206
207
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА КОНДИЦИОНЕРрегорел – меняем. Ес ли компрессор вс еже не работает – возможно, виновато реле. Тогда сымитиру ем его, пос тавив перемычку. Неисправное заменяем. Причиной невключения компрессора может быть неисправная ка тушка му фты. Она расположена под шкивом на корпусе компрессора. Проверяем ее тес тером. Для замены надо снять шкив, а под капотом тесно – час то приходитс я снимать весь компрессор. Но бывает, что он в порядке, а система перегреваетс я, дав ление на верхнем пределе – и блок управ ления по сигна лу датчика дав ления отключает муфту. Кроме того, компрессор отключаетс яи при заниженном давлении. А что с электровентилятором? Поскольку он, как правило, общий д ля радиа тора системы ох лаждения и конденсатора кондиционера, от него зависит и благополучие двиг ателя. Проверяем предохранитель, цепи, электродвиг атель вентилятора. На очереди конденса тор. Как правило, он впереди радиатора сис темы ох лаждения и первым «ловит» камни, соль, грязь. Когда в сотах много грязи, теплоотвод низок. Хотите убедиться – облейте водой! Если в са лоне стало прох ладней, соты пора чис тить. На первый взгляд, конденсатор можно вымыть прямо на машине. «Знатоки» рекомендуют делать это теплой водой, подава я ее со с тороны радиа тора под не боль-С прохладцейЖарким летом даже потомственному сталевару хочется поскорей починить отказавший кондиционер! Но где и как? Отвечает Геннадий Емелькин.Почему у одной хозяйки холодильник с лужит 15 лет, а у другой отказывает на раздва? Увы, вторая не ведала, что соленая килька для алюминиевого морозильника приговор – он погибнет от коррозии. Владельцу ав томобиля с кондиционером знать об этом тоже не грех. Пока кондиционер в порядке, о нем почти забывают. Новот грянуло – отказа л! Вмес то живительной прох лады са лон наполняется горячим воздухом. Разберемся в ис токах беды спокойно, методично, начиная с более прос того. Сначала проверим работу компрессора. Его пуску предшес твует щелчок реле и муфты привода. Реле обычно с тоит в монтажном блоке (с хема – на обра тной стороне крышки). Цепь защищена предохранителем: пе-Наибольшее распрос транение на ав томобилях получили два типа сис тем кондиционирования: с лева – с терморег улирующим клапаном 5, справа – с расширительной трубкой 4. Несмотря на эти и некоторые другие различия, в основном системы схожи. У каждой естькомпрессор 1, конденс атор 3и испарите ль. 7. Далее отметим: 2 – вентилятор сис темы охлаждения, 6 – вентилятор испарителя 7, 8 – аккумулятор, 9 – фильтр-ос ушитель. Эффективность и надежнос ть одинаковые, поэтому при покупке автомобиля не обязательновникать в тонкости устройства. Первые неисправности кондиционера час то возникают уже через три-четыре года, так как основные материалы д ля него – сплавы алюминия, нетерпимые к солевым ваннам на дорогах. Увы, примите это как данность…206 За рулем 07/2007 Распространены два типа конденсаторов. Слева – «серпантинный». Его г лавный элемент – сплюснутая трубка с пластинами охлаждения, улож енная змейкой между рамками. Нас ечка на пластинах у лучшает теплоотвод. Р абочее давление в такойсистеме 15–18 бар – чтобы тонкостенную трубку не разд уло, она изну три усилена продольными ребрами. Справа многопоточный конденс атор – благодаря более высокой теплоотдаче они более распрос транены. Внешне напоминают радиа торсистемы ох лаждения. Ба чки обычно алюминиевые, с резьбовыми штуцерами д ля подсоединения трубок. По высоте ба чки разделены на с екции: пока поток х ладагента дос тигнет выходного штуцера, он несколько раз меняет направление.Коррозия алюминиевых де талей отличается особой быс тротой, причем процесс сразу ус тремляется вг лубь. Р азъемное соединение с тановится неразборным. Безобидное с вид у серое пятнышко на поверхнос ти часто оказывае тся «воротами» сквозной язвы: чу ть нажми – все провалитс я... Как снять поврежденную трубку с машины? Без хирургических приемов это зачастую невозможно. Хороший ключ не спасет: навалитесь на гайку, а свернете штуцер. Если подберетесь, можно по частям срезать гайку ножовкой. Ну а опытные мастера обычно уже по вид у де тали вынос ят безошибочный вердикт. Нередко это замена вс его дорогос тоящего узла или агрегата.В разгар сезона мастера – специалис ты по клима ту завалены работой! Технологии отточены, под рукой все нужные штуцеры, трубки, переходники, резиновые шланги с тандартных типоразмеров. Професси-онально изготовленный трубопровод иг лаз радует, и надежнос тью не уступает заводском у изделию: ведь сгнивший алюминий ус тупил место сверхпрочном у резиновому шланг ус неопреновым г ерметизирующим слоем: такой выдержит до 80 бар. Рабочее давление в сис теме – до 30 бар. Ес ли «мас тер»-самозванец этого не знае т, он без долгих разд умий пос тавит первый попавшийс я шланг – и тот лопне ту же при заправке сис темы х ладагентом! Не менее важна и фиксация шланга на трубке с помощью об жимного станка. С гладкой трубки, без «елочки» шланг непременно сползет.шим давлением – ведь под хорошим напором конденса тор может развалиться. Последнее верно, а вот вымыть соты порой очень непрос то! Час токол пластинок поставлен под некоторым углом к вертика ли, к тому же они волнистые – и грязь, подобная цементу , выну ждает снять конденса тор с машины. Иногда это кончается его заменой, как единс твенно разу мным выходом. Перечисленными работами, как правило, ограни чиваются возможнос ти в ладельца. Например, определить и оценить у течку х ладагента и его объем в сис теме самому практически невозможно. Придется еха ть в специа лизированный сервис. При механических повреждениях элементов сис темы их замена – почти правило. На-пример, х ладагент те чет из пробоины в тру бке конденсатора. Экономный в ладелец просит заварить, специа лист отговаривает. Нежные тру бки соединены методом спекания, при сварке неизбежно перегреются, на верстаке развалятся – к чему лишняя работа? Лишь с тарые модели сварку худо-бедно терпели, да и то если перед этим были сняты и промыты: с леды мас ла вну три мешали хорошей сварке. Конденсатор, изъеденный коррозией, ремонту тож е не поддается – сварщику не за что «зацепитьс я»! В итог е скупец хозяин опла чивает и возню с гнилым конденсатором, и его замену. Обычна я цена неоригинального изделия 4000–5500 рублей. Меняют конденса тор ив тех случаях, когда при разбор-ке напрочь «скручивают» закисшую г айку вмес те со штуцером. Обратно не приклеишь. Компоненты кондиционера связаны а люминиевыми тру бками, иног да д линой до нескольких метров – например, на мини-вэнах и автобусах с дополнительным испарителем в салоне. Для простоты монтажа удобны вставки из кусков резинового шланг а. Лишнего делать не с тоит! Например, испорчена одна трубка, соседние в порядке – за чем их менять? Ведь часто в магазинах нужной детали нет, а в официа льном дилерском центре цены грабительские – за тру бку размером с окурок тыс яч девять! Р азумней обра титься в специа лизированный сервис, где вам изготовят ну жный тру бопровод по образцу. (Имейте в виду, что на автомобилях одной марки мо-Сварочные работы не терпят дилетантов или халтурщиков. Непростая это задача – так сварить концы двух трубок, чтобы соединение было не только прочным иг ерметичным, но еще и циркуляции х ладагента не нарушало! В данном с лучае мастер в поисках при чины отказа в конце концов «вычислил» место, где сечение трубопровода скорей вс его было чем-то перекрыто. Вырезав этот участок, вскрыл его – и обнаружил то, что показано. Пробка как итог тру дов горесварщика. Он вряд ли зад умывался о результатах!гут быть разные кондиционеры – отсюда и варианты соединений.) Остальные компоненты системы мы рассмотрим вс ледующей статье. Благодарим сервисный центр «АЛЬКОР» за помощь в подготовке материала.За рулем 07/2007 207