268
269
БЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР КОЛЕСАФорма допускаСНесмотря на единство формы (все – круглые!), одни колеса контролеров ПТО устраивают, а другие – нет. В пристрастиях служителей безопасности разбирался Евгений Борисенков.обственно колесам вГ ОСТе посвящено вс его-навсего три пункта. Стандарт не допускает трещин в дисках и ободах, видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий, а такж е ос лабления за тяжки или отсутствия хотя бы одного болта или гайки крепления. Здесь интересы с торон полностью совпадают – ездить с кривыми, коекак прикрученными колесами дураков нет. Однако стоит украсить ав томобиль литым или кованым произведением искусс тва, как идиллия заканчивается – со счастливого в ладельца ту тже потреб уют с ертифиОсновные размеры, как правило, указаны на самом изделии.кат, ссыла ясь на прес ловутое «внес ение изменений в конс трукцию АТС». В чем же истоки подобной строгости?СФЕРЫ ВЛИЯНИЯВсякое колесо хорошо лишь д ля «своего» авто – несоответствие ни тому, ни другому счастья не принесет. Чтобы не ошибиться, достаточно взг лянуть на маркировку изделия. Например: 5,5 Jх15 E T25 4х100х54. Первая цифра – расс тояние меж ду вну тренними час тями закраин в дюймах. Именно она задает ширину монтиру емой покрышки. Экспериментирова ть ту т неКолеса с различным вылетом предназначены для разных автомобилей.стоит, чтобы не нарушить ус ловия работы последней. J – ус ловное обозначение формы бортовой закраины – носит, г лавным образом, справочный характер. 15 – это посадочный, но не радиус, а диаметр колеса, такж ев дюймах. Теоретически его можно варьировать, сохраняя наружный диаметр обутого в шину колеса постоянным за с чет подбора высоты профиля. Например, 185/70R13 в этом смысле полностью соответс твует 185/65R14. Впрочем, уменьша ть диаметр вс еже не стоит, поскольку вну три обода размещен тормозной механизм – вдруг колесо не налезет! А вот к уве личению техни чески обоснованных запрещений вроде бы нет, но на ПИКе так не с читают, ссыла ясь на п. 4.5.4 ГОСТ Р51709-2001. Там указано, что АТС должно быть укомплектовано шинами в соответствии с эксплуатационной документацией, а посадочные диаметры шиПереходное кольцо поможет отцентрировать колесо на ступице.268 За рулем 08/2007 ны и обода, само собой, совпадают. И если в инс трукции написано R13 – б удьте любезны! Утешиться можно тем, что при прочих равных покрышки с относите льно высоким профилем для наших изобилующих ямами дорог предпочтительнее. ЕТ25 – вылет, озна чает расс тояние (мм) от прива лочной (прилег ающей кс тупице) плоскости колеса до плоскос ти, проход ящей через с ередину обода. Чем вылет меньше, тем сильнее колесо выс тупает наружу, и наоборот. С точки зрения безопасности это самый, пож алуй, коварный параметр, ибо в лияет на управ ляемость как бы исподтишка. Ту т замешано пле чо обка та – расстояние между точкой пересечения оси поворота с дорогой и центром пятна контакта шины. Ес ли плечо положительное ( точка перес ечения оси поворота с дорогой – на внутренней части пятна контакта), то при возрастании сопротивления качению колеса (скажем, при попадании его на обочину ) автомобиль попытаетс я съеха ть с дороги, если же отрицательное – захочет вернуться на полотно. У переднеприводных ВАЗов, например, плечо близко к нулю – установка «жигулевских» колес с меньшим вылетом приведет к появлению положительного момента, а с ним ик рысканию по дорог е. Хотя, с удя по коли честву «лад» с агрессивно торчащими из ниш катками, кому-то и такая езда доставляет удовольствие. 4х100 – коли чество крепежных отверстий и диаметр (мм), на котором они расположены. С первой цифрой вс е ясно без комментариев, со в торой, как показывает практика, не совсем. Беда в том, что порой диаметры почти совпадают (например, у ВАЗов – 98, у «Гольфа II» – 100), вводя владельца оте чественного ав то в искушение. Ведь фирменное «фольксваг еновское» тело вращения куда круче турецкой отливки! Однако «почти» обязательно выйдет боком – нормально прикрепить чу жое колесо не получится. По той же причине не подойдет дешевое оте чественное колесо на популярную «Нексию» – у нее «гольфовский» радиус болтов.Главное преимущество легкосплавного колеса – привлекательный внешний вид.И, наконец, 54 – диаметр центрального отверстия; он долж ен соответс твовать размеру центрирующего выс тупа с тупицы. Почему – ясно из названия. Ес ли отверстие ве ликовато, можно воспользоваться переходными кольцами.ШИК-БЛЕСКНе думаю, что кого- то из покупа телей не устраивают характерис тики шта тных колес. Р ассуждения ож есткости конс трукции и неподрессоренных массах (ес ли вы, конечно, не гонщик) хороши лишь д ля самоуспокоения. Скаж ем чес тно: г лавный повод для покупки легкосплавных колес – тяга к прекрасном у. У довлетворить ее нынче нему дрено – пред ложение явно опережает спрос. О ка честве государство позаботилось особо (как-никак, безопасность движения), посвятив этим изделиям ГОСТ Р50511-93. Там на 22 страницах изложены требования, в том чис ле «направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья нас еления и сохранности имущес тва...». У бедиться, что приг лянувшееся колесо им соответствует, проще простого – достаточно посмотреть маркировку на диске (ободе) или спросить бумаги у продавца. Как и вс якая красота, колеса из легких сплавов весьма уязвимы, а вот ремонту , в отличие от стальных собратьев, не подлежат. Проблема в том, что даже при незначительной правке (не говоря ужо сварке!) в материале мог ут возникну ть микротрещины, способные в дальнейшем спровоцировать мгновенное разрушение. На техосмотре-то этого наверняка не заметят, но ведь осаживать внезапно охромевший автомобиль тоже не им... Так что ПИК ПИКом, но и сам не плошай. Ведь безопасность не только в руках ГИБДД, она ив голове ув ладельца. При подготовке материала использованы с ледующие норма тивные документы: ГОСТ Р51709-2001 «Ав тотранспортные средства. Тре бования безопаснос ти к техническому состоянию и методы проверки»,Как следует закрепить колесо можно лишь его собственным болтом.Основные размеры колеса: А – посадочный диаметр; Б – посадочная ширина; ЕТ – вылет; РСD – диаметр окружности центров крепежных отверстий; ЦО – диаметр центрального отверстия. Количество и расположение крепежных отверстий для колеса задает автопроизводитель. Нередко они меняются вместе с поколениями модели.ГОСТ Р50511-92 «Колеса из легких сплавов для пневма тических шин. Общие техни ческие условия». Редакция благодарит «АВТОЦЕНТР АИС» за помощь в проведении съемки.За рулем 08/2007 269