208
РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ МЕХАНИКА ДВОРНИКОВНе у дивляйтесь: еха ть вг арантийную службу мы не захотели. Допустим, там поводок заменят – нам ли не зна ть, что новый мож ет оказа ться не лучше! При чина ведь извес тна. Вот и выполнили несложный ремонт сами.Костоправы поневолеДовольно часто причины плохой работы стеклоочистителей весьма банальны. В них разобрался Геннадий Непряжин.Человеку, да лекому от техники, устройство автомобильных дворников порой кажется совсем простым. На деле за прос тотой могут скрываться с ложные проблемы – и не только по электрической части, но ив механике. В результате – плохо очищенное с текло с грязными полосами, с ледами вибраций щеток и т.д. Понятно, что причины этих фокусов интересны не всем – наши бес еды ориентированы на любознательных и экономных. Ос тальных ждут в автосервисе. Всегда ли в таких с лучаях виновны щетки? Ясно, нет. Даж е заменив их самыми дорогими, фирменными, не вс егда добьетесь с ущественного улучшения очистки с текла. Норма льной работе щеток час то мешают неполадки в шарнирных соединениях поводков. Щетка должна отс леживать с ложную, двойной кривизны, поверхность стекла – причем прижиматься равномерно, с определенным усилием, не перекашива ться, не ложиться набок, не скрес ти нерабочей час тью, не вибрировать. Из-за чего эти требования не выполняются? Ослабли пружины поводков? Что ж, бывает. Оценить усилия пру жин можно даже на г лазок – сравните свои с такими же, но новыми. Но час то и отли чные пружины прижимают щетки слабо или те прилегают кс теклу неправильно. Оказывается, дворники, подобно конечностям пожилого человека, страдают от болезней своих «суставов» – шарниров. На машинах солидного возрас та эти шарниры иног да чрезмерно изношены и разболтаны, либо, наоборот, заклинены коррозией. Ну жно лишь решить – чинить родные или купить новые? Правда, нынче замена оте чественных дета лей новыми – лотерея: поможет ли? А починить, как сделали мы, несложно. В нашем с лучае на редакционной «Шевроле-Ниве» щетка окна пятой двери, не отработав и дв ух мес яцев, перестала справ ляться с обязаннос тями. На стекле появились неочищенные зоны, работа дворника порой сопровождалась такими зв уками, что хоть св ятых выноси... Поводок отчего- то заеда лв шарнире – и пружина с этой бедой не справ лялась.Схема простейшего шарнира дворников (автомобили ВАЗ, «Волга» и т.д.). Довольно часто в этой конструкции ось 2и отверстие в основании 3 сильно изнашивались, поводок 1 начинал болтаться – и законы движения щеток нарушались. В эпоху дефицита умельцы ремонтировали шарниры, используя в них самодельные втулки и оси. Трущиеся поверхности при сборке смазывали. Представьте – многим помогало!Схема более совершенного шарнира («Шевроле-Нива», «Калина» и др.). В поводок 1 вклепана ось 2, вращающаяся в износостойких втулках 4. Последние запрессованы в основание поводка 3. Между втулками есть пространство, куда, вероятно, следует закладывать пластичную смазку. Но на машинах редакции даже ее следов в шарнирах дворников мы ни разу не нашли. Неужели и на этом АВТОВАЗ экономит?Сняв поводок, обратили внимание на коррозию, успевшую «победить» шарнир. Нем удрено, коли завод экономит на смазке! Высверлив расклепанные концы оси сверлом 3,5 мм и разобрав шарнир, мы в этом убедились. Вынув из поводка основание и заж ав в тиски, тем же инструментом засверлили оба конца оси на г лубину 10 мм.В отверстиях оси нарезали резьбу М4. Затем и ось, и втулки тщательно очистили от продуктов коррозии (на фото показываем одну из втулок, пока еще «закисшую» на оси, другая осталась запрессованной в основание). Хорошенько очистив детали, смазали их, а при сборке узла небольшой запас смазки заложили в полость между втулками.Так выглядит шарнир после сборки. Вместо расклепанных концов оси видны головки винтов М4х10 мм. Чтобы винты не отворачивались, их зафиксировали клеем. Теперь узел легко разобрать, очистить, вновь смазать. В наших условиях несомненное достоинство: без лишних затрат дворники всегда будут в «боевом» состоянии.208 За рулем 07/2007