234
235
236
237
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЭкология в квадратеКвадрат имеет прямое отношение к новому моде льному ряду «Рено». Не думайте, однако, что в моду вошел уг ловатый автодизайн: прос то на автомобилях помещен зе леный шильдик «eco2». Строго говоря, можно было возвести «эко» и в ку б – ведь такая машина должна у довлетворять трем критериям: – выбросы С О2 не превышают 140 г/км либо допус тимо использование биотоплив Е85 или В30; – ав томобиль изготов лен на предприятии, с ертифицированном по нормам ISO 14001 в час ти экологи чности производства; – 95% дета лей пригодны для переработки; не менее 5% комплектующих с деланы из вторичных пластиков. Легко сказать, а как сделать? Из новых моделей «квадра тный» лейбл получили вс е верцентральный дефлектор; передний дефлектор; защита двигателя; бампер; бачок радиатора; воздуховод; подкрылок; каркас «торпедо»;На этом «рентгене» «Модуса» голубым цветом показаны детали, пригодные для переработки, зеленым – сделанные из пластмассового вторсырья.ниша запасного колеса; ящик для инструмента; шины; шумоизоляция двери; защита бензобака; защита подвески; коврик багажника; кожаная обивка; усилитель крыши; задний бампер.сии «Твинго» пос леднего поколения, но это понятно: ма ленькому мотору легко выполнитьнормативы по выбросам. С таршим бра тьям с ложнее: ну жно либо переходить на биотопли-Лучший фон для экологически чистого «Мегана» найти трудно…во, либо… уменьша ть рабочий объем (процедура у же получила название Downsizing). На практике она озна чает, что в «Клио» вмес то 1,4- литрового двигателя ставят 1,2-литровый, но… той же мощности. Пример – мотор 1,2 16V TCE, он развивает 100 л.с., а по кру тящему моменту (145 Н . м) аналогичен даже 1,6- литровому агрег ату! Установленный под капотом «Клио» или «Модуса», он съедает на сотню всего 5,9 л бензина, что соответс твует выбросам СО2 139 г/км. С дизельным «Мег аном» получилось еще лучше: параметры 1,9- литрового двиг ателя разработки 1993 года у далось превзойти новому полуторалитровому мотору! Он не только на 10 л.с. мощнее, но и на 2 л/100 км экономичнее. Что касается сертификации заводов, то 90% из них у же получили вож деленную б умагу; кстати, наш «Ав тофрамос» находится на пу ти к ней. А вот как обс тоят де ла с переработкой. Новый «Твинго» использует 9% в торичных плас тмасс, в «Модусе» их еще больше – целых 13%!234 За рулем 07/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховКак швейцарские часы…Часы из этой страны считают эталоном точности и надежности. Вот и новый линейный датчик Холла фирмы «Микронас» из Цюриха хвастает прецизионностью. Сам по себе холдинг не относится к автопрому и больше известен своими микросхемами в кругах электронщиков. Но этот программируемый датчик HAL 82x предназначен в первую очередь для автомобилей, где ему поставлена ответственная задача – определять положение дроссельной заслонки. Быть может, найдется и другое применение – там, где нужно точно и на-дежно отследить перемещение каких-либо деталей. Почему бы, например, не заменить им потенциометр поплавка в бензобаке? Впрочем, топливомеру такая точность не нужна. Чем же перестал устраивать разработчиков обычный ДПДЗ? Современный контроллер может, конечно, обрабатывать аналоговый сигнал встроенными преобразователями, но при передаче его по проводам через многочисленные разъемы может вкрастьсянепредсказуемая погрешность. Датчик же выдает цифровой помехоустойчивый сигнал с 14-битовым квантованием. Погрешность не превышает единицы последнего двоичного разряда в диапазоне температур от -40 до +150°С. Аеще новый сенсор устойчив к электростатическим разрядам напряжением до 4 кВ! Но может быть, электронная штучка заметно дороже обычного потенциометра? Не угадали: HAL 82x предлагают впартиях от 50 тысяч штук по 1,6евро. Во всяком случае, так заявили разработчики на выставке «Сенсор+Тест» в Нюрнберге.На правах рекламы ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯДайте воздуха «Кашкаю»Чистый воздух необходим двигателю любого ав томобиля: пыль быс тро выведет его из строя, за трудненное дыхание станет при чиной сниж ения мощности. Д ля новинки с езона – кроссовера «Ниссан-Кашкай» пришлось разраба тывать совершенно новый впускной тракт – более технологичный и вписывающийся в тесное подкапотное пространство. Перед разработчиками фирмы «Манн+Хуммель» с тояла зада ча не только найти удобное мес то д ля фильтра и датчика массового рас хода воздуха, но ис делать приятным зв ук работающего мотора. В час тности, необ ходимо было заглушить свист турбины в дизельной версии. В целом получилась весьма сложная сис тема с тремя резонаторами и специа льным трехкамерным г лушителем на впуске. Чтобы пос ледний был герметичен, пришлось даж е разработать нов ую технологию трехмерной ав томатической сварки плас тика. Возду-Впускной воздухопровод для турбодизеля: 1 – впуск атмосферного воздуха; 2 – резонаторы; 3 – широкополосный глушитель; 4 – сменный элемент фильтра; 5 – гне здо ДМРВ; 6 – воздуховод чистого воздуха.ховод д ля бензиновых двиг ателей несколько проще: в нем всего два резонатора, до и после фильтра.А что жес тало самым простым в новой конс трукции? Это – процедура замены трапецеидального фильтрующего эле-мента: его касс ету смож ет вынуть и вс тавить даж е ребенок. Пример для всех, кто, напротив, затрудняет обслуживание... ся, ес ли кованый ва л дизеля 1,9 л выдерживает момент 1870 Н . м, то литой из «Сибодура» – це лых 2000! Правда, после литья ну жно упрочнить его поверхность обкатыванием роликами. Но этот процесс по сравнению с ковкой не только тише, но и проще. Разработавшая нов ую технологию фирма «GF О томотив» собираетс я перейти на нее в серийном производс тве коленчатых ва лов у же в 2008 году.Форма вместо молотаПаровой молот, громко ухающий в кузнечном цехе, десятилетиями был непременным а трибутом моторос троительного завода. Но «у дарная» технология изготов ления коленвалов вот-вот уйдет в ис торию благодаря новому материалу. Что не ус траивало двиг ателистов в кованых ва лах? Высокая с тоимость, большой вес и невозможность получить сложные формы – такие, как дает литье. Ведь ва л можно отлить полым, а это 1,5 кг (или 12%) экономии д ля четырехцилиндрового мотора. Облег чается финишная обработка шеек, на 10% сниж ается с ебестоимость. Если бы такой ва л выдерживал повышенные нагрузки, особенно в дизельных двигателях! Проблему решил сплав «Сибодур» – Sibodur 700-10, в названии которого зашифрован состав: кремний (Silicium) и бор. А окончание связано уже с прочностью (Durability). Ес ли говорить о конкретном количестве добавок, то доля уг лерода составляет от 3,3 до 3,7%, кремния – от 2,6 до 3,4%. Детали из «Сибодура» у же вовсю применяют в подвеске и ступице «Ауди-А4», а как насчет коленчатого ва ла? Оказывает-Новый вал давили роликами, а вот молотом по нем у не стучали.Такая картина откроется, если разрезать вал пополам.236 За рулем 07/2007 Электрическая рейка рулит!кает рейку механизма вправо или влево. Для этого электродвигатель с редуктором разместили параллельно ей, а на самой рейке сделали участок срезьбой, вокруг которой вращается шариковая гайка. Ее-то и приводит в движение электромотор через... ременную передачу. Возможности новинки в части развиваемого усилия впечатляют: в лаборатории намерили 11 кН (чуть более 1,1т!). Это позволяет применить такой усилитель даже в легких грузовиках. Немаловажно, что наряду сточностью работы новый усилитель отличают очень небольшие потери на трение. Вкупе с тем фактом, что устройство потребляет мощность лишь во время поворотов руля, экономия последней по сравнению с традиционной гидравликой составила... 90% (если, конечно, не задаться целью непрерывно вращать баранку).Новинку испытали ив условиях максимальных нагрузок, когда баранку крутил неутомимый робот.Американская фирма «TRW Отомотив» сообщила о готовности к серийному производству электроусилителя EPS (Electrically Powered Steering) для реечного рулевого управления. В данном случае усилитель выполнен по принципиально новой схеме: электромотор не помогает вращаться рулевому валу, а непосредственно тол-На правах рекламы