надпись: « Дорогому другу на добрую память о первом в истории Сибири пробеге из Омска в Новосибирск и обратно. 16–30.09 1928 г. От Владимира Александровича Курбатова». АЛЕКСАНДР КОБРИЦ, ОМСКНЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ…Сегодня у же позабыли, что «За рулем» долгие годы с читали не только ав томобильным, но и мотоциклетным. Ирбитские и киевские тяж елые мотоциклы с колясками тогда входили в группу «ос трого дефицита». Знаю об этом по работе в тогдашнем Миноборонпроме. Как оценивает потребитель наши машины, какие предъявляет требования, проблемы с запчас тями, г арантией – ответы на эти вопросы мы находили в «За рулем» и письмах его чита телей. Р едакторы журнала по своей инициа тиве делали для нас под борки корреспонденций по мотоциклетным «болячкам», находили время проводить б урные конференции по ка честву, г де сталкивали лбами завод чан и потребителей.Первенство заводской марки. Пятигорск, 1969 г. Члены судейской коллегии: водитель А. Юдин (Миноборонпром) и Б. Синельников («За рулем»).Каждый наш сотру дник старался добыть подписку на «За рулем» – того, кто не читал журнал, в моем круг у считали «не полнос тью соответс твующим». Вызыва ла уваж ение и техническая эру диция сотрудников редакции. Помню, как реа льно они оценива ли возможности создания конкурентоспособного отечествен-ного мотоцикла. Их прогноз оправдался. Мотоциклетных авторов – Абезьянина, Синельникова, Д емченко, Шуг урова многие хорошо помнят и поныне и, коне чно, благодарны журналу. АЛЕКСАНДР ЮДИН, главный специалист по мото- и автостроению Миноборонпрома СССР (1965–1991 гг.)За рулем 06/2007 293