278
279
280
КЛУБГРУЗ НА КРЫШЕВзлетный весВ дачно-строительный сезон на нежную легковую крышу ложится дополнительная нагрузка. Типичные ошибки при перевозке поклажи на верхнем баг ажнике разбирает Владимир Арбузов. Фото: Константин Якубов.вершенно чу довищные баг ажники из арматурной стали с грузом никак не меньше 400 кг – бедный кузов, недолог его век! Однако ос тавим эти рекорды Книг е Гиннесса и посмотрим, каковы особеннос ти перевозки вполне умеренной поклажи. Для дальних путешествий лучше вс его обзавестись фирменным боксом на крышу. Его содержимое хорошо защищено от пыли, дождя и, что немаловажно, от любопытных и оценивающих взг лядов. Сам бокс довольно г ладкий и обладает небольшим аэродинамическим сопротивлением. К тому же не ну жно заботитьс яо тщательном креплении груза – из ящика с запирающейся крышкой ни чего не выпадет. Вместе с тем подходить к загрузке бокса нужно с умом – канис трам с бензиномПреимущества дос тавки груза на крыше легкового ав томобиля очевидны – просто, удобно, недорого, однако эти заманчивые аргументы иног да обора чиваются большими неприятностями. Груз на крыше, как правило, создает значительное аэродинами ческое сопротивление движ ению ав томобиля (исключение – багажники-боксы) и повышает общий центр тяж ести. С такой об узой о высокой скорости и «спортивном с тиле» вождения лучше забыть. Кроме того, что расход топлива с ущественно возрас тает, увеличиваются крены в поворотах и клевки при торможениях. Страдает, естественно, управляемость. Производители ав томобилей обычно ограничивают масс у груза на верхнем багажнике 50 килограммами. Это вполне обоснованно, но нередко на крышу грузят, сколько помещаетс я. Встречаются со-Такие багажники с креплением к водостоку не стоит использовать для перевозки тяжелых грузов.Современные багажники с широкими литыми стойками зарекомендовали себя неплохо – прочны и надежны.278 За рулем 07/2007 В бокс на крыше удобно загрузить легкую объемную поклажу. Серф, лыжи или несколько досок можно перевезти на небольшое расстояние просто на легковых камерах.в нем не место, а вот спальные мешки, палатки, сумка с одеждой и другая легкая, но объемная поклажа вполне заслуживает путешествия на крыше. Правда, бокс довольно дорог и требует места для хранения, поэтому без особой необходимости его не покупают. Гораздо практичнее две поперечины, закрепленные к водостокам (если они есть) или за проемы дверей по краям крыши. Они компактны, легко укладываются в багажник, а при необходимости устанавливаются за несколько минут. А посколькуОпоры нужно размещать как можно ближе кжесткому краю крыши, иначе на ней могут остаться вмятины.поперечины раздельные, поставить их можно на любом расстоянии друг от друга, под конкретный груз. Нужно лишь помнить, что опорные площадки должны располагаться у самого края крыши, на ее закруглении – это место наиболее жесткое. Иначе, особенно если груз тяжелый, на ней могут остаться вмятины. Такелажные работы, пожалуй, самый ответственный этап подготовки к перевозке. Иной раз встречаются так навьюченные машины – не ровен час, растеряют пожитки по дороге. К слову, сорванный ветром багажник с листами фанеры, оргалита или подобным грузом не такая уж редкость. Примерный расчет показывает, что лист размером полтора на полтора метра, закрепленный на багажнике, при скорости 70 км/ч может создать подъемную силу более 40 кг. А то и больше, если разместить его особенно «удачно». Не оторвет багажник, так сам сломается. Поэтому, если уж предстоит везти листовой материал, лучше уложить его так, чтобы он, по возможности, не нависал над ветровым стек-На правах рекламы КЛУБГРУЗ НА КРЫШЕлом, а листы упаковать в один пакет и особенно тща тельно притяну ть к баг ажнику его передний край. Кс тати, любые веревки во время движения ослабевают, как туго их ни за тягивай, поэтому д ля ув язки гру зов лучше воспользова ться резиновыми жг утами или хотя бы выбра ть ими с лабину перевязки. Плинтусы, уголки, тру бы и тому подобную г ладкую ид линную «россыпь» можно перетянуть скотчем. При перевозке д линномеров г лавный враг – резонанс. Прогрессирующее раскачивание даж е не большой па чки досок оторвет любой, хоть намертво прикрученный багажник, а то и погнет крышу. Уменьшить вероятность раскачки просто – нужно лишь притяну ть свисающие концы досок к кузову.Неправильно закрепленный листовой груз под напором ветра или поломается... ...или улетит вместе с багажником.При перевозке длинномеров выручит дополнительная опора на ТСУ; свисающие концы притяните к буксирным проушинам.Если машина оснащена тягово-сцепным устройством, для перевозки д линномеров полезно с делать простенькое приспособление – складную опору на шар ТСУ. С ней (проверено на практике) перевозка пакета шес тиметровых досок на крыше обычной «дес ятки» не предс тавляет особой сложности. Наконец, кое- что можно перевезти на крыше вовс е без баг ажника. К примеру , доска для виндсерфинга или лыжи отли чно путешествуют уложенными на две легковые камеры. А чтобы сохранить блеск краски, крышу перед такой транспортировкой нужно протереть от пыли.280 За рулем 07/2007