252
253
ТЮНИНГ«ТАВРИЯ» ЗАЗ-1102Стоило понизить линию крыши – и безобидная «Таврия» приобрела черты гоночного автомобиля.Уже не анекдотВНекоторые автомобили, казалось бы, изначально не приспособлены для рекордов скорости. Развеять это заблуждение попробует Вадим Никишев. Фото: Вадим Крючков.спомните, сколько в свое врем я ходило забавных анекдотов о взаимных отношениях «запорожцев» с иномарками. А теперь предс тавьте, как на соревнованиях по дрег -рейсингу модель Запорожского автозавода по имени « Таврия» легко обходит БМВ-М5, под капотом которого больше полутысячи лошадиных сил. Вот вам и анекдот! Правда, в нашем с лучае от серийного ЗАЗ-1102 ос талось лишь название, да и то дополненное индексом Т3. Грандиозный объем переделок кузова выдает приземистый силуэт – у хэтчбека укоротили с тойки и опус тили крышу. Ветровое стекло, разумеется, изготовлено на заказ, боковые ус тупили место плексиг ласовым, по форме новых проемов. Но вс е это лишь вершина айс берга, невидимая час ть которого – меры по усилению нес ущего кузова. Под капотом виден двойной мета лл колесных арок, усиленные швеллерами точки в зоне опор стоек передней подвески. А вдоль днища тянутся лонжероны от «Нивы». В единую силовую структуру кузов превращает каркас безопасности. Конечно, процесс посадки-высадки ус ложнился, особенно если принять во внимание меньшую высоту са лона, но пассивна я безопаснос ть гоночного ав томобиля должна быть на высоком уровне. А это именно гоночный болид – ведь усиленный передок вместил вазовский шес тнадцатиклапанник, мощнос ть которого без наддува и впрыска закиси азота оценивают примерно в 200 л.с. Выражаясь с ленгом двиг атели-В салоне минимум необходимых приборов. Ничто не отвлекает гонщика от управления болидом.стов, мотор «квадра тный»: ход поршня и диаметр цилиндра равны 84 мм. В итог е рабочий объем возрос до 1860 см з. Особое внимание, как водится, уделили головке цилиндров. Р аспредвалы, командующие «фордовскими» клапанами (на впуске 32-миллиметровые, на выпуске – 28) обеспе чивают им подъем на 12 мм. Пружины – проверенной марки «Шрик». Четырехдроссельный впуск тоже именитый, но у же работы российского специа листа Брагина. Дос таточно эффективныйбензонасос позаимс твовали у одной из моделей «Мерседеса», форсунки повышенной производительности фирмы «Бош». Зажиганием заведу ет модуль с логотипом «Джи-Эм», но он перекочевал сюда не с первых вазовских впрысковых моторов, а с корейского «Дэу». Почему бы и нет – г лавное, чтобы исправно выполнял свои функции и не подвел в ответственный момент. В сис теме зажиг ания ес ть еще одна особенность – «холодные» свечи. Выпускной коллектор вы-252 За рулем 07/2007 Мотор смещен вперед для лучшей загрузки ведущей оси.Дроссельные заслонки полностью открыты: пилот прогревает слики перед стартом. Передняя подвеска выполнена по оригинальной схеме с использованием узлов от зарубежных моделей.Четырехдроссельный впуск – исток бурной реки мощности.полнен по с хеме 4–2–1, резонатор факти чески отс утствует – его сменила труба-прямоток. Трансмиссия пока ус тупает возможностям мотора, хотя и ее не обошли вниманием. Металлокерамическое сцепление «Клатчнет» справ ляется с нагрузками, а вот коробка б удет модернизироваться. Механизм переключения кулачковый, что требует опреде ленных навыков. В дальнейшем, скорее всего, с елективную с хему выбора сменит «секвенталка». В ходовой час ти любопытна не столько задняя подвеска (она ос талась «таври ческой»и лишь усилена), сколько передняя. Е ес хема напоминает ту, что применялась на «сорок первом» «Москви че»: нижние рычаги от ВАЗ-2109 тру дятся совместно с поперечной штангой, которая по совмес тительству играет роль с табилизатора попере чной ус тойчивости. С тойки позаимс твованы у «Ниссана-Алмера», шаровые опоры – у вазовской «девятки». Верхние опоры ос тались стандартными. Д ля тормож ений пос ле заездов на спринтерские дис танции хва тает возможностей механизмов ВАЗ-2112.Чтобы потенциа л силового агрегата не расходовался на пустое выделение тепловой энергии, на передней оси ус тановлены покрышки типа с лик шириной 200 мм. Пятнадца тидюймовые легкосплавные колеса различаются: спереди – тольяттинской фирмы Slik , сзади СМЗ из магниевого сплава. Кс тати, тот факт, что на них смонтированы зимние шины «КонтиВинтерКонтакт» – вовс е не индейская хитрос ть, прос то пока не нашлось подходящих. Впоследствии, конечно, появятся более уместные шины с меньшим сопротивлением качению.На весь проект ушло два с половиной года. И значально авторы, получившие по наследству « Таврию», намеревались вс его лишь улучшить ее ходовые качества. Но после установки мощного мотора, который потребова лс ерьезной переделки передка, лавина доработок покатилась с нарас тающей скорос тью. Сейчас «Таврия-Т3» не появ ляется на городских дорогах. Тому нема ло причин: ездить на таком аппарате некомфортно, а не спеша – невозможно. Это еще один боевой дрегстер, удел которого – просыпаться только перед стартом соревнований. И пробуждение это не ос тавляет равнодушным никого – ни зрителей, ни соперников.За рулем 07/2007 253