134
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИНаших вседорожников прибудетВ июне в рамках очередного Меж дународного экономического форума в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о начале строительства в промышленной зоне «Шушары» завода по с борке ав томобилей «С узуки» (ЗР, 2007, № 7). С предс едателем совета директоров компании «С узуки мотор» Осаму С узуки беседует Игорь Моржаретто.– Сузуки-сан, ваша компания ста ла уже четвертой автомобильной фирмой, которая строит предприятие вС анкт-Петербурге. Почему вы так долго решались – открывать завод в России или нет? – Этот приезд в Россию – первый в моей жизни. До этого я был знаком с вашей страной только заочно, но мы внимательно наблюдали, что у вас проис ходит, и убедились, что здесь очень хорошие перспективы. Продажи ав томобилей «Сузуки» из года в год растут: в прошлом году мы реа лизовали 16,1 тыс. ав томобилей, а вс его с 1999-го – свыше 40 тыс яч. Наши партнеры из компании «Иточу», с которыми мы в 1990- х открыли успешный завод в Венгрии, согласились, что пришло время с троить предприятие ив России. – А вы консультировались с представителями других японских компаний, которые уж е работают в РФ, нас чет места для строительства? – Нет, но на наше решение, конечно же, повлиял тот факт, что в Санкт-Петербурге уже строит свой завод компания «Тойота». – Сколько человек будет работать на вашем заводе? – Примерно 500, точнее сказа ть не мог у: мы еще не определились, какова б удет с тепень механизации. У компаний большой опыт – «Сузуки» имеет сборочные предприятия в 23 странах мира, и больше половины из 2,4 млн. автомобилей, которые мы выпускаем в год, собирают за пределами Японии. – Исходя из такого опыта, как вы учитываете специфику национальных рабочих кадров – ведь она есть? – У ква лифицированных рабочих – практи чески нет. Но д ля строящегося предприятия приходится нанимать новые кадры. И тут в каж дой стране ищем свой подход. Скаж ем, в Индии и Вьетнаме, где не хва тает высококва лифицированной рабочей силы, мы предпочитаем набира ть сотру дников из чис ла бывших крестьян, с нулевым опытом работы на промышленных предприятиях, и об учать их с чис того листа. В Канаде – друг ая ситуация, мы принимаем на работу уже опытных специалистов. У вас, в России, видимо, мы выберем третий пу ть – иска ть ква лифицированных специалистов и одновременно принима ть д ля об учения молодых людей без опыта работы в ав топроме. Российское предприятие «С узуки» займет 23 га зем ли по соседству с заводом « Тойота»; на на чальном этапе инвес тиции собственников («Сузуки мотор» и компания «Иточу», котора я занимается продаж ами ав томобилей в России) сос тавят 3м лрд. ру б. Первый ав томобиль долж ен сойти с конвейера уже в конце 2009 года; проектна я мощнос ть предприятия – 30 тыс. машин в год.Осаму Сузуки –председатель совета директоров компании «Сузуки мотор».– По планам вС анкт-Петербурге б удут собирать две модели – популярный вседорожник «Гранд Витара» и новинку – полноприводный седан SX4. Почему выбрали именно эти автомобили? – В стране с таким с ложным климатом, как Россия, полноприводные автомобили пользуются особой популярностью, а благодаря российской с борке они, надеюсь, с танут доступнее. Хотя и при нынешней цене, как мне сказали, очередь на «Гранд Витару» и SX4 доходит до полугода. – А нельзя ли в связи с таким спросом увеличить квоты поставок для России? – У вы, очереди за ав томобилями – это проблема не только России. Наши покупатели в Европе и даже в Японии тоже вынуждены ждать заказанные машины несколько месяцев. – Давайте вернемс яв Россию. Вы, наверное, уж е знаете, что у нас, по с ути, нет современных производств комплектующих… – Это вопрос времени. Такие проблемы возника ли почти в каждой стране. Когда мы решили с троить завод в Венгрии, нас тоже пуг али этим – мол, нет современных комплектующих... А сейчас большая часть производится на месте и экспортируется. У вас одновременно с троится несколько крупных с борочных автозаводов, так что, уверен, проблема комплектующих решится быстро. – А те машины, которые уже через два года начнете собирать в РФ, будут чем-то отличаться от предназначенных, скажем, для Европы? – Нет, особых комплектаций не б удет, как и изменений в конструкции. Возможно, проведем небольшие специфические изменения в соответствии с требованиями вашего рынка. – Ваш завод в венгерском Эстергоме на чинался как сборочное предприятие, ориентированное только на местный рынок. А сейчас он работает на всю Европу. Есть ли такие шансы у Санкт-Петербурга? – Все возможно. Мы планируем уже через три года продавать в России не меньше 50 тыс. автомобилей «Сузуки» (30 тыс. российского производства и 20 тыс. импортных). Ес ли спрос увеличится, выпуск в Санкт-Петербурге возрастет. Возможен и экспорт части продукции вс траны Европы. Да и модельный ряд в СанктПетербурге в перспективе тоже будет расширен. – Сузуки-сан, в моде льной линейке вашей компании с ейчас, на мой взг ляд, не хватает большого с едана… Можно ли его ждать? – Я отвечу вам так: мы когда-то начинали с мопедов и микролитражек, а сейчас производим автомобили с двигателями объемом до 3,6 литра...134 За рулем 08/2007