332
333
334
335
БЕЗОПАСНОСТЬОБОЗРЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ КРЭШ-ТЕСТЫБей своих!Груды рваного мета лла, обломки, осколки… Это не кадры из фильма-ка тастрофы, а рядовые испытания на пассивную безопаснос ть. Р азличные методики проведения крэш-тестов изучал Денис Арутюнян.Многие с читают, что современный автомобиль – целиком детище компьютерных программ. В вирту альной реа льности его проектируют, испытывают, доводят. Отчасти это так, но есть параметры, которые нельзя проверить, не пощупав. Скажем, французский концерн «Р ено» в своем исследовательском центре в Ларди каждый год проводит до 400 (!) крэш- тестов! На каж дое испытание уходит до 300 человекочасов. Французы не одиноки – практически вс е именитые фирмы бьют свои ав томобили. При чем не только бессердечно, но и изощренно.В красном углу ринга – «Хонда-Ледженд», в синем – «Хонда-Джаз». Скорость каждого борца – 50 км/ч. Вес, правда, разный… Но в битвах за безопаснос ть главное – не справедливость, а результат.ЛИЦОМ К СТЕНЕЛобовой удар – сама я тяжелая авария, говорит статистика. Увы, наиболее известные крэш-тесты, которые проводят по европейской методике E uroNCAP и американской NHTSA, не дают полноценной оценки безопасности автомобиля. Например, как кузов332 За рулем 09/2007 Испытания этого «Ауди-А3» должны наглядно показать, насколько велик шанс уцелеть при такой «теплой встрече» с грузовиком на 60 км/ч.Компьютерные технологии позволяют имитировать любые крэш-тесты на компьютере. Но этим работа не ограничится – одним разбитым автомобилем обязательно станет больше. Пусть это случится на испытательном полигоне, а не в реальной жизни!примет удар на другой скорос ти? Или как поведет с ебя легков ушка при с толкновении с грузовиком, автобусом? Ответы дают дополнительные фронта льные у дары, моделирующие самые разнообразные ситу ации. Каждая модель «Мерседес-Бенц» проходит 28 крэш-тестов!Вот некоторые из заводских испытаний. Автомобиль на скорос ти 50 км/ч в летает в недеформиру емое препятс твие, установленное под углом 30°. Есть задачки и посложнее – машину бьют в бетонный короб строго по прямой, но с 50-процентным перекрытием. А чтобы проверить ав томо-биль по всей строгости, его направляют на скорости 50–60 км/ч в несминаемый ку б всего с 20-процентным перекрытием. Но как ни с тараются разработчики созда ть методики, максима льно приближ енные к действительности, такие крэш- тесты лишь имитируют реа льные ситу ации. Поэтом у часто, не считаясь с затратами, производители бьют машины между собой. Первые подобные испытания выглядели так: два одинаковых ав томобиля-камикадзе с ближались со скорос тью 55 км/ч каждый. Подопытных с талкивали лоб в лоб, со смещением до 50%. С ейчас оппоненты да леко не вс егда одноклассники. «Вольво» у же не раз сводила в поединке борцов разных весовых категорий, например, с едан S40 и вс едорожник X C90. Подобное проводила и компания «Р ено», сталкивая легкий «Клио» и мини-вэн «Сценик». Кстати, такие дуэли устраивают даже производители квадрициклов – французская JDM испытыва ла своего ма лыша «Альбиция» в с хватке с «Р ено-Твинго». Ни дать ни взять, история про Давида и Голиафа! Только в результа те выжить должны оба экипажа. Организуют и совс ем уж неравные схватки – легковой ав томобиль против грузовика. Удар происходит на суммарной скорости 56 км/ч с 50-процентным переЗа рулем 09/2007 333 БЕЗОПАСНОСТЬОБОЗРЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ КРЭШ-ТЕСТЫкрытием. При такой аварии легков ушка подныривает под высокий тяг ач и тот наваливается на нее, лиша я нес частных пассажиров вс якой надеж ды на выживание. Именно по результа там этих тес тов под передним бампером тяж еловозов появилась эксперимента льная противоподкатная ба лка FUPS, с тавшая с 2003 года обязательной. Кстати, нес тандартные тес ты придумывают не только производите ли – некоторые испытания проводят и автомобильные издания. Наш журнал в 2004 году разбил по методике E uroNCAP «дес ятку» с прицепом и багажником на крыше. Пе чально, но при таком столкновении экипаж оказался практически обречен (ЗР, 2004, № 5).Жестокая судьба подставила «Вольво-С70», едущий на скорости 25 км/ч, под таранный удар тяжелого ХС90, который мчался вдвое быстрее. Экипажи обоих «Вольво», роль которых исполняли манекены, выжили.«Бьюик-Рейнер» идет на взлет! Вседорожники из-за высоко расположенного центра тяжести кувыркаются чаще легковушек. Поэтому к ним у специалистов по пассивной безопасности особый интерес.ционных испытаниях специа льная те лежка бьет «подопытного» с трого в середину, а на заводских тестах отрабатывают удары в передние и задние крылья и двери. По данным американского инс титута IIHS, лишь 2% автокатастроф заканчиваются переворотом, однако погибают 40% (!) попавших в подобные аварии. В перв ую очередь, таким испытаниям подвергают машины из особой группы риска – кабриолеты и вседорожники с высоким центром тяжести. Методики тес тов разли чные. Например, «Вольво-ХС90» пос тавили на тележку , наклоненную вбок на 24°. Е е разогнали до 56 км/ч и резко осадили с замед лением 15g , отправив машину в свободный полет. Борта и крыша пожеваны, зато пассажиры целы.КРУГОВАЯ ОБОРОНААвтомобили бьют не только на высоких скоростях. Скаж ем, отправ ляют тележку массой 1тв задний бампер на скорос тиУДАР ИЗ-ЗА УГЛАБезопасность ав томобилей испытывают не только «в лоб». Есть не менее уязвимые и опасные места, например бока. Интересные тес ты провод ят в центре безопасности «Вольво» в Гёте борге. Например, кабриолету С70, двиг авшемуся со скорос тью 25 км/ч, в бок на 50 км/ч «приеха л» тяжелый ХС90. С удя по показаниям да тчиков, пассажиры в обеих машинах ос тались живы. Для специалистов это лучша я награда за тщательную и кропотливую работу. Шведский полигон вообще таит много интересного. Например, повора чивающаяся разгонная катапульта позволяет с талкивать машины под любым углом – от 0 до 90° и имитирова ть, с читайте, люб ую дорожную коллизию. Кс тати, на с ертифика-Шведы из «Вольво» добавили кс тандартному наезду на пешехода столкновение на скорости 76 км/ч с… имитацией лося! В Скандинавии аварии с учас тием сохатых далеко не редкость.334 За рулем 09/2007 Современные системы безопасности и постоянное их совершенствование дают шанс уцелеть даже в тяжелой аварии. Крэш-тесты, устраиваемые производителями, не только подтверждают безопасность новых моделей, но и помогают выявить недочеты и ошибки.Детский манекен CRABI летит в лобовое стекло, уже пострадавшее от голов родителей. Этот заводской тест «Рено» наглядно показывает, нужно ли пользоваться ремнями и специальными детскими сиденьями.СТОРОННИКИ РАЗБОЯВ тестах, проводимых по европейской программе E uroNCAP, новые моде ли бьют передком с 40-процентным перекрытием в деформиру емое препятствие на скорости 64 км/ч. Затем боковой у дар – в ав томобиль на 50 км/ч под уг лом 90° врезаетс я 950-килограммовая тележка со сминаемым элементом. Следующий этап – машину устанавливают на пла тформу и, разогнав ее до 29 км/ч, бьют в мета ллический столб диаметром 254 мм, проверяя защиту головы при боковом у даре. Предусмотрен и специа льный пешеходный тес т – ав томобиль с бивает манекен на скорос ти 40 км/ч. Кроме того, с 2003 года в каж дую машину устанавливают рекомендованное производителем детское сиденье (попу тно оценивают комфорт крес ла и точность инс трукции). Обща я оценка автомобиля складываетс я из результа-тов тес тов на безопаснос ть водителя, взрослого пассажира, ребенка и пешехода. Американская NHT SA (Национа льная ассоциация безопаснос ти дорожного движ ения) работает по другой схеме. Автомобиль врезается не в деформируемый, а вж есткий бетонный барьер на скорости 56 км/ч. При боковом у даре те лежка са люминиевым «намордником» массой 1370 кг вс тречается с машиной на отметке 61 км/ч. Кстати, тес т пов торяют дваж ды д ля имитации удара в водительскую и пассажирскую двери. Институт транспортных исследований д ля с траховых компаний IIHS (США) проводит фронтальный удар по той же схеме, что и EuroNCAP. Разница в том, что в машине сидят не два манекена, а только водитель. Боковой тес т также напоминает европейский, но тележки полуторатонные.от 15 до 45 км/ч с перекрытием 40%. Такие тесты наглядно показывают, насколько защищен бензобак и есть ли угроза для шейных позвонков пассажиров. Кроме того, почти всю с ерию фронтальных и боковых ударов пов торяют, снизив скорос ть до 4–15 км/ч. Так можно оценить за траты на ремонт после мелких аварий. Конечно, проверяют и сиденья – спинку и подголовник нагру жают на с тенде. Упражнение зас читано, ес ли крес ло выдержало нагрузку 89 кгс. Наш журнал проводил подобную работу (ЗР , 2000, № 4). Строгие испытания проходят и ремни. Сиденья закрепляют на специа льной площадке, усаживают и прис тегивают манекен. Р азгон, резкое тормож ение… Р емни выдержали – тест пройден. Цель дополнительных крэш-тестов, которые ус траивают производители, – проверить безопаснос ть и выявить огрехи в конструкции модели. Специалисты анализируют кинограмму (скоростные видеокамеры отщелкивают до 3000 кадров вс екунду), разглядывают искореженные детали, внимательно изучают характер повреждений, внос ят необ ходимые изменения. И если правда, что в споре рож дается истина, тогда плод этих искусс твенных аварий – безопасные автомобили.На правах рекламыЗа рулем 09/2007 335