324
325
326
АВТОСАЛОНРЕЙД ОЧЕРЕДИ ЗА НОВЫМИ ИНОМАРКАМИОчередной срокЕсли бы лет пять назад кто-нибудь сказал, что скоро в России можно будет выгодно продавать... место в очереди на новые иномарки, его бы подняли на смех. Сегодня одни ждут своей очереди на автомобиль, другие ее покупают... Оба варианта попробовал Александр Добин. Фото: Александр Кульнев.324 За рулем 06/2007 ПРОДАВЦЫ ВРЕМЕНИНа запрос «куплю очередь на автомобиль» Яндекс выда л 40 644 страницы, на ана логичный запрос «продам...» – только 27 997. На просторах интернета живет и, судя по всему, хорошо с ебя чувс твует даж е платный сайт avtoochered.ru. Логичный вывод: спрос превышает предложение раза в полтора, и граж дане готовы выкладывать свои кровные не только за новое авто, но еще и за «здесь и сейчас». Звоню первому попавшемус я продавцу в категории «срочно», пред лагающему очередь на «Хонду Сивик» седан 1.8 АТ: – Вы продаете очередь? – Да, с ередина мая вас ус троит? – Вполне. Кака я комплектация? – «Комфорт». – Отлично. Ваша цена? – Тыс яча двес ти, но мог у сбросить до тысячи… Доплачивать с только к официальным $26 000 я морально не готов. Кс тати, не я один. Практика показывает, что ж елающие купить мес то в очереди на ближ айшую поставку ав то не готовы расс таваться сс уммой более $500, в основном предлагают купить за $100–150, реж е $300. При этом покупа тель еще долж ен будет верну ть продавцу и дилерский залог, а это от $500 до 10% стоимости машины. А вот продавцы не скромничают. Средней или, как они сами говорят, «норма льной» ценой за очень дефицитный автомобиль с читается $1500. Ес тественно, стоимость авто и срок получения отражается на цене, а ес ли вдруг вам пред лагают «вашу» комплектацию и цвет, да еще и через пару недель, могут запросить $1800–2500 сверху. Правда, что х уже – ж дать или перепла чивать, я так до конца и не определился...такой придума ли – «отлож енный спрос» (это и ес ть очередь). Кто бы мог подума ть – дилеры ожида ли, что спрос вырастет на треть, а он, паршивец, вымаха лв полтора раза. Росстат недоумевает – каж дый пятый житель с траны в этом году собираетс я обзавес тись новой иномаркой, независимо от того, имеет он ав томобиль или нет. А мы у дивляемся, откуда очереди… Повышение уровня благосостояния населения – только одна из при чин для возникновения очередей, пус ть иг лавная. Вторая – доступность банковского кредита. Кредитные ставки, хоть и медленно, но понижаются, а банки придумывают все новые кредитные схемы для физи ческих лиц. Правда, потом ж алуются на массовый невозврат (2 м лрд. ру блей за прошлый год!), но это, в конце концов, их трудности... К тому ж е, из-за того, что жилье не купишь даж ев рамках федера льной программы «Доступное жилье», многие серьезно с тали рассматривать новые иномарки как способ вложения свободных денег. Еще одна нема ловажная причина очередей – квоты. Производители оказа лись неготовы к русскому спросу. Они физически не мог ут пос тавить в Россию больше машин, чем было оговорено в начале года.ДЕВОЧКА ХОЧЕТ МАШИНКУНедолго дума я, мы решили провести эксперимент. Лег енда г ласила, что босс поручил своему с екретарю найти машину дочери в подарок. Д евочке 19 лет, через пару недель она сдает на права, и папа просто обязан исполнить ме чту любимого чада. Воодушевленно я принялс я осаж дать столичные ав тосалоны, долго ис бивчиво объясняя менеджерам по продаж ам, что дочери на чальника срочно ну жна машина именно вашей марки, непременно с ав томатической коробкой переда ч, обяза тельно с полным электропакетом, кондиционером, музыкой, а главное – «ж енского» цвета. При этом цена, ж елательно, щадящая, потому что опыта вождения у девочки практически нет и «ловить бордюры» очень дорогой комплектацией будет жалко. Если цена и комплектация нас почти вс егда устраивала, а иногда подход ящая машина даже оказыва лась в на личии,По данным Росстата, каждый пятый житель страны в этом году собирается обзавестись новой иномаркой. Независимо от того, имеет он автомобиль или нет.Игорь Виноградов, руководитель сети ТСК Группы компаний «Автомир» Обычно очередь возникает на новые модели, которые только появ ляются на рынке. Как правило, она сразу доходит до трех–пяти мес яцев. К примеру , ожидание «Чери-Амулет» и «Чери- Тигго» сос тавляло пять мес яцев, люди су довольствием вносили деньги по $500– 1000 и готовы были терпеливо ждать. Огромную роль сыграла цена – от 9 тыс яч долларов. Ав томобиль появился в наличии на складе, и очередь сразу рассоса лась. Всплеска или новой волны, насколько я мог у судить, не предвидится. «Кашкай» с ейчас вошел на российский рынок точно так же, но строить прогноз, что ситу ация затянется, я бы не стал.ПРИЧИННЫЕ МЕСТА РУССКОГО СПРОСАНаша с трана непредсказу ема. Автопродавцы даж е терминто «ж енский» цвет вс та процентах случаев нужно было заказывать, а зна чит – ж дать. И вот тут возникал вопрос, ради которого и за тевалась вс я эта авантюра: «Как долго?» Р езультаты в таблице. Но и эти свои обещания дилеры выполняют не вс егда. В январе прошлого года Елена, читательница «За рулем», выбрала в одном из московских салонов «Форд-Фьюжн» яркого ж елто-зеленого цвета в базовой комплектации. Машину пообещали дос тавить через три месяца, потому что редкий цвет (а он был главным условиЗа рулем 06/2007 325 АВТОСАЛОНРЕЙД ОЧЕРЕДИ ЗА НОВЫМИ ИНОМАРКАМИпритягивать россиян, несмотря на самую высокую цену в своем классе и стабильно долгий срок ожидания. Очереди не уменьшаются, даже несмотря на то что «Хонда» каждый год вдвое увеличивает объем продаж в России. В 2005 году продано 8906 машин, в 2006-м – 15 000, с января по апрель 2007-го – уже 7000. Однако это значительно меньше, чем продажи в Англии (40000 шт. с начала 2007-го) или Германии, Франции и Испании вместе взятых (24 000 шт. за тот же период). Заводы «Хонды» вАнглии и Японии не справляются с растущим спросом. Аквоты распределяются пропорционально проданным авто. Круг замкнулся: чтобы больше давали, надо больше продавать, чтобы больше про-ем) нужно заказывать. Два месяца спустя начались звонки. Вежливые менеджеры регулярно сообщали Елене, что ее заказ не может быть собран вовремя по причине загрузки производства. И так же вежливо интересовались, не хочет ли она что-нибудь добавить в комплектацию, пока есть такая возможность. Лена поняла, что ждать придется долго, поэтому каждый раз будущая покупка обрастала все новыми опциями. Итог: Лена уже полгода радуется «Фьюжну», который достался ей на $6000 дороже, чем она рассчитывала на него потратить.СРЕДНИЕ СРОКИ ОЖИДАНИЯ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ ИНОМАРОК ВКРУПНЫХ ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРАХМарка, модельЦена «редкой» комплектацииСрок очереди* «Мицубиси-Лансер»$18 210/468 000 руб.1–2 месяца «Пежо-206»$16 350/428 000 руб.2–3 месяца «Форд-Фокус»$14 690/377 600 руб.5–7 месяцев «Хонда-Сивик 5D»$25 200/661 000 руб.12–14 месяцев «Фольксваген-Гольф»$24 700/648 000 руб.3–4 месяца «Рено-Логан»$11 500/295 600 руб.в наличии или «Дэу-Нексия»$12 100/310 050 руб.1 месяц «Хёндай-Акцент»$15 250/391 700 руб.1 месяц «Опель-Астра»$20 970/539 000 руб.3–4 месяца «Форд-Фьюжн»$17 500/450 000 руб.2–3 месяца «Хёндай-Гетц»$14 400/370 100 руб.3–4 месяца «Ниссан-Кашкай»$21 900/562 900 руб.9–12 месяцев «Тойота-Кэмри»$34 500/886 700 руб.5–6 месяцев «Шевроле-Авео»$14 200/365 000 руб.1,5–2 месяца «Мазда-3»$21 300/547 500 руб.6–7 месяцев «Форд C-max»$22 540/579 500 руб.2–3 месяцадо 1 месяца*На момент написания материала (апрель 2007 г.) в московских автосалонах. В других городах России сроки могут отличаться.СЕКРЕТЫ «ХОНДЫ»Однако вернемся к очередям. «Чемпион» среди дефицита – «Хонда-Сивик» продолжаетдавать, нужно, чтобы больше давали. На сегодня для «Хонды» главным рынком сбыта (еще ис имиджевой точкиПроизводители провоцируют искусственный дефицит спросовых моделей для того, чтобы переключить покупателя на остальной модельный ряд.зрения) является Европа, где приходится жестко конкурировать с БМВ, «Мерседесом», «Опелем», «Ауди» и «Фольксвагеном». Идаже несмотря на это, очереди за «Сивиком» в Англии и Германии (невероятно, но факт!) доходят до трех месяцев. Кроме русского общенационального помешательства на«Форде» с «Маздой» (спасибо «Дневному дозору»!), на второе место уверенно выходит «Ниссан-Кашкай». Рекорды бьют и «Хёндай» с«Шевроле» (ЗР, 2007, № 4, 5). Вообще, самые дефицитные машины находятся в ценовом сегменте $13000–17 000. Именно они собирают очереди, в то время как люксовые модификации пылятся в автосалонах. По мнению экспертов, очереди в салонах провоцируют покупателей на постоянные миграции. Чтобы не упустить клиентов, под предлогом «меньше ждать» дилеры перенаправляют внимание потребителя на другие модели. Например, желающим приобрести «Фокус» настоятельно рекомендуют «Фьюжн». Некоторые аналитики рынка считают, что нередко производители провоцируют искусственный дефицит спросовых моделей для того, чтобы переключить покупателя на остальной модельный ряд.326 За рулем 06/2007