220
222
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА КОНДИЦИОНЕРФильтр-осушитель. Корпус из алюминиевого сплава. Вну три находятся фильтрующий элемент и мешочек с силикагелем. Условия работы этого устройства отнюдь не тепличные. Под капотом большинс тва автомобилей довольно тесно, поэтом у фильтр-осушитель час то размещают за передним бампером рядом с конденс атором, в царс тве грязи и коррозии. На корпусе довольно быс тро образуютс я язвы, а там и до у течки х ладагента один шаг. Крепления алюминиевого фильтра с тальные: если между разнородными ме таллами не т изолирующих прокладок, то «разруха» резко ускоряется.С прохладцейРассказ о кондиционере продолжает Геннадий Емелькин.Общие вопросы эксплу атации кондиционера мы рассмотрели в прошлом номере журнала. Теперь поговорим о роли важнейших устройств в этих системах. В кондиционере с терморегулирующим клапаном х ладагент из конденса тора поступает в фильтр-осушитель, у которого несколько функций: сохранять некоторый запас х ладагента, очища ть его от примес ей, удалять влагу. Водяные пары адсорбируют гранулы силикагеля, помещенные в ма терчатый мешочек. Не дай бог ему порва ться: поток хладагента разнесет гранулы по всем уголкам агрегатов и трубок, грозя закупоркой. Если это с лучилось, придется вскрыть и промыть все и вся. При замене любого элемента сис темы рекомендуют одновременно менять и фильтр-осушитель. Тут не ошибитесь! Купленный фильтр долж ен быть с заг лушками на штуцерах, в противном с лучае силикагель наверняка уже насытился влагой из атмосферы – и ни на что не годен. Новый фирменный фильтр-осушитель стоит от 60 до 90 долларов. На некоторых фильтрах-ос ушителях есть окно д ля проверки сос тояния х ладагента. В справочной литера туре можно найти объяснения пузырькам, пом утневшему, вспененному х ладагенту, но д ля неопытного человека эта информация за частую лишняя: нередко у же через несколько минут работы кондиционера пу зырьки исчезают, а позж е мог ут вновь появитьс я.Ведь факторов в лияния ту т много – от режимов работы сис темы до погодных ус ловий. Поэтому , ес ли кондиционер по вс ем другим признакам исправен, паникова ть не надо. Современные фильтры, как правило, без таких окошек, а с ерьезная диагностика кондиционера проводится в сервисе. В кондиционере с расширите льной трубкой очистка х ладагента и отбор в лаги происходят в аккум уляторе, располож енном меж ду испарите лем и компрессором. Почти все, что сказано о фильтре-ос ушителе, справедливо и для аккумулятора (включая и проблемы с ушки х ладагента). А специфическая задача аккумулятора – переводить х ладагент вг азообразное сос тояние, ведь пос ле этого он пос тупает в компрессор, а тот не расс читан на работу с жидкостью – и наверняка сломается. Важнейший элемент любого кондиционера – компрессор. Его неисправнос ть выдает характерный шум, у которого два основных источника: износ подшипника шкива или поломка насосной части компрессора. В первом с лучае шум слышен даже при выключенном компрессоре. С ремонтом не тяните: ес ли подшипник заклинит, может повредить шкив, нажимной диск и ва л компрессора. Пос леднее – приговор агрегату, его придется менять. Если компрессор приводится отдельным ремнем, лучше его снять и так двигаться к месту ремонта. Ремонтировать насосную час ть компрессора еще с ложнее. Производители компрессоров поставляют в запчасти лишьАккумулятор. Корпус из алюминиевого сплава. В сис теме с расширительной трубкой обязательно находится между испарителем и компрессором; ведь важнейшая задача акку мулятора – перевес ти ос татки жидкого хладагента вг азообразное состояние, так как далее он поступает в компрессор, который не рассчитан на перека чку жидкостей. При попадании в него жидкости возможна поломка. Особенно опасно это д ля поршневого компрессора. Что касается других ф ункций, они те ж е, что у фильтра-осушителя.Расширительная трубка – ус тройство сс етчатым фильтром и жиклером вну три (на фото не виден). Све тлая – новое изделие. Рядом трубка, покрытая отложениями продуктов износ а – с тружки, ме таллических опилок и т.п. Этот образец изв лечен из системы, в которой насосная часть компрессора давно требовала серьезного ремонта.220 За рулем 08/2007 ДИАГНОСТИКА КОНДИЦИОНЕРНа правах рекламысальники и прокладки, поршневых комплектов не бывает. Иной мастер может сотворить что угодно. Например, из задранного цилиндра выкинет шатун с поршнем – пусть работают оставшиеся. Правда, сразу возникнут неустранимые вибрации, но ведь не каждый хозяин это заметит! Новый компрессор обойдется минимум в 450–650 долларов. Но одной лишь заменой проблема не решается. Пока в системе находился неисправный компрессор, хладагент разнес по ней металлические частицы и прочий мусор – если все это попадет в новый агрегат, то и ему не жить. Значит, систему надо промыть. Но чем, где и как? О растворителях или бензине не может быть речи – пострадают резиновые шланги. Только специальный сольвент! Разбирать систему не следует – это огромная, да и рискованная работа: можно повредить гайки, штуцеры и т.п., о которых мы уже говорили. Оптимальный вариант – безразборный, с применением моющей установки. Сольвент поступает в разрыв магистрали, грязь скапливается в фильтре установки. Для удаления отложений обычно хватает одного часа. После этого всистеме с терморегулирующим клапаном меняют фильтр-осушитель, авварианте срасширительной трубкой меняют и трубку, и аккумулятор. Испаритель – важный элемент системы кондиционирования. Спрятан под панелью приборов. Атмосферный воздух, содержащий водяные пары, здесь охлаждается, влага конденсируется на трубках иребрышках. На мокрый испаритель налипает дорожная пыль, эта «шуба» нарушает теплообмен – иэффективность конденсатора падает. Вот почему автомобиль с кондиционером обязательно должен быть укомплектован салонным воздушным фильтром. Последний, конечно, тоже забивается пылью – надо его регулярно менять. Чаще всего он помещен под пластиковую накладку ветрового стекла либо за перчаточный ящик в салоне. Но чистый фильтр – еще не все. Замкнутое пространство вокруг влажного испарителя – отличное место для размножения бактерий. Тому подтверждение неприятный запах в салоне. Неспроста аэрозольные баллончики для обработки испарителя ныне так популярны – но владелец действует вслепую, а ведь даже отдельно от машины испаритель очистить трудно! Кстати – куда денется смытая грязь? Конечно, пойдет в тонкую дренажную трубку для слива конденсата. Закупорится – вот вам еще одна беда. Производители даже не скрывают, что главная цель этой «аромотерапии» – придать воздуху в салоне приятный запах. Не-редко бывает, что сильно загрязненный испаритель все же приходится менять. В заключение – важное замечание. После замены любого узла систему кондиционирования необходимо вакуумировать. Всервисе это делают специальным насосом. Без этой операции в кондиционере может быть столько лишней влаги, что силикагель не поможет – и срок службы элементов системы существенно сократится.Сердце кондиционера – компрессор. Бывают лопастные, спиральные, поршневые агрегаты – с постоянной и переменной производительностью. Компрессор обычно закреплен в нижней части блока цилиндров двигателя и приводится от шкива коленвала поликлиновым ремнем. Самые распространенные – поршневые компрессоры, часто с пятью, семью, десятью цилиндрами. Очень эффективны, но требовательны к чистоте хладагента не меньше, чем поршневой двигатель кчистоте воздуха и топлива. Поршневая конструкция не терпит жидкого хладоносителя – гидроудар сразу ломает детали. Но и лопастной компрессор на перекачку жидкости не рассчитан.Испаритель – сильно «засекреченный» элемент кондиционера. Скрыт от любопытных глаз под панелью приборов. При ремонте подобраться к нему весьма непросто. Поток воздуха, пройдя сквозь радиатор испарителя, охлаждается и поступает в салон. Конструктивно испаритель похож на конденсатор – здесь аналогичные трубки, ребрышки охлаждения – но испаритель гораздо компактнее. По месту «прописки» этот узел системы неплохо защищен от дорожной грязи, солевых реагентов и т.п., но здесь другая проблема: детали испарителя всегда влажные, на них оседает пыль.Благодарим сервисный центр «АЛЬКОР» запомощь в подготовке статьи.