218
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯС сис темами пос ложнее такие шу тки тем более неу местны. Например, не советуют необ думанно снима ть со све чи провод, дабы не повредить ка тушку или коммутатор, особенно на работающем двиг ателе. Зажигание может отказать, а то и хозяин ненароком опроб ует свой «электрошокер»! Не стоит ставить такие опыты и на машинах с другими современными сис темами зажигания. В сис темах с модулем зажиг ания (например, 1,5- литровых двиг ателей ВАЗ2111 и 2112) проверить работоспособность дв ухвыводных ка тушек у добно несложным приспособлением – по одному на каждую катушку. Годится оно и для двигателя ВАЗ-21114 рабочим объемом 1,6 л. На этих двиг ателях одна ка тушка обс луживает первый и четвертый цилиндры, другая – второй и третий. Соответственно, два предс тавленных здесь пробника включаем в высоковольтные провода первой ив торой свечи. Ес ли в разрядниках видны мощные искры, то ка тушки модуля и все цепи до них исправны, а причина неполадок с двиг ателем в чем- то другом. Например, пора заменить свечи. У 16-клапанного двиг ателя ВАЗ-21124 самостоятельные ка тушки зажиг ания д ля каждого цилиндра. Некоторые проверки здесь проще, чем у прежних моторов. Допустим, какой- то цилиндр хандрит. Надо бы убедиться в исправнос ти низковольтной части системы, до ка тушек, – иначе говоря, узнать, приходит ли на них управ ляющий сигнал контроллера. Коне чно, можно воспользоваться тес тером, но гораздо быс трей с самодельным пробником, который здесь показан. Снимаем с первой ка тушки зажиг ания штекер и соединяем его с нашим пробником. Помощник включает с тартер и нажимает педаль газа до упора, чтобы форс унки г арантированно не работа ли – это режим продувки цилиндров. Светодиод мигает – зна чит, управляющее напряжение с контроллера поступает на катушку. Проверяем управление следующей… В итоге два варианта. Если управляющий сигнал контроллера приходит на вс е катушки, остается проверить сами ка тушки и све чи – у же без пробника. В конце концов вы найдете неисправность. Х удо, ес ли светодиод не мигает – зна чит, хотя бы к одной ка тушке управляющий сигнал контроллера не приходит. Поиск при чины бывает довольно сложным. Возможно, не в порядке контроллер или проводка. А вот ес ли отказа л датчик полож ения коленва ла, то ни одна катушка работать не будет. Это же касается и некоторых отказов охранных систем.Не попробуешь на зубООб эффективных и безопасных приемах проверки систем зажигания рассказывает Борис Ездаков.т системы зажигания одни стараются держаться подальше – при мысли о 15–20 киловольтах их охватывает оцепенение. Другие, наоборот, у беждены, что высокое напряжение «Самары» – б умажный тигр: хоть и трахнет до печенок, а не убьет. Первым напомню: не с ледует боятьс я техники, надо лишь не допускать ошибок, а посему – изучать. В торым шепну: такой «электрошок» не вс якому по пле чу. А нас чет неверных приемов – ими даж е Чернобыльскую АЭС загубили, что уж толковать о зажигании! Пример. Как проверить, приходит ли высокое напряжение на свечу? Кто-нибудь скажет: мол, это прос то – снять с нее провод, вс тавить в наконе чник подход ящий гвоздь, включить зажиг ание и, прокручивая коленва л, аккура тно подводить «приспособление» к «массе»... – при каком-то зазоре должна появитьс я искра. Ту тс делаю одно замечание. Если искра легко, с хорошим ще лчком, «прошивает» миллиметров десять воздуха, то с напряжением порядок. Но не допускайте работы ка тушки при очень большом зазоре (некоторые даж е хвастают тем, что у них искра «аж голу бая» и вдвое длинней) – даже в простейшем зажигании «копейки» перегру женная ка тушка может отказать из-за пробоя изоляции и т.п. Значит, при проверке провод надо надежно закрепить, чтобы зазор воздушного разрядника ос тавался в пределах допустимых 10–11 мм.Самодельный пробник-разрядник. Главная деталь – свеча с разогнутым боковым электродом. Увеличившийся зазор между электродами уже позволяет уверенно судить о работоспособности системы зажигания (если делать специальный разрядник, то лучше обеспечить в нем зазор миллиметров 10–11). Схема пайки контактов светодиода к электроразъему пробника.Пробники на своих рабочих местах. Зажимы (от проводов для «прикуривания») обеспечивают необходимый контакт с «массой». Если искра в зазорах выглядит убедительно – голубоватая, звонко щелкает, то все элементы системы зажигания до свечей, скорее всего, исправны – остается проверить только свечи.Приспособление для проверки низковольтной цепи зажигания сделано из старой, вышедшей из строя, катушки зажигания – аккуратно разломал, оставив верхнюю часть со штекерным разъемом и выводами 1и 3. К ним, соблюдая полярность, припаял 12-вольтовый светодиод и для прочности залил эпоксидной смолой.218 За рулем 08/2007