КЛУБВЫ НАМ ПИСАЛИКакие евронормы нужны России? Кто пользуется стоянками для инвалидов? На чем ездят жители Мальты? Как делают наши реанимобили? Обо всем – в июньском почтамте ЗР.Своя дорога к экологииШапкозакидательство на Руси в почете – мы вс егда готовы наброситьс я на люб ую проблему «в лоб». Повернуть реки, построить новый тип общес тва, в одночасье принять новые евронормы по экологии. А вот сесть и подумать, нужно ли всем этим заниматься – нет, этого мы не любим. А ж аль. Статья «Европодс тава д ля России» (ЗР , 2006, № 10) привлекла наше внимание как раз тем, что фактически предложила всем приверженцам экологии прекра тить «махать шашками». Согласны – но предлагаем взглянуть на проблему с иной с тороны. В соответс твии сГ ОСТ 12.1.005-88 содержание разли чных вещес тв в воздух е не должно превышать определенный уровень. Но ес ть важный нюанс: прис утствие вредных веществ ва тмосфере зависит не только от их пос тупления, но такж е от процесса их пог лощения и расс еивания! При этом коли чество этих вещес тв, выбрасываемых с отработавшими г азами двигателей, опреде ляется не только совершенством сгорания топлива, но и количеством ав томобилей в конкретном районе, их техни ческим сос тоянием, интенсивностью и характером движ ения и т.п. Само собой, пог лощение и расс еивание вредных вещес тв зависит от г еографических и клима тических особеннос тей каждой мес тности, а такж е от характера ее застройки. Но кто все это учитывает? Последнее по большому счету – задача невыполнимая: это понятно. Но и не надо хвататься сразу за вс е: для начала с тоило бы разобра ться с крупными городами. Умеем же мы вводить требования по ограничению полной массы ав томобиля при переезде мос тов! Так и здесь – в отдельных районах необ ходимо запретить бесплатный проезд любого транспорта, не соответствующего опреде ленному экологическому класс у. С ледующий вывод: не нужно с тричь вс ех ав топроизводителей под одну гребенку – пусть выпускают двигатели и машины с разли чным экологическим уровнем! Ведь с 2000 года в России введены в дейс твие европейские нормы, разработанные для условий стран, в которых насыщеннос ть транспортом в 2,5–3,5 раза выше среднероссийской, а площади, занимаемые лесами, – читай, ус ловия для поглощения вредных вещес тв – с ущественно меньше. А потребитель уже определит, какой транспорт ему подходит! Теперь – про деньги: налог, рассчитываемый по номина льной мощнос ти двиг ателя, нельзя с читать справед ливым! Ведь вред, наносимый окру жающей среде, об условливается не этой мощнос тью, а количеством выбрасываемой в атмосферу гадости. Оно зависит, в первую очередь, от расхода топлива. А на него в лияет вес факторов: рабочий объем двиг ателя, масса машины, ее пробег , нагрузка и техни ческое состояние, стиль вождения и т.д. Так не логичнее было бы ввес ти указанный на лог в стоимость топлива? Это позволит автоматически учес ть вс е виды ущерба, наносимого окру жающей среде каж дым ав то! Причем компенсация вреда будет происходить по месту эксплуатации (там, где заправляются топливом), а не регистрации! Россия – с трана огромна я: бездумное копирование инос транных норм здесь не нужно. Какой смыс л сравнива ть нас с той же Японией, площадь которой несоизмеримо меньше? Пус ть совершенствование моторов идет своим чередом – но кто мешает нам бороться за чис тоту окружающей среды и иными способами? Создать экологические зоны разного уровня – зада ча реа льная, заменить дейс твующий транспортный налог – тоже. Разве одно мешает другому? Алексей Кульчицкий, к.т.н., Виктор Эфрос, д.т.н., Владимирский государственный университетОт редакции. Приглашаем читателей (в первую очередь, специалистов) присоединиться к дискуссии! Свои соображения присылайте по электронной почте:
[email protected]ПрокатитПару лет назад у нас в Казани взялись за злос тных непла тельщиков штрафов. Многим тог да с уд «вручил» лопа ты и метлы, отправив на благо родного города у бирать улицы. Провели пару показательных судов. И ведь подействовало! Мес тное телевидение показа ло, как довольно небедные люди махали метелками, запла тив двойной штраф ( у некоторых было не по одному ) – и сработало. Повозмуща лись, но долги пог асили. Понятно, что испуг ались неотвра тимости наказания. Так что размер штрафа, на мой взгляд, не имеет особого значения. Пусть это всего 50 ру блей, но ес ли знаешь, что коли поймают, то уж точно накаж ут, – невольно задумаешься, нарушать или нет. А коррупция – сама по себе: как брали, так и будут брать, хоть полтинник, хоть полторыСоздать экологические зоны разного уровня – задача реальная! Кто о чем, а я – опять о своей «скорой помощи». Сначала – несколько замечаний по эксплуатации ГАЗ-32214 (это – реанимобили от нижегородского «Самотлора»).операционный свет (4 лампы по 100Вт), фары и т.п. Упоры задних дверей – декоративные: держат только в одну сторону, аветер их моментально срывает. Сзади вместо мигающих синих сигналов установлены два красных «стопа» (фото). Похоже, весь неликвид на президентскую программу пустили. А любителям «экстрима» по секрету сообщаю: для замены лампочки в заднем фонаре нужно снять кислородный баллон! Напоследок немножко юмора. На фото – автовокзал в Саратове (снимал сам). Судя по знаку, это стоянка для инвалидов. АЛЕКСАНДР КОБРИЦ, ОМСКНа одометрах сегодня – по 25 тыс. км. На первых пяти тысячах померли оба датчика контроля топлива. Затем лопнули ВСЕ кронштейны крепления стабилизаторов задней подвески. Заменили на самодельные – ходят до сих пор. Рессоры просели сразу же после загрузки оборудования – пришлось усилить и изменить их крепление. Порвались все ручки для удобства посадки в салон и открывания дверей: декоративные саморезы оторвались во время второго дежурства. Генераторы не тянут нагрузку на ходу: две печки, мигалка,или нет?тысячи. Сам грешен. Мало кто может «похвастать» тем, что через месяц после получения прав попался за «несвежее дыхание». Вердикт – два года пешком! Обидно, что экзамен сам сдал с первого раза (права скоро на рынках продавать будут, амне самому сдать хотелось!) – и так попался. Понадеялся на авось: вдруг «прокатит». Не прокатило, но лишь потому, что денег не было. А вот был бы абсолютно уверен, что за предложение типа «Командир, может, договоримся!» сотрудник ГИБДД тут же отправит знакомиться с УК, близко бы к машине не подошел! В общем, не стоит изобретать: достаточно заставить работать нынешние законы. Видимо, это гораздо сложнее… С уважением, ваш постоянный читатель АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, КАЗАНЬ«НАШИ» ЗАРУБЕЖОМУвидев на страницах ЗР фото наших машин в разных частях света, решил прислать свое – сделано прошлым летом на Мальте в городе Виктория. Мальтийцы очень любят автомобили – эта «восьмерка» тоже в отличном состоянии. Руль справа: все-таки бывшая колония Британии! Кстати, было бы интересно прочитать о выпуске наших праворульных машин! МИХАИЛ ПОТАПОВ, РЕУТОВНа правах рекламыДля удобства больных и инвалидов? КЛУБДИАЛОГ В ПЕРВУЮ СРЕДУподобный опыт в России? С ложно сказать, насколько такие меры б удут дейс твенны в стране, нас еление которой больше, чем Белоруссии, в 16 раз, а У збекистана – в шесть. Но ис нынешним положением мириться нельзя. Какое отношение к вам имее т ЗАО « Торговый дом «За рулем»? Чем руководствоваться при выборе запчас тей? И как вы относитесь к введению поправок к штрафным санкциям по повод у наказания водителей? Д а, возможно, д ля Москвы 300 руб. – не деньги, но регионы-то при чем? ГОСТЬ «Торговый дом ЗР» – отдельна я самостоятельная компания со своими торговыми задачами. При покупке запчас тей и материалов в любом с лучае советую придерживаться рекомендаций ж урнала, тог да низкосортный товар ос танется невос требованным и уйдет с любых прилавков. Что касаетс я пред ложенных поправок, то надо на чинать с другого. Во-первых, с равенства каж дого перед дорожным законом, во-в торых, с неотвра тимости наказания, в- третьих, с точной и выверенной системы доказа тельств нарушения, в- четвертых, с ревизии орг анизации движ ения даже в самом захудалом проезде. А уже потом браться за размеры штрафов. Сегодня на дорог ах России можно наблюдать такую картину: троллейбусы и трамваи уничтожаются как класс. Недавно в ЗР была очень хорошая статья о трамваях, и я полностью согласен с изложенными в ней мыс лями. Но вс е же интересно было бы почита ть еще ио троллейб усах: каково их полож ение в разных городах России (выйдите, наконец, за пределы Москвы!), какие троллейб усы производятся в РФ. С уважением, АЛЕКСЕЙ Б., ТОМСК Алексей! В понравившейс я вам с татье мы как раз вышли за пределы Москвы – там были и Тверь, и Питер. Но речь, как вы помните, шла не конкретно о трамваях, а об общественном транспорте в це лом! Не важно, как б удет называться этот вагончик на колесах – важно, чтобы он вообще БЫЛ, причем не разва линой, а ультрасовременным! Впрочем, троллейб усы тоже интересная тема. Тем более что, в отличие от трамваев, у них и руль ес ть... P.S. «Зарулевцы»! Не забывайте указывать в своих посланиях контактные телефоны! Информацию для рубрики можно присылать по электронной почте:
[email protected] Работу июньского почтамта координировал Михаил КОЛОДОЧКИН«Зарулевский» почтамт представляет ответы главного редактора Петра МЕНЬШИХ в прямом эфире на ежемесячные вопросы читателей.Недавно в ЗР была с татья, посвященная крупнейшим акционерам ведущих отечественных компаний. Намерен ли ж урнал публиковать подобные исс ледования о зарубежных фирмах? СЕРГЕЙ Дело в том, что в большинс тве иностранных компаний акции «размыты» между многочис ленными мелкими акционерами, поэтому за частую вопрос, кто в ладеет, к примеру, GM или «Тойотой», задавать бессмысленно. Да и вообще, нашим чита телям больше интересно то, что проис ходит в России. Но тема любопытная. Каков средний рес урс «дес яток»? У меня – 2003, апрель, пробег 100 тыс. (из них по трассе – 80%), так машина прос то на чала сыпаться! На ку зове под уплотнением ве трового стекла – ржавчина, изоляция проводов вс я потрескалась и т.д. Не ужели пора на покой? ДИМИТР, ПОХВИСТНЕВО, САМАРСКАЯ ОБЛ. Тут ес ть техни ческая проблема. Применительно к ав томобилю ( тем более принадлежащему час тному лицу ) говорить о «рес урсе» довольно с ложно – и прежде вс его потому, что невозможно строго нормирова ть ус ловия эксплу атации. Например, авиа лайнер возит пассажиров на строго определенных режимах, время наработки на которых четко оговорено и пос тоянно регис трируется. Очень строго «расписаны» и ус ловия его эксплуатации. На ав томобилях же каждый ездит так, как с читает ну жным. Ну жно ли доказывать, что машина, хозяин которой – «спортсмен», живет, как правило, меньше, чем такая же, но в руках спокойного человека, равнодушного к гонкам? «Усредненной» нормой д ля автомобилей ВАЗ-2110 можно с читать пробег примерно 120–130 тыс. км. Пос ле этого закономерно нас тупает время вс евозможных ремонтов. Существует ли возможность взыскать с государства за ма териальный вред от каж додневной езды по очень плохим городским дорогам? С уважением, АЛЕКСАНДР, ТУЛА Существует. Ес ть определенные нормативы, которым дороги должны соответствовать. Другой вопрос, что доказыва ть причинно-следственную связь меж ду качеством дороги и повреж дением автомобиля вс егда не прос то, тем не менее это возможно. В практике юрис тов ЗР такие дела были. Слушал недавнее интервью на чальника ГАИ; он гневно обли чал граж дан, покупающих права, заявляя, что они, мол, создают опасность для общества. При этом ни слова не сказал о лицах, продающих эти с амые права – о сос луживцах и под чиненных г-на Кирьянова. Как вы считае те, он реально полагает, что права продаются не его сотрудниками, а кем-то другим или это обычное лицемерие? КОНСТАНТИН Вы знаете, многие наши руководите ли эпохи СССР всерьез полагали, что в магазинах есть и икра, и колбаса, и ананасы. Допускаю, что и г-н Кирьянов верит в то, что говорит. Насколько мне извес тно, вс е печа тные издания рекламируют те или иные товары и услуги прямо или скрыто. Как я понимаю, за счет этого и живут. Не проплачены ли результаты экспертиз и исс ледований в вашем журнале? АЛЕКСАНДР Фактически вы задали вопрос, берут ли мои сотру дники взятки? О твечу кра тко: нет! Хочется у знать: мож ет, кто- то в редакции имеет опыт перевозки маленьких де тей в креслах на дальние расс тояния в течение 8–10 часов? Моему ребенку всего год. СЕРГЕЙ, МОСКВА Да, подобный опыт у нас ес ть. Во-первых, само крес ло должно быть максима льно у добным: не с тоит на нем экономить! Столь же комфортными должны быть условия переезда – избег айте поездок вж ару, удобно оденьте ре бенка и т.д. Во-в торых, возьмите в дорогу все, что может развлечь малыша (наш коллег а, например, захва тил не только игрушки, но и ма ленький DVD проигрыватель, на котором крутил мультики и музыку). В-третьих, делайте остановки – давайте ребенку отдохну ть. Пог уляйте с ним на руках, подышите воздухом. Наконец, постарайтесь выбрать такое время суток, чтобы ма лыш как можно дольше проспал в пути. Удачной дороги! Можно ли решить проблем у угона с помощью силовых структур, разрубив все каналы гаишников с бандитами? В Бе лоруссии мой родственник ос тавляет машину открытой около дома в Гоме ле – и ни чего! А в Твери зайдешь домой на пять мину т, выйдешь – машины нет. ВЛАДИМИР, ТВЕРЬ ВУ збекистане машины не закрывают вовсе – за угон там саж ают на 20 лет. Жес ткие законы ив Белоруссии. Применим ли282 За рулем 06/2007