156
157
158
ГРУЗОВИКИКОМПАНИЯ YUTONGКрупнейший в АзииВторой по величине производитель автобусов в мире и крупнейший в Азии – китайская компания «Ютонг». На заводе в Чжэнижоу побывал Юрий Нечетов. Фото автора.Впрошлом году в мире выпущено 27 969 ав тобусов с трех лучевой звездой – что ж, лидерство марки «Мерс едес-Бенц» в том или ином с егменте автомобильного рынка воспринимается почти как должное. А вот в торое мес то китайской компании «Ютонг» (китайцы говорят «Юйтун», а полное название фирмы Zhengzhou Yutong Bus), собравшей 20 340 автобусов, во многом с тало откровением. Даж е учитыва я главное дос тоинство китайских товаров – невысокую с тоимость, доход от продаж составил более одного миллиарда долларов! Впрочем, ав тобусы обеспечивают лишь 60% оборота компании, котора я такж е выпускает комплектующие,запчасти, промышленное оборудование и даж е занимаетс я недвижимостью. В общенациональном списке крупнейших промышленных корпораций Китая «Ютонг» на 41-м мес те, а Промышленно-коммерческий банк с траны восьмой год подряд присваивает компании наивысший рейтинг инвес тиционного доверия – ААА.экскурсия ту да входит обязательной сос тавляющей в программу визита в эти края.Завод площадью 1,3 млн. м2, на котором работает 10 тыс. человек, – головной из четырех принадлежащих «Ютонгу» и самый большой в Азии по производству ав тобусов. Р аботая в одну смену, он выпускает сотню машин в день, дв ухсменная работа из-за д лительной с ушки установлена лишь для окрасочного цеха. Никаких роботов и автоматики нет. Тому причинойСейчас мощные захваты поднимут только что сваренный кузов автобуса и опустят его в ванну для фосфатирования.СЕКРЕТ УСПЕХАШтаб-квартира и производс тво располож ены в полу тора часах лета на юг от Пекина в городе Чжэнижоу (Zhengzhou) – здесь живет шес ть миллионов человек, но название вряд ли что скажет русскому и европейскому ух у. Гораздо извес тнее монас тырь Шаолинь – он лишь в сотне километров и156 За рулем 06/2007 Из-за обилия моделей всех цветов радуги заводской двор больше похож на рынок – здесь с ложно найти два одинаковых автобуса.Для первоначальной подгонки двери к проему служит кувалда, для окончательной – более легкий молоток...огромное разнообразие моделей длиной от 6 до 18 ми дешевая рабочая сила. Китайский ав топром демонстрирует сверхэнерги чные темпы: полный цикл разработки новой модели занимает лишь около года. Говорят, такая скорость достигается благодаря современнымтехнологиям проектирования – придется поверить на слово, поскольку ни исс ледовательских центров, ни лабораторий, ни конс трукторских бюро посетить не удалось. Зато увидели огромные с тоянки готовой продукции – во многих моделях прог лядывают черты европейских прототипов. Да имногие узлы и агрегаты имеют те же корни: двигатели поставляет совмес тное предприятие с «Камминсом», коробки передач – копии ZF и «Аллисон», сцепление «Сакс», рулевое управление ZF, тормоза «Вабко», кресла выпускают на линии, купленной у немецкого «Фогеля». А вот мос ты оригина ль-ные, китайские. В зависимости от ж елания покупа теля комплектация машин обеспечивает соответствие экологи ческим нормам Евро II или Евро III. В 2002 году создано совмес тное предприятие с фирмой МАН ( доли учас тия распределяются поровну ), давшее «Ютонгу» вполне лег альныйЗагрунтованный и окрашенный кузов покидает сушильную камеру и подается к началу сборочного конвейера.Здесь кузов опускают и монтируют на готовое шасси – эту те хнологическую операцию часто называют свадьбой. ГРУЗОВИКИКОМПАНИЯ YUTONGдоступ к современным технологиям – объем выпуска СП достигает 10% общей производственной мощнос ти компании. ходом (!) и лишь некотора я часть по железной дороге. Сегодня компания «Ютонг» только на чала «поход на Запад» – один дейс твующий дилер в России, по два в Европе и других с транах СНГ. Но у же подписаны дилерские сог лашения с компаниями в Москве, Челябинске, Казани, Перми, Чебоксарах, Самаре. На очереди Екатеринбург, Нижний Новгород, О мск, Рос тов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск,«ЮТОНГ» ИДЕТ В РОССИЮТри четверти продукции поглощает бездонный вну тренний рынок, на котором доля компании дос тигает 22%. В списке двадца ти шес ти импортеров три первых места занимают Куба, Иран и Россия. ВСемиметровые ZK6737D по цене от $50 тыс. у же работают в СанктПетербурге маршрутными такси.Туристический ZK6129H поставляют в Россию: длина 12 м, полная масса 17,5 т, 44 места, мощность двигателя 264 кВт/360 л.с., Евро II. Цена – от $165 тыс. Одна из последних разработок – сочлененный городской ZK6180HG: длина 18 м, полная масса 28 т, мощность двигателя 206 кВт/280 л. с., Евро II.Местная экзотика – автобус со спальными местами. Кровати расположены в три ряда и два этаж а, сидячих мест нет.двух первых странах организованы с борочные производс тва, так что со временем подобного можно ожидать иу нас. В Россию у же пос тавлено около тыс ячи ав тобусов, прошедших адаптацию к мес тным условиям эксплу атации. Недавно подписан контракт сг енеральным дистрибьютором – компанией «Сторк» на очередные пятьсот машин д ля СанктПетербурга. Среднеразмерные с емиметровые ZK6737D стоимостью 1м лн. 347 тыс. рублей, как и купленные ранее, будут работать в ка честве маршрутных такси. Любопытно, что большинс тво машин придет из Китая в Питер своимСаратов, Воронеж, Тольятти, Барнаул. Ближ айшая зада ча – развитие дилерской ис ервисной сети, создание региона льных складов запчастей. Что касается г лобальных планов, то они поистине наполеоновские – с тать крупнейшим производителем ав тобусов в мире! Учитывая темпы рос та, это вполне возможно в те чение нескольких ближ айших лет. Однако авторитет зарабатывается многолетним лидерс твом не только в производстве, но ив исс ледованиях, перспективных разработках, ка честве и надежности машин, а здесь компания «Ютонг» находитс я лишь в начале пути.158 За рулем 06/2007