298
299
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯМАДИ, молодого ав тора «За рулем», много значило. Его перва я пу бликация появилась в кольцовском «Руле» 1934 года. В 1936-м статья о газогенераторном ЗИС е открывала № 12, а да льше – «Дизели для легковых ав томобилей», «Масляные радиа торы на современных автомобилях» и другие – тоже о совсем новом, как правило, неизвес тном тогдашнему читателю. Его с тремление поведа ть о самом свеж ем в мире моторов, да так, чтобы ос тавить след в душе, реа лизовалось в послевоенном «За рулем», куда он пришел в ка честве замредактора и активного автора. Каса лось это, пож алуй, всех ж урнальных тем. Не с лучайно одни его с татьи были подписаны инж. Ю. Клейнерман, другие пс евдонимом – Ю. Клеманов. Инженер рассказыва ло «самой сме лой и необычной конструкции 1956 года – «Ситроене-DS19», о победе над детонацией, о самых маленьких – микро- и малолитражках с полной их классификацией (заметим, все это внове для широкого чита теля). Инж енер м чался на ГАЗ, чтобы предс тавить рождение «Волги», и затем, в продолжение темы – ее испытанияМ. Зикмунд и И. Ганзелка в редакции «За рулем».4050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120Радиопередвижка выдвигается на передовую.НЮлий Клейнерман (Клеманов)го, как он, свободно в ладевший немецким, с передовой вещал из радиопередвижек на противника. На военном языке это называ лось «разлож ение войск неприятеля». Как бы то ни было, и в те годы не прерывалась его связь с «колесами», что д ля выпускникае берусь у тверждать, что к ав томобилю на публикуемом здесь фронтовом фото имел прямое отношение Юлий Клейнерман – первый после войны замес титель главного редактора «За рулем». Но не раз с лышал от не-(«Говорит «Волг а» № 8»). Так было вс егда. Много позж ев одной из пос ледних с татей он впервые познакомил чита телей с назначением и ус тройством ремней безопаснос ти ив конце выразил надеж ду, что они «прочно войду тв быт советских ав томобилистов». Не его вина, что этот процесс растянулся в России на сорок с лишним лет. Инженера всегда дополнял журналист, которого увлекал и автомотоспорт, и люди, посвятившие с ебя ав томобилизму. Он много сделал, чтобы в стране больше узна ли о современном моторном спорте, подсказывал, как найти с ебя в соревнованиях. Сам учас твовал в первых ралли автолюбителей. У Юлия Клеманова, приветливого, общите льного, было немало добрых знакомых в автомобильном мире. О многих – спортсменах, конс трукторах, тренерах – он рассказал в журнале и до конца дней своих сохранял с ними дру жеские отношения. Особое мес то здесь занимали самые известные тогда в мире чехи – Иржи Ганзелка и Мирос лав Зикмунд. Им удалось прорваться через «железный занавес» и совершить на «татрах» невероятное пу тешествие длиной 63 тыс ячи ки-М. Тилевич и Ю. Клеманов на этапе чемпиона та мира по мотокроссу в Москве.298 За рулем 08/2007 РУБРИКУ ВЕДЕТ МАРКТИЛЕВИЧлометров по Африке и Южной Америке. А еще снять ув лекательные фильмы, написа ть книги, изданные в очень многих странах. Наш замг лавного тож е совершил своего рода прорыв – вошел в контакт с прос лавленными пу тешественниками, побывал у них дома и рассказа лв путевом очерке, как они готовятся к новой подобной «прогулке» по Азии, включавшей и часть СССР, какую машину создали д ля этого пу тешествия. После его завершения Зикмунд иГ анзелка пос етили Москв у, были гостями «За рулем». В подарок от них ж урнал получил «эксклюзив» – заметки о пройденном пу ти, которые пу бликовались во многих номерах. Не по своей воле Юлию Клеманову пришлось ос тавить редакцию – возник конфликт с руководством ДОСААФ – тогдашним хозяином ж урнала, но в ав томобильной теме он остался. Выпустил, на мой взгляд, лучшую вс тране книг у об автоспорте и его героях – «Москвичи на «москви чах» (меня попросил написать предис ловие к французскому изданию), был одним из созда телей фильма «Гонщики» и никогда не порывал связи с редакцией. За день до его смерти мне у далось проникнуть в реанимацию, где Юлий леж ал пос ле очередного инфаркта. «Что нового в «За рулем»? – как вс егда, спросил он. – Чем пораду ете в ближайшем номере? » У вы, этого он уже не увидел, не прочитал.«ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИHello, «За рулем»!МЯн Давыдоввзял с собой и бережно храню. Но на этом не кончилось. Сейчас, как ив школьные годы, с нетерпением ж ду новый номер «За рулем». Журнал можно купить и здесь, но мне привозят из России – так приятнее и надежнее. Боюсь что- то пропустить, не узна ть пос ледних сообщений о новинках из Европы и России, не увидеть их на отличных фото вж урнале. Мне это по-прежнему очень интересно. Я многим обязан «За рулем» – без него так не стремился бы св язать свою жизнь с ав томобилем. Получил права в ташкентском автоклубе Д ОСААФ, г де инс труктор-грек при каж дой ошибкеоих «предков» – деда и отца, других родс твенников ав томобили не интересова ли, а вот меня тянуло к ним, говорят, с пе ленок. Но началось все по-серьезному, когда в седьмом классе на г лаза попа л «За рулем». Достать ж урнал в Ташкенте, где мы жили, было почти невозможно, но я как- то ухитрялся – не пропустил ни одного номера. А в каж дом с только интересного: ав томобили, мотоциклы, правила движ ения, ав тоспорт. Чу ть не плакал, ког да пришлось бросить собранные за дес ять лет ж урналы – с емья перес елялась в Америку. Несколько вс е-такиговорил одно и то же – читай «За рулем». И хорошо учил. После этого с дать экзамен даже в Нью-Йорке не предс тавляло труда. Я водил здесь грузовики, автобусы. Сейчас у меня свое дело – мини-вэн «Шевроле-Вентура» и круг клиентов, которых обс луживаю. Но «За рулем» вс егда со мной. Вот собираюсь купить своей девушке (она живет в Москве) автомобиль. Какой – подскажут статьи «За рулем». Я многим обязан ж урналу, но преж де вс его тем, что он воспитал во мне интерес к автомобилю почти как к живому существу, увлек всерьез и надолго. Д умаю, у каж дого должно быть подобное ув лечение – с ним жить лег че. Честное слово! С юбилеем, любимый «За рулем»!На правах рекламы