212
213
214
215
216
РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ РЕМОНТ АКПРука – владыкаАвтомобили умнеют с каждым днем, освобождая водителя от трудоемких функций управления. С современными автоматическими коробками передач знакомился Евгений Борисенков. Фото: Константин Якубов.В массовом производс тве популярны три типа автоматов – гидромехани ческие, вариаторы и так называемые роботы.БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТПервые, несомненно, классика ж анра. Принципиально конструкция выглядит так: передаточные чис ла изменяют, притормаживая ну жные фрикционы в планетарных рядах (по с ути, в одном корпус е собрано несколько самос тоятельных однос тупенчатых КП, управ ляемых каж дая собс твенным сцеплением). Дирижиру ет процессом гидравлический блок, включающий клапаны и исполнительные механизмы. В современных машинах управ ление возложили на электронный мозг , способный переработать большой объем информации, оптимизировав процесс. Он же готов адекватно воспринимать внешние управ ляющие воздействия, исходящие от водите ля (варианты с ручным управ лением типа «С тептроник», «Типтроник» и т.д.). Д авление для работы гидравлики создает собс твенный насос, связанный с перви чным валом коробки передач. Заодно узел обеспечивает циркуляцию жидкос ти по контурам смазки и охлаждения. Еще одна неотъемлемая часть этой системы – гидротрансформатор, главное «неж есткое» ус тройство, передающее момент от двигателя к трансмиссии. Помимо прочего, он играет роль автоматического сцепления: эластичная (через жидкость) связь меж ду коробкой переда чи двиг ателем позволяет держ ать машину на тормозах при любом полож ении с електора (включая «драйв» и «реверс»). Учитывая с таж с ерийного выпуска (более 50 лет), гидромехани ческая трансмиссия, пожалуй, наиболее доведенная по всем параметрам. Основной недос таток – с ложность изготовления и ремонта, что об усло-212 За рулем 08/2007 а вот ка чество ремонта, увы, нес табильное – новосветская рулетка! Электроника, независимо от «национальности», нареканий не вызывает – при условии, что надежно защищена от грязи и воды. Лучше вс его, когда блок расположен в салоне, хуже – ес ли крепится к корпусу КП (тут уж никакая защита не спасет!).стоит от 4 тыс яч евро! Так что, приобретая подерж анное «вариа торное» ав то, не поскупитесь на диагнос тику в профильном техническом центре.НА СТАРЫХ ДРОЖЖАХПопулярные нынче роботизированные КП вовсе не так новы – на грузовиках они прижились еще в прошлом веке. В основе агрегата – привычна я нам механи ческая коробка, получившая секвентальный (последовательный) механизм переключения. Бортовой компьютер отдает команды электромагнитным соленоидам, связанным… с у же знакомыми гидроклапанами! Да-да, чаще вс его исполнительные механизмы, выжимающие сцепление (здесь оно прис утствует в класси ческом виде –ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯСледующий тип ав томатической трансмиссии – вариа тор ус троен попроще: на ведущем и ведомом ва лах трансмиссии установлены раздвижные шкивы, соединенные вариа торной цепью или ремнем. При изменении расс тояния меж ду половинками шкивов ремень б удет прова ливаться к центру либо выта лкиваться наГидротрансформатор – одна из разновидностей автоматического сцепления.вливает высокую стоимость и того, и другого. Хорошая новость – изобилие расходных материалов и профильных мастерских. И вс еже подходить к выбору упрощенно не с ледует, особенно ког да ре чь идет о подержанном ав то. (Покупа телям нового опаса ться не чего – года три они живут под крылом дилера.) Предпочтение с тоит отдава ть европейским изделиям – к ним, по опыту , проще вс его найти необходимую деталь. Хуже обстоят дела с японскими АКП, которые, кстати, устанавливают и на машины других производителей. Уточним – проблема не в качестве изготовления, а лишь в дос тупности запчастей! Своим путем идут американцы, в основном пред лагая потребителю у же восстановленные КП. Цена- то прием лемая,Насос гидромеханической коробки приводится непосредственно от мотора. Ес ли он заглох, рабочая жидкость не подается к узлам АКП, буксировать авто нежелательно.В процессе ремонта узел режут на две части, а после сваривают и балансируют.периферию. Варьируя таким образом величины рабочих диаметров, получают нужные переда точные отношения. Д ля троганья с места здесь такж е предусмотрен ана лог сцепления – пакет фрикционов либо тот же гидротрансформатор. Как правило, механи ческая час ть работает в жидкости со всеми «вытекающими» аксессуарами, включа я механи ческий приводной насос. Электронный управ ляющий модуль вариаторов не г лупей, чем у гидромеханики, и предоставляет пользователю ана логичный набор ус луг (включа я ручной режим управ ления). Вмес те с тем у вариатора на порядок меньше дета лей, что снижает вероятность поломки. А беда схожая – раздобыть новые валы и связующий элемент у нас почти невозможно! Восстановленный жев Европе агрег атмаховик, диск, корзина) и включающие передачи – гидрав лические, работающие под дав лением до 200 а тмосфер. А стало быть, и тут есть насос, рабочая жидкость и даже радиатор для ее охлаждения! По счастью, сис тема смазки самой КП ос талась прежней, что сняло ограничения на буксировку авто. Недостаток тот же – проблемыСРЕДНИЕ РАСЦЕНКИ НА РЕМОНТ АКП В МОСКВЕ:Комплексная диагностика....от 600 руб. То же для вариатора.............от 3000 руб. Снятие-установка и сборка-разборка ..............10–15 тыс. руб. Дефектовка ....................................1500 руб. Восстановление гидротрансформатора ....................от 3500 руб.За рулем 08/2007 213 РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ РЕМОНТ АКПСердце вариатора – пара раздвижных шкивов, связанных стальным ремнем (цепью).СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯПри эксплуатации АКП специалисты рекомендуют соблюда ть несколько простых правил: тщательно с ледить за уровнем и состоянием рабочей жидкос ти. При низком уровне, наличии примесей или запаха горе лого двиг атель не заводить; регулярно менять жидкос ть и фильтр в АКП любого поколения. В крупных городах процесс лучше приурочить к каждому второму ТО; применять только рекомендованную жидкос ть, никаких смес ей и чудодейственных добавок; при низких темпера турах перед троганьем прогревать двигатель до 30–40°С (жидкос ть в АКП прогреется «заодно»); следить за ох лаждением двигателя: перегрев совмещенного радиатора приведет к перегрев у мас ла в КП; не мыть подкапотное прос транство под высоким давлением – электроника не любит воды; не злоупотреблять буксировкой – в случае поломки вызыва ть эвакуатор; избегать ремонтов «на коленке» – конструкция требует высокой культуры производства и квалификации исполнителя. И не бойтесь машин с ав томатической коробкой переда ч – нынешние агрег аты надежны, а г лавное, куда более удобны и перспективны, чем «голая» механика!Последствия перегрева вариаторной цепи в комментариях не ну ждаются.«Робот» – это слегка модернизированная механическая КП, приправленная исполнительными механизмами.с запасными час тями д ля «бэушных» экземпляров.ЧУЖИМ УМОМГлавное дос тоинство ав томатической коробки передач даже не ву добстве управления – это еще один шаг к идеа льной машине. Уже самый прос той автомат – большой дока в режимах движ ения. Он вам и передачу ну жную под берет, и топливо сэкономит, и двиг атель с бережет (как от перегрузки, так и от «перекру та»), и об экологии в меру сил позаботитс я. Остается задать нужный режим, пос тавив селектор в определенное положение. Что означает тот или иной символ, лучше справиться в инструкции – одни б уквы порой скрывают разные понятия (S, например, может означать sport, но чаще standard).214 За рулем 08/2007 утешительного приза водителю предлагается так называемый ручной режим. Название это условное, ибо водитель не управляет КП напрямую, а лишь сообщает свои пожелания контроллеру. Главное – не переоценить собственную квалификацию: плохой командир – горе для подчиненного.ВРЕМЯ НОВОСТЕЙЗамечено – стоимость ремонта АКП растет прямо пропорционально времени, прошедшему с момента возникновения неисправности до ее обнаружения. Хотите сэкономить – будьте начеку, благо характерных признаков не так много. В первую очередь необходимо следить за состоянием рабочей жидкости: немотивированное снижение ее уровня, запах жженого масла, лужа под машиной – серьезный повод для беспокойства. Также должны настораживать разного рода пробуксовки, рывки, удары или задержки при переключении передач. Особенно опасайтесь всяческих посторонних звуков – чаще всего они свидетельствуют не о чрезмерном износе, а о механических разрушениях. Ини в коем случае не выезжайте на автомобиле с горящей лампой неисправности АКП – такие не редкость.На правах рекламыСелекторы современных АКП отличаются восновном алгоритмом их работы.В классических американских авто селектор режимов прописан на рулевой колонке.Цифры от 1 до 3 указывают верхний предел, до которого может добраться КП при выбранном положении – соответственно первая, вторая или третья передача. Опция позволяет тормозить двигателем (с нужной степенью интенсивности), поскольку в «драйве» автомат этой способностью похвастаться не может. На скользкой дороге не пренебрегайте режимом «зима». В нем автомобиль трогается со второй передачи, снижая риск пробуксовки ведущих колес. А ведь вся-кое проскальзывание вредно и для безопасности, и для фрикционов. Не любят последние и режим «спорт» – если не злоупотреблять экстримом, ресурс АКП легко увеличить вдвое! В коробках с электронным блоком управления необходимость такого вмешательства «по мелочам» сокращается благодаря искусственному интеллекту. Мало того – нынешние КП легко адаптируются кстилю управления: цикл привыкания длится от 2–3 до 20 поездок. А в качестве РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ РЕМОНТ АКПНо если уж не повезло – как добраться до мастерской с наименьшими «механическими потерями»? Теория на сей счет проста – всякая, даже кратковременная эксплуатация неисправного механизма ему не на пользу. Поэтому предпочтительнее всего эвакуатор. Впрочем, если вытекло масло или не работает двигатель (читай, насос АКП), альтернативы ему нет – вряд ли кто решится разобрать приводы ведущих колес, дабы обездвижить начинку коробки. Если же мотор в порядке – можно рискнуть, дотянув до сервиса на любой уцелевшей передаче. Если ни одна не включается, машину придется буксировать, не превышая скорости 40 км/ч на расстояние не более 40 км, держа селектор в положении «N» (нейтраль). Тут можно позавидовать лишь обладателям «роботов»: им подобный закон не писан – таскайте авто куда и сколько угодно. Но из каждого правила есть, как известно, исключения. Поэтому, став обладателем авто с АКП, не поленитесь достать инструкцию или проконсультируйтесь сдилером. Редакция благодарит ООО «АКПП-ЦЕНТР» и лично Виктора Данилова за помощь вподготовке материала.На правах рекламыОбзаведясь электронным разумом, автоматические трансмиссии стали общаться с механиком посредством сканера.216 За рулем 08/2007