372
373
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯРУБРИКУ ВЕДЕТ МАРКТИЛЕВИЧ4050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120вал, облада л тонким чувс твом формы. Широкий кругозор, владение инос транными языками помог али под держивать творческие и дру жеские отношения с зару бежными коллегами, находить единомышленников. О дин из них, Луид жи Сегре в знак признания подарил коллектив у НАМИ свой прототип «С елена», чья концепция весьма близка иде ям Долматовского. Популяризация ав томобильных знаний прив лекала его в не меньшей, а, быть может, даже в большей мере, чем научная с тезя. В 50–70-е годы прошлого века тру дно было представить наш ж урнал без многочисленных с татей Юрия Ароновича, им ж е, кс тати, отлично иллюс трированных. Их тематика чрезвычайно разнообразна. Например, в конце 50-х вс тране зародилс я интерес к самодельным ав томобилям – и Долма товский пу бликует в нескольких номерах «За рулем» с ерию «Ав томобиль своими руками». Он увлекательно рассказыва ло роли промышленного дизайна (в СССР предпочита ли термин «техническая эстетика»), о перспективах электромобилей, охотно писал об истории автомобиля. Надо сказать, литературная одаренность была фамильной чертой: м ладший бра т Юрия, Евгений Долма товский – известный советский поэт, ав тор множества любимых народом песен. С детс тва ж адно впитывавший разнообразные знания, Юрий Аронови чи свое творчество адресова л преж де всего молодежи. Школьники зачитывались его «Повестью об автомобиле», котора я дос тупно рассказывала об ис тории, ус тройстве и многообразии замечательных машин (как недостает подобной книги нынешним подрос ткам!). Те, кто постарше, с увлечением читали о творчестве конс труктора, судьбе машин необычной – вагонной компоновки, созданию которых Долма товский посвятил всю свою жизнь и книг ус примечательным названием «Мне нужен автомобиль». К сожалению, его книги ныне – библиографическая редкос ть, а сохранившиеся прототипы машин пылятс яв запасниках музеев. Но многие чита тели «За рулем» помнят его статьи и рисунки, а д ля редакции сотрудничество с этим интересным, неза урядным ав тором – одна из ярких с траниц в ис тории журнала.Юрий Долматовский – конструктор, дизайнер, любимый авторВладимир АркушаОн на чал пу бликоваться в «За рулем» с восемнадцати лет – в 1931 году , а последнее интервью д ля журнала дал в 1997-м, незадолго до кончины. За его пле чами к тому времени – более шес ти десятилетий творческой де ятельности. И какой многообразной! Любозна тельный, разносторонне образованный, чрезвычайно работоспособный, Долма товский проектировал оригина льные, опередившие свой век машины, преподавал, занима лся исс ледованиями, написа л более полутора десятков книг и сотни статей. Он рано на учился водить автомобиль, получил, наряду с техническим, х удожественное образование: прекрасно рисо-Плакат Ю. Долматовского к подписной кампании 1931 года. Такси ВНИИТЭ разработано Ю. Долматовским в середине 1960-х.372 За рулем 09/2007 МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИся и произноситс я не только по-русски. Но решение нашего жюри вс его лишь рекомендация – имя первенцу давали министерство и завод. Они не торопились. У же приближалась да та выпуска первой партии машин, а названия не было. Ходили только с лухи. «За рулем» откликнулс я на затяжки письмом своего читателя из Ленинграда. В мес тной газете он прочита л, что ав томобиль ВАЗ б удто бы назов ут «Жигули». «Очень уж обидно, – писа л он, – ког да в погоне за г еографичностью попираетс я здравый смыс л. Можно предс тавить, что получитс я, если выйдут в свет «Жигули»: наш завод приобрел пять «жиг улей». Или я собираюсь купить «Жиг улю». Начнутся языковые казусы и неудобства. Наконец, о новом автомобиле будут писать и говорить за ру бежом, а ни в английском, ни в немецком нет как таковой литеры «Ж» – пойдут г улять по свету вс якие «Шигули» и «Щекули». Хорошо назвать автомобиль – это, если хотите, полдела». Опасения ав тора иж урнала оказа лись не напрасны. В начале 1970-го с конвейера завода сошли вс е-таки «Жиг ули». Говорят, на этом очень настаивал куйбышевский обком партии. С языковыми «накладками» наш великий и мог учий как-то справился, но только во внутреннем прос транстве. Уже осенью 70-го совет «Ав тоэкспорта» принял решение «считать невозможным поставку на экспорт ав томобиля ВАЗ (в ту пору это были невиданные д ля с траны большие партии) с названием «Жиг ули» – произношение его на других языках за труднено и не благозвучно». Пред лагалась «С ЛАВА» (советский легковой ав томобиль Волжского ав тозавода), что тоже не получило поддержки. Восторжествовала наша «Лада», ставшая потом именем вс его с емейства ав томобилей ВАЗ.«Жигули» или «Лада»?ЧМарк Тилевич, член жюри конкурса– тираж в ту пору у же дос тиг 2 млн. экз., но х лынувший поток откликов превзоше л вс е ожидания: 54 838 (!) предложений получила редакция. 6225 из них не отве чали ус ловиям конкурса, но ив ос тавшихся 48 613 за явках оказа лось… 1812 названий. Нелегкая зада ча вс тала перед жюри. В него входили вице-президент меж дународной и председатель всесоюзной автомобильной федерации (Ф АС СССР) ректор М АДИ Л. Афанасьев, руководитель «Ав тоэкспорта» В. Петров, кинорежиссер Э. Рязанов и другие не менее извес тные в ав томобильных кругах люди. Представлять журнал в жюри было доверено мне. Сейчас, спустя почти сорок лет, любопытно пробеж ать по списку из почти дв ух тыс яч предложений. Они образно отражали свое время и чувс тва, которые испытывали очень многие в ожидании первенца ВАЗа. Ес тественна д ля той поры «идеологическая составляющая» – не за горами было 100-летие Ленина и названия вроде «с толетка», «Ленивав т»,ем меньше времени остается до круг лой даты, тем больше событий, связанных с «За рулем», прос ятся на юбилейные с траницы. Погрузившись в подшивки ж урнала, мы освежили в памяти то, что может предс тавить интерес д ля читателей ис егодня. Впрочем, судить об этом вам самим. В ру брике «Мы были первыми» речь пойдет не о публикациях, открывавших человеку за рулем что- то совершенно новое в мире моторов (в этом ЗР вс егда видел свое предназначение), а о публичных акциях ж урнала, ос тавивших с лед в автомобильной ис тории страны. Событие, о котором пойдет речь, произошло в канун первой волны российской автомобилизации – пуска ВАЗа. Именно тог да, в ноябре 1968-го, в пору больших ожиданий и надежд (вспомним первый девиз ЗР – «Автомобиль – трудящимся!») ж урнал объявил конкурс на лучшее название моделей ВАЗ, ограничив его срок одним месяцем – декабрем. Мы были готовы к активности читателейТАЗ-ВИЛ, «Ленинска я звездочка», «100 Ленин» и им подобные не воспринима лись как чудачество. Но ку да больше было пред ложений, выраж авших симпа тии к Ита лии вообще ик ее ав томобилю в час тности. Ита льянская сос тавляющая, наверно, мог ла представить интерес даже для лингвистов с Апеннин. Каких только заявок здесь не было: «Росситал», «Русита ла», «Антонио Грамши», «Г арибальди», «Рим8», «Ита льяночка», «Москва–Рим» и само собой «Тольяттинец», « Тольятик», « Тольятта», « Тольяросс», «ФИАТ-Россия». Не обошлось, коне чно, без «Чипполино», «Робертино» и дес ятков других знакомых нам имен и прозвищ. Но, пожалуй, хватит. По чис лу голосов, а это жюри рассма тривало в первую очередь, пятерку лидеров составили «Волж анка» (3989), «Дружба» (2878), «Ме чта» (2806), «Жиг ули» (2220) и «Лада» (1752). Из них предс тояло с делать выбор. О т названий без затей, связанных с местонахождением завода, решили отказа ться: у же были «Волга» и «Москви ч». Ос тановились на исконно русской «Ладе» – любима я, ж еланная. Звучит красиво, легко читает-За рулем 09/2007 373