КЛУБКОНКУРСЛуна, далее вездеОтличный ответ на задачу 51 «Масса покоя» (ЗР, 2007, № 3) принес Александру ПОВАРОВУ из Красноуфимска премию от редакции – 6000 ру б., а также подарок от О АО «Концерн «Моринформсис тема – АГАТ» – электрический шинный компрессор.Итак, выше л спор: г де достаточно мощный электромобиль быс трей разгонитс я до 100 км/ч – на Луне или на Земле Спорщики ус ? ловились сравнивать результаты на равноценных трассах – никаких скачек по лунным барханам! И, конечно, мотор, шины одинаково работоспособны здесь и там. В г араже, да в праздник договориться легко. Как водитс я, не вс е оценили шу тку. «В лунных барханах не разгонишьс я!» – довод любителей с тарой фантас тики. А ведь еще 21 июля 1969 года Нейл Армс тронг ос тавил первые с леды на лунном песочке – реголите, но барханов не заметил. Да и отку да им взятьс я при полном безветрии! Правда, горе-эксперты из ж елтых газет эти факты оспаривают, но читатели ЗР – люди мыслящие. К тому же по ус ловиям задачи на лунной трасс е пыли нет. А теперь о шинах. Кто- то беспокоится – не взорв утся ли в ваку уме? Но ведь договорились: не взорв утся! И с чего бы? В г лубоком вакууме – давление ноль, но вовс е не отрицательное. Если на Земле шину качали до избыточного дав ления 2 кгс/см 2, то на Луне это около 3 кгс/см 2. И вс е. Коне чно, надо учитыва ть особенности эксплу атации, св язанные с температурой, – нужны соответствующие материалы, смазки и т.д. Но мы с вами в реа льный полет не собираемс я. Кстати, то, что характерис тики двигателя мы приняли линейными по скорос ти – тож е чистая ус ловность. В противном случае зада ча сильно ус ложнится. Не обошлось без курьезов. Так, по мнению некоторых чи-тателей, на Луне якобы в6 раз меньше масса (!) машины. Что тут скаж ешь? В класси ческой физике масса тела – это мера его инерции. В Париж е, Х ацапетовке, на Зем ле Франца-Иосифа или на Марс е масса тела одна и та ж е. (Релятивистскую физику здесь не обс уждаем – с ее точки зрения скорость любого авто просто ничтожна.) Но подготовка подав ляющего большинс тва игроков – на высоте. Допустим, масса машины –1000 кг, а вот вес ее (сила тяготения на Луне) – в 6 раз меньше, чем на Зем ле. Значит, предельные тяговые силы колес – те, что на грани б уксования – тож ев6 раз меньше. Полноприводная машина наЛуне начнет буксовать уже при ускорении примерно 1,5 м/с2. На Земле – около 8,8 м/с2. Зато здесь ес ть а тмосфера: при лобовой площади машины 1,8 м2, Сх = 0,35 и скорос ти 100 км/ч сопротивление воздуха далеко не с лабое – около 315 Н (32 кгс). Мощнос ть аэродинамических потерь – 8,75 кВт. Потери на ка чение шин – около 4,1 кВт. Сумма – 12,85 кВт. Если мощность, подводимая к колесам, примерно такая же скромная, то на Зем ле ус танешь ждать, ког да спидометр покажет сотню. Ес ли мощнос ть меньше, вряд ли дож дешься – разве что поду ет крепкий попутный ветер! На Луне же это вопрос времени ид лины до-Р исунокСер ге яСавиловарожки: если есть возможность держать ускорение (на грани буксования) всего 1,5 м/с2, то ив этом с лучае хва тит 260 метров и 18–19 секунд разгона. Любопытно, что некоторых из вас беспокоит возможность… вылететь в космос изза того, что на Луне «перва я космическая скорость маленькая». На деле – не так уж мала, около 1680 м/с. Р азгоняться надо так долго, что и самый заядлый спорщик протрезвеет. Так что же получаетс я? Если машина нас только сильна, что для нее повышенные механические и аэродинами ческие потери на Зем ле вплоть до скорости 100 км/ч с ущественной роли не играют, то ее разгон здесь б удет быс трей, чем на Луне. Если же мощность мала и на Зем ле не позволяет приблизиться к скорос ти 100 км/ч, то на Луне, при ничтожных потерях, можно взять реванш. Таковы доводы многих читателей, включа я победителя. Видно, дед в этом шу точном споре проиграл, но не зря: наши предс тавления о техни ческом уровне учас тников конкурса расширились, а некоторые из чита телей, надеемс я, узнали кое-что новое для себя. Спасибо вс ем учас тникам. Александра Поварова поздравляем с зас луженной наградой!ЗАДАЧА ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯТочностьЭка невидаль – сгорел клапан. Чини, да не морочь людям голову! А Горин, как банный лист: «Я жеб ухгалтер – хочу все рассчитать до копеечки, а тут чу деса! Допус тим, мощность на четырех цилиндрах 100% – и максима льная ско-рость машины 160 км/ч. Но вот сгорел клапан, мощнос ть упала до 75%. «Максима лка» вроде должна с тать 120 км/ч. Логично? А моя на трех цилиндрах набирает 140…». Он еще и недоволен! Подняли на смех. А нынче ия призадумался: в самом деле, почему так нелогично получается?Ответ с поме ткой «Конкурс» отправьте до 10 июля 2007 года по адрес у: 107045, Москва, С еливерстов пер., 10 или по e -mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный те лефон или у добный для вас способ быстрой связи. Наш тел. (495) 207-79-84.290 За рулем 06/2007