234
235
236
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯэлектроника, но даж еи электрика: все работает по законам механики и гидродинамики. Вы спросите, как? А это – с екрет фирмы. Скаж ем лишь, что изюминка в центра льном штоке со спира льной канавкой и дополнительных клапанах…Новый амортизатор в разрезе. Главная деталь – шток со спиральной канавкой – работает в качестве насоса.Универсальный «Нивомат»Слева – машина с амортизаторами «Нивомат», справа – с обычными. Разница в осадке заметна невооруженным глазом.Владельцы универса лов особенно хорошо знакомы с этой проблемой: задняя час ть автомобиля при полной загру зке багажника заметно прис едает. Мало того, что уменьшение дорожного просвета не вызовет восторга у да чника, так еще и поведение ав томобиля на дороге ощутимо меняется. Существуют сис темы ав томатического рег улирования уровня кузова, но они дос тупны, как правило, облада телям дорогих машин с пневмопод-веской. Фирма ZF пред ложила свой вариант поправить положение ку зова: амортиза торы новой сис темы «Нивома т» (Nivomat) можно заказа ть у же сейчас д ля 35 моделей ав то, среди которых популярные универсалы «Фольксваг енПассат», «Форд-Мондео» и «Фокус», «Вольво-V70». Идея проста и изящна: задние амортиза торы снаб жены дополнительным ба чком с жидкостью, котора я подка чивается в цилиндр, приподни-мая кузов до ис ходного уровня. Вы, вероятно, ж дете описания умного контроллера с да тчиками, электронасоса… Ничего подобного! Жидкос ть накачивается сама собой благодаря колебаниям кузова на неровностях дороги! При загрузке ав томобиля задок прос едает, но через несколько сотен метров уровень восстанавливается. Р азгрузились? Что ж, при с ледующей поездке жидкость уйдет обратно в бачок. Не нужна не толькоНеисчерпаемые свечиСвечи зажиг ания напоминают своей неис черпаемостью зу бные щетки: вроде у же нельзя изобрести ни чего нового, как опять появ ляется очередное «последнее с лово», обещающее еще лучшее сгорание, еще меньшие вых лопы, еще большую экономию на бензине… Сегодня расскажем о так называемых гибридных све чах зажигания, анонсированных фирмой NGK. Кончик центрального электрода диаметром вс его 0,4– 0,6 мм с делан из иридия. Это облегчает ус ловия пробоя искрового промеж утка благодаря большему градиенту напряженности электри ческого поля. Далее – платина. Пластиночку из нее наварили лазером на основной боковой электрод, что с делало его кончик почти нечувствительным к эрозии. Зазор ос тается пос тоянным на протяжении 100 000 км! В новых свечах три боковых электрода, которые имеют разную длину. Основной, как обычно, загну т над ос трием центрального электрода, и в его работе никаких особенностей нет. Интересное на чинается, ког да изолятор покрываетс яс лоем проводящей сажи. В этом с лучае обычна я све ча перес таетЗдесь есть все: и три электрода, причем разные, и иридий, и платина.работать, поскольку разряд стекает по образовавшемус я нагару. Но здесь на помощь приходят два добавочных боковых электрода, которые «смотрят» на край изолятора. С него теперь есть куда сорваться искре, причем она еще и уносит с собой час тицы сажи. И самоочищение проис ходит задолго до того, как све ча разогреетс я до нормальных 450°С! В сочетании двух типов разряда и состоит гибридность новой свечи зажигания. А использовать их имеет смыс лв двигателях с непосредс твенным впрыском бензина. Модели НВ6АIX-11P предназна чены для «Тойоты» с моторами D4, PZFRN-11T – д ля «фольксваг енов» с двигателями FSI.234 За рулем 06/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховТаким грузовикам не страшен ни песок, ни лед.Как по маслу…Зимой довольно час то приходится наблюда ть беспомощность автопоездов, скребущих задними колесами по с легка обледеневшему ас фальту. Малейший подъем, и вот вам пробка. На такие случаи хорошо бы подключить передние колеса, однако полноприводные грузовики редко используют д ля магистральных перевозок коммерческих грузов: уж больно прожорливы. Фирма MAN предлагает выход в виде гидропривода передних колес HydroDrive. Это почти не увели чивает масс у, расход топлива, в обычном режиме поведение машины ничем не отли чается от заднеприводной. Но на скорос ти до 30 км/ч водитель мож ет включить подачу масла в цилиндрыгидромоторов, ус тановленных вс тупицах передних колес. Эти цилиндры располож ены звездой, поршни поочередно начинают движение от центра наружу, и их штоки упираютс яв специа льное кула чковое кольцо, зас тавляя пос леднее вращаться вместе с колесом. При давлении масла 420 бар крутящий момент получаетс я вполне достаточным, чтобы тягач преодоле лс ложный участок. Главное – движ ение впе-ред, скорос ть здесь не важна. Между прочим, ес ли бы фирма пошла по пу ти обычного полного привода с разда точной коробкой и приводными ва лами, это потянуло бы в буквальном смысле на лишние 400 кг!По колесу и не скажешь, что в нем спрятан двигатель. Схема комбинированного полного привода HydroDrive.ВпередсмотрящийЭлементы Proreta у же обкатывают на «Фольксваг енеГольф IV», снаб женном целой кучей необ ходимых с енсоров и актива торов. По с ути это – своеобразный робот на колесах: водитель лишь выбирает маршрут. Лазер сканирует пространство перед ав томобилем с разрешением 1,5° каж дые 90 мс и измеряет расс тояние до препятс твия. А вот идентификация помехи – обязанность видеокамеры с разрешением 0,07°. Компьютер непрерывно обрабатывает данные и до пос-леднего ожидает дейс твий водителя. Когда анализ показывает, что дольше тяну ть не льзя, срабатывает ав томатика и машина объезжает препятствие и (или) тормозит, задейс твуя электроусилитель руля и электрогидравлические тормоза. На полигоне вс е получается отлично, но на дороги такому ав томобилю еще рано: Proreta пока смотрит только вперед, помехи с боку или с зади она учитыва ть еще не умеет. Впрочем, до 2010 года, возможно, научится?Интересно, что чувствует водитель этого автомобиля, у которого вдруг отбирают контроль над рулем и тормозами?Действия системы при объезде препятствия и неожиданном перестроении впереди идущей машины.Ученые из университета Дармштадта совмес тно со специалистами фирмы «Континенталь» разработа ли нов ую систему активной безопаснос ти Proreta. Это с лово пришло из Древнего Рима: так называ ли человека, с тоявшего на нос у галеры и предупреж давшего о мелях. Proreta не только предупреждает, но и предотвра-щает ДТП, вмешиваясь в управление ав томобилем и совершая маневр либо прис тупая к экстренному тормож ению. Проект ос уществляется в рамках кампании e -Safety (электронная безопаснос ть), це ль которой – снизить к 2010 году число погибших на дорог ах Германии вдвое по сравнению с годом двухтысячным.За рулем 06/2007 235 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯГлушитель, как зеркало прогрессаКто хоть раз покупал глушитель, знает: дотащить из магазина серебристый бочонок не с лишком легко. А ведь ав томобиль обречен возить эту масс у всю жизнь, с жигая нема ло лишних литров бензина (мы у же не говорим о рас ходе жаропрочной стали). Сталелитейная компания «Тиссен Крупп» решила пересмотреть процесс изготов ления г лушителя, обра тившись к недавно разработанной технологии T ailored Strips. Вот вкратце ее с уть. Вместо сплошной стальной ленты, из которой потом отштампуют части глушителя, использу ется лента-сэндвич. Е е получают пу тем ав томатической лазерной сварки нескольких лент разной толщины и из разных сортов с тали. В итоге материал становится более с тойким и мож ет иметь разную толщину. А это – ключ к уменьшению массы готового изделия. Например, можно сделать резона тор так, что толщина с тенок у его концов б удет равна 1,2 мм, а пос ередине – всего 0,7 мм. Это снизит масс у на 26%. Но мета ллурги готовы поставить лишь хитрую сварную ленту, а вот штамповать из нее детали г лушителя и сварива ть их в единое целое пришлось учиться специа листам фирмы «Эберспехер», снаб жающей системами выпуска це лый ряд автопроизводителей. Технологам удалось изготовить г лушители из сэндви членты в двух вариантах: «медиум», где экономия металла достигает 26%, и «с уперлайт» (минус 40% массы!). Р азумеется, новая технология с ложнее, но на круг получилось, что суперлегкий глушитель не б удет дороже… обычного, поскольку налицо экономия мета лла; в свою очередь, ав топроизводители готовы запла тить за снижение веса своего детища.Уменьшение массы половинки корпуса глушителя.Такую красоту даже жалко прятать под днищем автомобиля.Вы любите теплое топливо?Вот и двиг ателю, оказываетс я, теплое, а тем более горячее топливо противопоказано. Особенно ос тро проблема вс тала с рос том дав ления впрыска в современных дизельных моторах. С егодня 1800 бар в топливной рампе – не редкос ть. Кто помнит уроки физики, знает: при с жатии происходит нагрев. Измерения показа ли – температура дизтоплива в сливном тру бопроводе дос тигает 130°С! А это ведет к целому ряду неизвес тных ранее проблем. С традают не только применяемые плас тиковые материалы, но и само топливо начинает разлаг аться, возникают паровые пробки, кавитация. Наконец, падает мощность двигателя. Чтобы ос тудить топливо, сливающееся обра тно в бак, разработчики «Фольксваг ена» и фирмы «М-План» придума ли специальный плоский радиатор, располож енный под днищем автомобиля, но так, чтобы он не с тал легкоуязвимым д ля камней и ухабов. Радиатор изготов лен из алюминиевого профиля. Верхняя стенка у него тонка я, а вот вниз «смотрят» развитые реб-ра ох лаждения. Они- то ис лужат защитой от повреждений. Чтобы сделать радиатор максимально эффективным ив то же время компактным и легким, потребовался не только точный расчет, но ид лительные испытания в аэродинамической трубе и на реа льном ав томобиле. В итоге нова я конс трукция радиатора стала на четверть легче и эффективнее прежней.Нижняя стенка выполнена в виде ребер, что обеспечивает защиту от повреждения и лучшую эффективность.Еще один радиатор под полом автомобиля служит для охлаждения топлива.236 За рулем 06/2007