302
303
РЕТРОИСТОРИЯ «МОСКВИЧА»гурировала) испытыва ли машины нескольких немецких моделей, определяя, какая лучше подойдет для производства и эксплу атации в СССР. Логи чным выглядел бы выбор надежных, недорогих, очень популярных в предвоенной Г ермании компактных ДКВ, обору дование и документация на которые находились в советской зоне оккупации – в Саксонии. Но советским инж енерам, а г лавное, руководителям переднеприводная машина с дв ухтактным двигателем, очевидно, показалась неперспективной. ДКВ разрешили дела ть немцам – модель F8 под маркой ИФ А (IFA). Позднее ив Восточной, и в Западной Германии дела ли более современную F9, разработанную перед войной, но не вставшую тог да на конвейер. Модернизируя, машину выпускали в Западной Г ермании аж до с ередины 1960- х, по лицензии – еще ив Арг ентине. А советским суждено было стать совсем другому автомобилю. Шестнадцатого июня 1945го руководс тву с траны во г лаве со С талиным показыва ли ГАЗ-М20 – б удущую «Победу». На смотр пригна ли и КИМ-1052, а такж е несколько немецких моделей. У частники события, в частности, будущий главный конс труктор МЗМ А Александр Ф едорович Андронов, вспоминали: С талин сразу же указал на «Опель-Кадет» как объект д ля производс тва в Москве. На с лова инж енеров о несовершенстве модели указал: с тавить на конвейер, потом – дораба тывать. Похож е, решение, причем на самом высоком уровне, было принято еще до показа. Конструктивно «Опе ль-Кадет», дейс твительно, не во всем выигрывал у КИМ-10. Мотор пос леднего, скопированный с «Форда», был мощнее (30 л.с. против 23) и современнее ( тонкостенные вкладыши вместо баббитовых). Кузовами автомобили почти не отличались, ведь четырех дверный КИМ-10-52 копировали с «Опеля-Олимпия». И вс е-таки у КИМа дос туп в баг ажник с делан удобней – снаружи, а у «Кадета» откидывали заднее сиденье. «Кадет» бесспорно выигрывал по тормозам – у него были гидрав лические, у КИМа – архаичная механика... Но г лавным преимуществом «Опеля» в глазах руководс тва с тало, видимо, его немецкое проис хождение. К тому же для освоения «Опеля» можно было использовать репарации – вывезти хотя бы час ть оснастки с одного из самых современных и мощных заводов Германии. Поскольку о немецком происхождении советской малолитражки долгие годы даж е участники событий рассказыва ли и писа ли неохотно, превращение «Кадета» в «Москви ч» об-Сам из кадетовШестьдесят лет назад на дорогах страны появились первые «москвичи». Совершить экскурс в историю приглашает Сергей Канунников.рофейные машины от шикарных «хорьхов» и «мерседесов» до диковинных переднеприводных «адлеров» и ДКВ, союзнические «шевроле», «бьюики» и, коне чно ж е, «виллисы». Каких только автомобилей не было в Москве первых пос левоенных лет! Гордос ть прохожих вызывали новые оте чественные грузовики и ав тобусы, редкие еще «победы» и роскошные, величественные ЗИС110. Но особый интерес с весны 1947-го дос тавался сереньким и кори чневым «москвичам». Те, кто у же разбира лся в многочисленных немецких моделях, коне чно, зна ли: советская новинка – копия «Опеля». Правда, многие вс е же путали – «Кадета» или «Олимпии»? Но самое важное – любой граж данин (конечно, ес ли были деньги) мог купить новый ав томобиль! Такого в СССР еще не было. За 30 лет советской в ласти пару раз пыта лись на ладитьТпроизводство народных ав томобилей – сна чала НАМИ-1 и НАТИ-2 (ЗР , 2005, № 8), за тем КИМ-10 (ЗР, 2006, № 12). О последнем г азеты писа ли: «им сможет управ лять шофер- любитель, сам хозяин машины». Стать серийным КИМу было не суждено… Инженеры, возвращавшиеся с фронта на московский завод, который с на чала 1942-го в основном ремонтировал отечественные и ленд- лизовские грузовики, коне чно, ме чтали возродить производство автомобилей. Идея вернуться к выпуску КИМа лежала на поверхности. Но большую часть документации рас теряли вс уматохе и панике ос ени 1941-го, когда завод фактически закрыли. Правда, в Горьком всю войну простоял прототип КИМ-1052, изготов ленный в на чале 1941-го. Его дос тавили в Москву весной 1945-го. В это время сотрудники НАМИ вместе с инженерами бывшего КИМа (эта аббревиатура уже нигде не фи-«Москвичей»-кабриолетов сохранилось совсем немного. Ведь сделали их менее 18 тысяч. Отличить «Опель-Кадет» (на фото) от «Москвича» в таком ракурсе очень непросто.302 За рулем 08/2007 Универсал «Москвич-400-421» в серию не пошел. Чудом сохранившийся экземпляр – ныне в коллекции «Моторы Октября».С 1947-го по 1956-й построили около 216 тысяч «москвичей» 400 и 401 с ку зовом седан, машин всех модификаций – около 260 тысяч.«Москвич-400-422», по сути, был единственным компактным развозным фургоном в стране.росло легендами. Вывоз оборудования из Западной зоны оккупации – с г лавного завода «Опель» в Рюсс ельсхайме – на первый взгляд выглядит странным, однако укладывается в решения Ялтинской конференции (СССР – наиболее пос традавшее от Германии государство – имеет право на репарации не только из Вос точной, но и из Западной зоны). Вывозили обору дование и оснастку в спешке; час ть, например штампы задних дверей, не то оставили в Германии, не то растеряли по дороге. Новые изготовил ЗИС. Интересно, что час ть немецких универсальных с танков попа ла вовс е не в Москв у, а в Днепропетровск, где планировали выпускать ДАЗ-150 – версию ЗИС-150 с упрощенной кабиной. Московский завод и без того былнеплохо оборудован станками, полученными по ленд-лизу. Некоторые западные ис торики утверждают – с завода «Опель» вывезли не только обору дование, но и чертежи. Но их-то как раз не было! Документацию создавали в Москве, разобрав по винтику немецкие машины. Через несколько дес ятилетий пос ле с тарта «Москви ча» пошли с лухи, что чертеж ей и штампов с завода в Рюсс ельсхайме не вывозили. Документацию и мас тер-модели, а также прототипы с разными кузовами (вплоть до версии с длинной базой) изготавливали немцы под контролем советских оккупационных в ластей, а вс е штампы делали заново. Романтическая версия не под тверждается документами: с ледов работы немцев на московском заводе не нашлось. При том,Пусковая установка АПА-7 на шасси «Москвича-400». В кузове – еще один «москвичовский» мотор, приспособленный для запуска авиационных двигателей.что немецка я документация, скажем, «Хорьха» хранилась на «Москвиче» вплоть до его ликвидации в 2006-м! Первая советская массовая малолитражка – лишь не большая часть огромного долга, который поверж енная держ ава заплатила победившей за кровь, голод, разруху и миллионы жертв. Она с тала эпохальной д ля СССР моде лью. Интересно, что у же в планы завода малолитражных ав томобилей (московским его еще не называли) на 1946 год записали модернизацию двигателя, коробки переда чи даж е кузова «Опеля». А ведь ма лолитражка еще не с тала серийной, в конце 1946-го существовало лишь пять образцов «Москви ча400». В с ерию машина пошла в 1947-м. Тог да же появились и первые счастливчики – покупатели-частники. Стоил «Москвич» относительно недорого – 9000 рублей. Повышенная стипендия с тудента дос тигала 500, а зарпла та учителя – 900 рублей. В 1948-м в серию пошли кабриолет «Москвич-400-420А» (по тогдашней классификации с едан носил индекс 400-420: первое число – обозначение двигателя, в торое – кузова), ф ургон 400-422 и так называемое коммерческое шасси для специализированных ав томобилей. Пикап и универсал, а также версия с гидромехани ческой трансмиссией (!) так и ос тались опытными образцами. Устаревшая внешнос ть машины не давала покоя москви-чам. Первый измененный образец создали еще в 1947-м по инициативе г лавного инж енера В.Ф. Гарбузова. По свидетельствам очевидцев, красотой прототип не блис тал. С ледующий шаг с делали в 1948– 1949 гг., пос троив пять различающихся дизайном образцов. На них отраба тывали не только с тилистические решения, но и модернизированный двигатель. В 1954-м запус тили в производство «Москви ч-401» с форсированным до 26 л.с. мотором и иными изменениями, но, увы, все тем же довоенным кузовом. Переделыва ть автомобиль родом из 1938-го уже не было смысла. На подходе – гораздо более современный «Москви ч-402» (ЗР , 2005, № 11), который в 1956-м вытеснил с конвейера 401-й... С тех пор московский завод (до войны – имени КИМ, с 1945-го – МЗМ А, с 1968-го – АЗЛК, в 1990-е – АО «Москвич») переживал разные времена. А первые «москви чи», родс твенники «Кадета», переходя из рук в руки и обрас тая вс е более современными дета лями, вплоть до двигателей и подвесок, продолж али с лужить в ладельцам. Воспринимать их раритетами, а не обычным транспортным средством стали совсем недавно. Сегодня машины, действительно, вполне достойны бережного и даж е музейного хранения. Ведь и годы, в которые они с тали первыми в нашей с тране народными ав томобилями, нынче «почти былинные»...За рулем 08/2007 303