238
239
240
241
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИБеседуйте на здоровьеАвтомобили готовы сделать еще один революционный шаг в развитии. Скоро они будут общаться между собой, чтобы уберечь седоков от дорожных коллизий. За первыми попытками наблюдал Максим Сачков. Фото автора и «Дженерал моторс».238 За рулем 08/2007 «Привет, «Опель», это «Кадиллак»! Б удь ос торожен: я с ломался, с тою прямо на дорог е, за этим поворотом. Передай, пожалуйста, водителю. А то он наверняка ничего не подозревает».Конечно, такой диа лог не выйдет в эфир б уквально, но результаты машинных переговоров дейс твительно помогут водителю избеж ать неприятных коллизий. Но это – в недалеком будущем. А пока разберемся, что собой представляют эти предсказатели.НАЧИНАЕМ РАЗГОВОРСистема, разраба тываемая концерном «Д жи-Эм», получила название V2V (vehicle-tovehicle, дословно – от автомобиля к ав томобилю). Впрочем, американский ав тогигант не одинок в благом начинании – в рамках проекта C ar 2C ar, помимо немецкого филиала «Джи-Эм», над созданием общеевропейского с тандарта д ля подобных сис тем работают и такие крупные производители, как БМВ, «Ауди», «Фольксваг ен», «Дайм-лер-Крайслер», «Рено», ФИАТ. Логично – ведь машины должны понима ть друг друг а независимо от марки, а значит, нужен общий язык. Ну а коли ус тройством оснастят вс е ав томобили поголовно, оно должно быть надежным и относительно недорогим. Большинс тво элементов, которые будут в распоряжении электронных «оракулов», у же работают на с ерийных моделях. В частности, чтобы опреде лить мес тонахождение машины, сис тема V2V использует приемники спу тниковой навиг ации GPS. Дополнительную информацию о скорости, боковых ускорениях автомобиля или срабатывании подушек и пиропа тронов поставляют да тчики сис тем активной и пассивной безопасности. Сигна лы от них за миллисекунды пос тупают вуправляющий блок V2V. Тот распознает, что произошло с машиной ( допустим, резкое торможение, занос или, не дай бог , авария), и посылает сообщение учас тникам движения, наход ящимся в опасной близости. Кстати, автомобили обмениваются информацией по беспроводной высокоскоростной с ети LAN – с нею наверняка знакомы те, кто понимает в компьютерах чуть больше обычного пользователя. Р адиус дейс твия устройств не большой, но его вполне дос таточно, чтобы у водителя хва тило времени правильно среагировать. На некоторых прес тижных моделях у же появилс я активный круиз-контроль: радар смотрит вперед на дес ятки метров. Его тож е записа ли в помощники системы V2V. Поэтому она обзавелась не толь-Вероятно, с появлением V2V из лексикона водителей исчезнет термин «опасный перекресток». Автомобиль вовремя предупредит, а если понадобится, то и предотвратит аварию. ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИКраткие наставления – и, наконец, занимаю мес то в одной из машин. Не успел трону ться, как сзади визг сирен, а в зеркалах замаячила полицейская машина. В голове забегали неприятные мысли, но хладнокровный инструктор посоветова л прижаться к обочине, указав на дисплей, на котором появился автомобиль с миг алкой. Спасибо за напоминание, умна я система! Но такую помех уя вряд ли не замечу, благо на наших дорог ах подобные вс тречи не редкость. Впрочем, как и ремонт дороги – сымитированное препятствие зна чилось с ледующим номером программы. О нем V2V тож е заранее оповестила соответствующей пиктограммой. Кс тати, ав томобиль дорожных служб не только предупредит о ремонте, но и укаж ет на свободный ряд и напомнит об ограни чении скорости. «За этим поворотом – опасность!» – подсказывает электронный спу тник. Д ля уверенности он решил еще и потрясти подушку сиденья. От этого я испугался больше, чем от появившегося передо мной автомобиля с мигающей «аварийкой». Но когда крес ло завибрирова ло перед следующим испытанием, воспринял это уже с пониманием. И ведь действительно «проспал»! Вовремя не заметив, что движущийся впереди ав томобиль с бросил скорос ть и расстояние между нами быстро сокращается. Ус тройство среагировало своевременно – мне даже не пришлось энергично крутить рулем или тревожить ABS. Кстати, флагман, которому я целился в корму, всячески пытался с ебя обозна чить, миг ая задними фонарями. На дес ерт ос тавили самое страшное испытание. Представьте, что едете по г лавной дороге, а по в торостепенной к перекрестку приближ ается другой автомобиль. По правилам он обязан вас пропус тить, но ведь в жизни вс якое бывает. Умом понимаю – сцена идеально отрепетирована опытными инс трукторами, однако инстинкт самосохранения непреодолим: в пос ледний момент я не выдерж ал и повернул руль, чтобы избеж ать столкновения. Хотя нервничал напрасно – обид чик ос тановился точно перед с топ-линией. Пришлось собра ться и повторить попытку – теперь уж точно не отверну. Перекресток вс е ближ е, ав томобиль – тоже. На дисплее появиласьУстройство, помогающее при перестроениях (входит в V2V), уже работает на некоторых дорогих машинах. Радары зорко смотрят назад, и если водитель включает указатель поворота, а полоса занята, рядом с зеркалом замигает маячок и сработает виброзвонок.Наверное, многие такое пережили: сзади визг тормозов, в зеркалах быстро растет автомобиль. V2V сбережет нервы и оградит от неприятных контактов.ко органами ос язания ис луха, но и зрением. Кс тати, и мне удалось увидеть новинки в действии своими глазами. Место д ля показа тельных выс туплений подобрали самое что ни на есть подходящее – на гоночной трасс е «Х унгароринг», что неподалеку от Будапешта.ВСТАНЬТЕ В КРУГНа площадке вну три трассы, по которой с ревом проносились разномас тные спортивные машины, орг анизаторы подготовили несколько упражнений, имитирующих типичные дорожные ситу ации.240 За рулем 08/2007 Говорить система V2V пока не умеет, хотя не исключено, что научится. А пока при приближающейся опасности она гудит динамиками, трясет сиденье и показывает на дисплее, что вас ждет вближайшем будущем.Дисплей с подсказками можно разместить прямо на руле. Баранку он крутить не мешает, да и глаза не надо скашивать.тревожная картинка, сработал вибромассажер, но я продолжал ехать. Тогда система пошла на крайние меры – нажала на тормоз. Но, увидев, что соседний автомобиль остановился, отпустила тормоза, разрешив двигаться дальше. Утверждают, что в критической ситуации V2V готова тормозить в пол и до полной остановки. Я на таком эксперименте настаивать не стал. Даже сейчас, за несколько лет до появления V2V на серийных автомобилях, ясно –разработчики стараются не зря. Правда, у любой медали есть и обратная сторона. Например, совершенно очевидно, что эффективно беседовать автомобили смогут лишь в том случае, если устройство будет на каждом. Кстати, уйдут в историю и многие условные сигналы, с помощью которых сейчас общаются водители. Аведь иногда так приятно предупредить соседа об опасности мигающей «аварийкой», авответ получить от него знак благодарности...На правах рекламы