96
97
98
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОТКАЗ ТОРМОЗНОГО КОНТУРАПоловинчатое решениеЕсли лопается тормозной шланг, отказывает лишь половина тормозов. Как при этом ведет себя автомобиль, проверили Сергей Мишин и Валерий Павлов.ля эксперимента мы выбрали два оте чественных ав томобиля – «Ладу-112» и «Шевроле-Нива». У обоих диагона льные дв ухконтурные сис темы тормозов. Така яс хема наиболее современна, поскольку при отказе любого контура эффективность ос тавшегося теоретически должна сос тавить ровно половину. А как на практике? Нормативы эффективнос ти торможения рабочей и запасной тормозными сис темами определены Г ОСТ Р 517092001. В нем приведены величины тормозного пу ти и замедления со скорос ти 40 км/ч. Несовременно! Мы б удем тор-Дмозить со 100 км/ч – уже давно во вс ем мире пользуютс я именно таким порогом, оценивая эффективнос ть тормозов на сухом асфальте. Начинаем с «двенадца той» – эта машина полег че, да ик земле поближ е – не так страшно прыгать в объятия таинственного эксперимента. Определяем тормозной пу ть при исправной сис теме. Тормозим на грани юза, добиваясь максимального замедления, то есть водитель имитиру ет ABS, стараясь не допус тить блокировки колес. Несколько повторов – и удается поймать нужное усилие на педали. Е е приходитс я плавно дожимать – передние тормозанагреваются и их эффективность падает. При этом тормозной путь со 100 км/ч – 43,9 м. Отсоединив заднюю трубку от г лавного цилиндра, «половиним» тормоза: теперь машина б удет тормозить только двумя колесами – передним левым и задним правым. Повторяем упражнение. Ход педа ли уве личился примерно в два раза, но при этом она не прова лилась до самого пола вопреки рассказам быва лых. Машина норовит прыгнуть влево – в с торону тормозящего переднего колеса, и, чтобы удержать ее в пределах полосы, приходитс я доворачивать руль вправо примерно на 40–50 градусов.Но и тог да «Лада» рыскает по полосе. За три попытки разброс тормозного пу ти – от 93,1 до 112,1 м. Средняя вели чина – 103,5 м, то ес ть тормозной путь увели чился в 2,36 раза! Причина в том, что час ть сцепной силы, работающа я при исправных тормозах только на замедление, при тормож ении одним контуром тра тится на поддержание курса, то ес ть на борьбу с уводом. Час ть эта, как видим, довольно с ущественная. Повторяем замеры с другим контуром. Вначале ставим трубку на место, прокачиваем систему иу беждаемся, что воздуха в ней нет – тормозной пу ть не96За рулем 08/2007 Достаточно одного хорошего торможения юзом, чтобы на протекторе появилась проплешина.превышает 44 м. Затем отсоединяем трубку другого контура. При экс тренном тормож ении эффект ана логичен – увод вс торону переднего колеса с исправным тормозом, в нашем с лучае вправо. Тормозной пу ть увели чился до 101,2–110,8 м. Среднее зна чение – 105,1 м, то ес ть увеличение – в 2,39 раза. Разница в эффективнос ти контуров – всего 1,5%, среднийтормозной путь – 104,3 м, среднее замедление – 3,68 м/с 2. Проверим, как поведет с ебя ав томобиль, ес ли его курс при торможении не корректировать рулем. Очередной подход – руль только «прямо». Но когда ав томобиль уходит на соседнюю полос у, приходитс я доворачивать баранку , чтобы удержаться от перес троения в следующий ряд. Ес ли рулем не работа ть вовс е, до полнойостановки ав томобиль сменит не менее двух полос! У нас за рулем был профессиональный испытатель, часто работающий в экс тремальных режимах. К тому же тормож ение мы проводили на сухом асфальте с высоким коэффициентом сцепления. Скорее вс его, на мокрой или обледеневшей дорог еу держать машину на курсе будет невозможно. На бытовом языке это озна чаетСинева тормозного диска «Шевроле-Нивы» выдает его недавний перегрев.занос и разворот, который может окончитьс я весьма печально. Настает черед «ШевролеНивы». В шта тном режиме при торможении с сотни тормозной пу ть сос тавил в среднем 53,3 м. Но наша зада ча – не сравнивать машины меж ду собой, а оценить разницу в эффективности тормозов. Сколько же метров мы б удем тормозить одним контуром? Несколько заездов – и ответ готов: в среднем – 121,6 м. Но увели чение пу ти меньше, чем на «двенадцатой», – всего в 2,28 раза. А вот ощущения менее приятные, и дело не в большом ходе тормозной педали – он увели чился приЗа рулем 08/200797 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОТКАЗ ТОРМОЗНОГО КОНТУРАвоположную с торону, ку да ее тянет поверну тое д ля удержания курса переднее колесо с отключенным контуром. Подведем итог: при отказе одного из контуров тормозной путь увели чивается почти в два с половиной раза. При этом оба ав томобиля заметно рыскают по дорог еи норовят перескочить на сос еднюю полосу, а если вовремя не отреагировать, то и дальше. Поведение каж дой машины имеет свои нюансы. «Ладу» тянет сильнее, чем «Шеви-Нив у». Зато вс едорожник при блокировке переднего колеса меняет направление «увода».мерно так ж е, как на «Ладе», – а в поведении автомобиля. При тормож ении на грани юза машину тянет вс торону работающего переднего тормоза, как и на «Ладе», только слабее. Корректирующее действие рулем, чтобы у держаться на своей полос е, меньше – баранку ну жно поверну ть на 30–40 градусов. В тормож ении без блокировки колеса, по мере нагрева тормозов, треб уемое усилие на педа ли ощу тимо растет. Но если колесо блокируется, от чего у держаться довольно с ложно, водителя ждет неприятный сюрприз – «Шеви-Нива» рветс яв проти-НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ При внезапном резком увеличении хода педа ли тормоза не паникуйте, продолж айте давить на нее до включения в работу оставшегося исправного контура. Б удьте готовы довернуть руль в нужную сторону, чтобы удержать машину в своем ряду. Давите на педа ль ос торожно, стараясь точно дозировать прилаг аемое усилие. Блокировка переднего колеса приведет к увели чению тормозного пу ти, а иногда к смене направ ления увода. При блокировке переднего колеса (сопровож дается специфическим свис тящим звуком) с легка ос лабьте нажим на педа ль, но полнос тью ее не отпускайте. Не пытайтесь ка чать педаль тормоза, отпуска я ее полностью даж е на короткое время – подобные дейс твия приведут к лишнему рас ходу тормозной жидкос ти через неисправный контур, а потерянное время только увеличит остановочный путь. При аварийном тормож ении старайтесь объехать препятствие, ес ли сос едние полосы свободны, но помните, что с толкновение на сос едней полос е Правила дорожного движ ения трактуют не в вашу пользу.Увеличение тормозного пути более чем вдвое объясняется стремлением водителя удержать автомобиль на своей полосе.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИСПЫТАНИЙТормозСреднее Тормозной ной путь замедление путь с исправной с исправной с одним системой, системой, контуром, м м/с2 м «Лада-112» (вар. 1) «Лада-112» (вар. 2) «Шевроле-Нива» 43,9 44,0 53,3 8,80 8,78 7,25 103,5 105,1 121,6 Среднее Увеличение замедление тормозного с одним пути при контуром, отключении 2 м/с контура 3,73 3,68 3,18 2,36 2,39 2,28Минимальное допустимое замедление по ГОСТ при торможении со скорости 40 км/ч: при исправной тормозной системе – 5,8 м/с 2; при торможении запасной системой – 2,8 м/с 2. Как видите, обе машины уложились в эти требования. Правда, «Шевроле-Нива» – с меньшим запасом.При отказе одного из контуров тормозной путь увеличивается почти в два с половиной раза.Даже при «одноконтурном» торможении машину можно удержать в своем ряду, если правильно работать рулем.98За рулем 08/2007