208
209
210
211
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ KIA RIOКарнавальная дочьОчередная модель ОАО «ИжАвто» – «КИА-Рио» может похвастать не только звучным именем, но и неплохой ремонтопригодностью. Трудоемкость обслуживания оценивал Игорь Козлов. Фото: Александр Кульнев.208 За рулем 08/2007 ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕПо сравнению со «Спектрой» (ЗР , 2007, № 3, с. 208) «Рио» смотритс я более г армонично. Почти не нашлось огрехов в эргономике: водительское сиденье рег улируется по высоте, причем передняя и задняя части подушки передвиг аются независимо, что позволяет изменять угол ее наклона. Пож алуй, единс твенное заме чание – неудобно пользова ться рычагом ручного тормоза при опущенном под локотнике: рука работает «на излом». Он как бы задает с тиль вож дения: спокойный, при котором можно ва льяжно облокотитьс я, или спортивный, для чего под локотник лучше заблаговременно поднять, у брав препятствие для маневра. Обычный межс ервисный интерва л – 15 тыс. км, однако любителей «заж ечь» ожидают более частые плановые ТО – через 7,5 тыс. км. Такова же участь авто, эксплуатируемых преимущес твенно в городе или горной мес тности, а такж е по пыльным дорогам. На наш взг ляд, тре бования законные. А вот ограни ченная г арантия на некоторые дета ли каж ется не совсем умес тной. Например, на резиновые элементы подвесок, шаровые и рулевые шарниры, амортиза торы и подшипники ступиц она составляет лишь год или 30 тыс. км (что наступит ранее), а на пыльники ШР УСов и вовс е полгода! С тало быть, даже при спокойной езде в ладелец не вправе расс читывать на взаимопонимание: если на 31-й тысяче появится люфт шаровой – сам виноват. Но даже на отечественной «классике», спроектированной в прошлом веке, с толь ранний износ крайне редок. Возможно, подобные ус ловия г арантийного договора выну ждают немалую часть владельцев искать ремзону подешевле. А некоторые прос то берут ситуацию в собс твенные руки – обс луживают машину своими силами. Мы к этому не призываем, а просто подскажем, как и где не наломать дров.СПУСТЯ РУКАВАБольшая час ть рег ламентных работ не требует ни специнс трумента, ни зна чительных затрат времени, ни высокой квалификации. Заменить све чи зажигания не сложнее, чем на «Ладе-112» (далее от этой «печки» и б удем пляса ть) – надо лишь предварительно демонтирова ть плас тиковую крышку двигателя. Вывернув свечи, проверяем, нет ли масла в свечных колодцах, которое мож ет скаплива ться там изза заду бевших уплотнительных коле чек. При их замене не поскупитесь и на нов ую прокладку клапанной крышки.Масло в двигателе поменять несколько сложнее: отверну ть мас ляный фильтр сверху мешает г енератор. Но вс е-таки можно обойтись без ямы или эс такады – достаточно снять пластиковый щиток правой боковины моторного отс ека (два болта М6), д ля у добства вывернув колеса до упора вправо. Перед установкой щитка рекомендуем его доработать, нарастив боковины по мес ту резиновым лис том, например, вырезанным из с тарого коврика. Это уменьшит попадание грязи на открытый всем ветрам г енератор и защитит шкивы двигателя и ролик ремня компрессора кондиционера от абразивного износа. Заменяя воздушный фильтр двигателя, заодно очищаем от загрязнений радиатор контроллера – он ус тановлен на нижней половине корпуса фильтра и охлаждается через специа льные прорези всасываемым воздушным потоком. Чис тота – залог хорошего теплообмена. Перед очис ткой укрываем, а то и вовс е снимаем верхнюю половину корпуса фильтра, чтобы не пылить на ее вну треннюю «чис товую» поверхность. Сильно загрязненный радиатор контроллера снимаем полнос тью, отстегнув колодку разъема ( только при выключенном зажигании!). Для удобства замены правой передней лампы в указа теле поворота снимаем бачок ГУРа, для чего сдергиваем его вверх и отводим на шланг ах за кронштейн, ближ ек двиг ателю. Повора чиваем Г -образный патрон лампы вниз (на левом фонаре, наоборот, вверх) и выводим его из отверстия. Не забудьте вернуть бачок на мес то! С ос тальными лампами х лопот гораздо меньше, да и инс трумент (крес товая отвертка) нужен лишь д ля заднего противотуманного фонаря. С тормозами такж е все просто. Передние механизмы с хожи с «Ладой», а задние – с передними (они у «Рио» дисковые). При замене колодок очищаем пос тель скобы от грязи и продуктов износа. С ручником несколько х лопотнее. Колодки ручного тормоза здесь отдельные, их барабан совмещен с диском основного тормоза. Д ля регулировки зазора снимаем задние колеса, вынимаем резинов ую пробку из барабана и располаг аем технологи ческое отверстие строго снизу, пос ле чего доворачиваем на 10–15° левый барабан по часовой стрелке, а правый – против. Да лее через отверс тие шлицевой отверткой вращаем коронча тую г айку распорной планки до легкого касания колодок с барабаном (лучше ориентироваться по слуху, периодически провора чивая барабан). Только после этого регулируем преднатягОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ*Наименование позицииПериодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 (2) 30 (2) 30 (2) 90 (6)** 90 (3)*** 30 (2) 90 (6)**** 15 (1)Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремни ГРМ Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов Масло в КП Фильтр салона*Из сервисной книжки ОАО «ИжАвто» (DE2212-3902021). **При тяжелых условиях эксплуатации – каждые 60 тыс. км. ***Пос ледующие замены через каждые 2 года или 45 тыс. км. ****Только АКП. Для МКП проверка уровня и долив. При тяжелых условиях эксплуатации замена масла АКП/МКП соответственно 45/90 тыс. км.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРаботаСтоимость, руб.* 750 500 1500 390 870 3500 300 900 960 960 450Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена сетки топливоприемника Замена свечей зажигания Замена ремней привода навесного оборудования Замена ремня ГРМ Замена фильтра вентиляции салона Замена масла в коробке передач Замена колодок передних Замена колодок задних Регулировка ручного тормоза* Без учета расходников.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчастьСтоимость, руб. у дилера на рынке 1400* 1050*Пенный наполнитель бампера (гаситель) Накладка бампера переднего/ заднего Капот Крыло переднее Ветровое стекло Дверь передняя Фара/задний фонарь Фильтр масляный/воздушный/салона Свечи зажигания (комплект) Кольца свечного колодца (4 шт.) Ремень генератора/ГУР/ компрессора кондиционера Ремень ГРМ с роликами (натяжной и обкатной) Катушка зажигания Колодки тормозные передние/задние Диск тормозной передний (1 шт.)4000*/3800 3900/3570 7100* 6500* 2800* – 5500* – 7500* 6650* 3700*/2700* – /2340 165/325/ 140/280/ 1200 650 480 440 200 325/200/ 280 2220 1720 100 300/180/ 280 – 14602100/1900 1600/1800 2100 2010*Только на заказ, срок ожидания – от 10 дней. Прочерк – нет в наличии.За рулем 08/2007 209 РЕМОНТ И СЕРВИСДля замены свечей зажигания снимаем пластиковую накладку двигателя (три болта М6). Свечной ключ «на 16», дешевый инструмент лучше оставить в стороне: если он лопнет, достать обломок из глубокого колодца – проблема. Дополнительная защита картера убережет и гофр выпускной системы, и картер АКП. Пластмассовую сливную пробку радиатора (в кружочке) на прогретом моторе лучше не трогать, шлиц «под крест» может «потечь». Для замены воздушного фильтра отстегиваем четыре пружинные защелки. Перед сборкой вычищаем пыль из внутренних полостей корпуса, а перед надеванием крышки проверяем посадку на корпус буртика фильтра. Перед заменой сетки топливоприемника сбрасываем давление в напорной магистрали. Для этого вынимаем соответствующее реле, после чего пытаемся завести мотор. Если он ожил, пусть израсходует остатки топлива. Топливный насос живет за лючком под подушкой заднего дивана. На морозе к нему лучше не лезть, пластмасса фланца и клипс крепления трубок уж больно хрупка. Один из винтов крепления фланца смещен.ТЕСТ-РЕМОНТ KIA RIOЩиток, прикрывающий шкивы, здесь снят, но и без него сложно подлезть к регулировочному болту натяжения ремня компрессора кондиционера. А вот передние тормозные колодки меняются просто, важно не забыть вычистить грязь. Задний тормозной диск-барабан сняли, чтобы показать муфту с корончатой гайкой регулировки зазора колодок с барабаном (в кружочке). В эксплуатации такая разборка вряд ли понадобится, конечно, если досрочно не спалить колодки ездой на ручнике. Количество щелчков рычага ручного тормоза регулируем вращением гайки (показана стрелкой), которая прячется под донышком заднего подстаканника (его можно подковырнуть булавкой). Перед сборкой… ...проверяем ход рычага с места водителя. Обратите внимание: опущенный подлокотник позволяет лишь ухватиться пальцами за кончик рычага. Неудобство актуальнее с каждым щелчком перемещения сиденья к рулю. Для замены фильтра салона вынимаем крючки-ограничители из боковин лотка «бардачка» и, откинув его вниз, извлекаем кассету с элементом. При установке надпись «UP» со стрелкой должна находиться справа!210 За рулем 08/2007 ОЦЕНКА РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ*Название Описание операцииИтоговая операцииЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена сетки топливного насоса Недорогой масляный фильтр, удобный доступ к щупу и заливной горловине Сверху к масляному фильтру не подобраться, мешает генератор Удобный доступ, не нужен инструмент. Невозможно уложить элемент неправильно Необходимость попутно очистить радиатор контроллера двигателя Доступ к бензонасосу из салона, не нужна яма или эстакада Необходимо сбросить давление в топливной магистрали, есть риск залить салон 3,5 топливом Замена свечей + Удобный доступ, недорогие и недефицитные свечи зажигания – Дополнительная проверка герметичности свечных колодцев Замена ремней + Удобный доступ для визуального контроля ремней генератора и насоса ГУР привода навес– Неудобный доступ к натяжному ролику ремня компрессора, плохая защита шкивов 3 ных агрегатовот грязи, сложный привод ГУР Замена ремня + Большой интервал замены (90 тыс. км) ГРМ – Необходимость в демонтаже опоры силового агрегата и промежуточного шкива 3 ремня ГУР Замена ОЖ + Удобный доступ к сливной пробке двигателя – Заправочный объем (5,8 л) больше стандартной тары Замена масла + При нормальных условиях эксплуатации – только контроль уровня в МКП – Доступ к сливной пробке перекрыт защитой моторного отсека Замена масла + Удобный доступ к щупу в АКП – Объем масла 6,1 л, а масла ATF SP-III продают, как правило, по литру. Если нет течи, 4 то 0,9 л из седьмой порции пропадает Замена салонного + Простота операции, не нужен инструмент, хороший доступ фильтра – Вероятность установки фильтрующего элемента в корпусе фильтра «вверх ногами» Замена тормоз- + Несложная процедура, минимум инструмента, немалый ресурс ных колодок – Неудобна установка колеса вместе с декоративным колпаком 4 (он крепится затяжкой основных гаек) Регулировка руч- + Очень редкая операция, так как отдельные колодки ручника почти не изнашиваются ного тормоза – Необходимо соблюдать «субординацию»: первична регулировка в колесе, затем – троса Замена ламп + Большинство ламп меняется без инстру мента и демонтажа соседних деталей наружного света – Затруднен доступ к лампе правого переднего указателя поворота*По 5-балльной шкале в сравнении с «Ладой-112», ремонтопригодность которой условно оценена на «четыре».оценка4 4+ – + – + –44 454,5 4тросов. Регулировочная гайка – в салоне под ворсистой накладкой подстаканника между передними сиденьями. Момент затяжки колесных гаек – 88–107 Н .м (не переусердствуйте, шпильки рвутся на ура!).РЕМНЕМ ПО САМОЛЮБИЮРеменьГРМснаскоканесменишь–надо сниматьопорудвигателя,тоестьвывешиватьсиловойагрегат,поэтомуэтуработу лучшедоверитьспециалистам.Однакоеслиимеютсяслесарныенавыкииливозникланеобходимостьзаменывдалиотцивилизации,знаниетонкостейнепомешает.Как отвернутьболтшкива,мырассказывалив предыдущихматериалахрубрики.ДлявывешиваниядвигателянаголовкеподкронштейномнасосаГУРимеетсярым-планка. Ноонарасположенанастолькоблизкок переднейчастимашины,чтоуложеннаяна двакрылаопорнаятраверса(крепкаядоскаилибрус),ккоторойиподвязываютмотор,сползаетнафары.Такнедолго«попасть»наихзамену.Спецыиспользуютлебедкунаспециальнойраме,которуючасто называют«гусем»или«аистом».Эта«птица» своейшеейпролезаетподкапот,позволяя взять«вклюв»мотор,какмладенца.Отсутствующуюоснасткуможнозаменитьуже упомянутойдоской,ноуложитьеенадонаискось:однимконцомназаплечикикрылаближеккапотуилинаопорнуючашкуподвески,адругим–наподходящие«козлы» (лестницу-стремянку,сукдереваипр.). Проверятьнапрочностьдругиечастикузованерекомендуем. Привод навесных агрегатов двигателя содержит аж три ремня, два из которых поликлиновые. Обычный клиновой вращает только насос ГУР, причем через промежуточный шкив, приводимый ремнем генератора. Не лучшее решение, ведь работоспособность главного агрегата – насоса ГУР зависит от состояния двух ремней. Мало того, натяжение всех ветвей задается вручную; тем самым шанс неверного натяжения и, как следствие, обрыва многократно повышается. Если возникла острая необходимость в самостоятельной замене, рекомендуем ремни чуточку недотянуть, после чего проверить легкость вращения рулевого колеса (допускаются лишь незначительные «подкусывания» при быстром рулении). В целом, несмотря на провальные два пункта в этом тесте, ремонтопригодность «Рио» мы оценили высоко. Правда, портит впечатление дефицит кузовных запчастей. На момент подготовки материала некоторых «железок» не оказалось ни у дилеров, ни на рынках. Да и немалый срок поставки под заказ вынуждает задуматься: уж не из того ли самого Рио их везут?На правах рекламы