184
КОМПОНЕНТЫИСТОЧНИКИ ТОКАВот так завод выглядит сегодня: чисто, аккуратно, не скажешь, что внутри «вредное производство».Стойкий свинцовый солдатикРАлексей Воробьев-Обуховынок свинцовых с тартерных ба тарей у же давно перенасыщен и глобализирован. Производителей, независимых от крупных, объединяющих основные бренды корпораций, почти не ос талось. Во вс яком случае, среди звезд скольконибудь зна чимой ве личины. Так что 70- летие австрийского частного предприятия «Баннер Ба ттериен», занимающего по продажам в Европе четвертое (!) место, – случай уникальный. Предприятие создано в 1937 году Артуром Бавартом в Ранквелле, а с 1953-го производство обоснова лось в Линце. Тог да в Авс трии был не только «Баннер», но к 2004 году он ос тался единс твенным австрийским производителем стартерных ба тарей. С егодня, как и 70 лет назад, предприятие принад лежит очередному поколению с емьи Баварт, ее же представители (Андреас и Томас) с тоят у руля компании, пресекая вс якие попытки поглощения со с тороны г лобальных корпораций. Чтобы выстоять в условиях жесточайшей конкуренции и высокой с тоимости рабочей силы в Авс трии, необ ходимо убедить крупнейших потребителей в дос тоинствах своей продукции, за которые имеет смысл выложить не самые маленькие деньги. Среди таких у бежденных покупа телей нынче чис лятся «Ау ди», БМВ, «Дайм лер-Крайслер», «Мицубиси», «Фольксваг ен», «Либхерр», М АН, «Неоплан»,В 37-м все было куда скромнее…«Юнгхайнрих»… Вот и получается, что 90% из 3,2 м лн. батарей еж егодно уход ят на экспорт. Разумеется, прос то «клепать» батареи, как в 1937 году , невозможно, необ ходимо постоянно быть на ос трие прогресса. Поэтому заводска я лаборатория ищет и находит способы прод лить век свинцовой батареи. Здесь давно освоилихитрый лабиринт в крышке и сложную конструкцию пробки, не дающую электролиту безвозвратно испаритьс я или, того хуже, вылиться. Появились в гамме батарей «сухие», сделанные по технологии AGM, в которых весь электролит впитали специальные прокладки между пластинами. Такие батареи имеют заметно меньшее вну треннее сопротив ление и устойчивы к многочис ленным циклам заряда-разряда (особенно ценное свойс тво для гибридных ав томобилей!). Пять лет для них – не возраст! В тес тах, проводимых немецкими ж урналистами, ба тареи «Баннер» оказываютс яв лидерах, хотя по нашим измерениям ток холодного пуска у них не самый большой. Причина прос та: с делать лучшую во вс ех отношениях ба тарею нереально. На «Баннере» особое внимание у делили проблемам минима льного рас хода воды и виброус тойчивости: в конце концов, сибирские морозы д ля Европы – редкос ть, а вот выбоины на дорог ах чтото с тали появ ляться в пос леднее время.184 За рулем 06/2007