150
151
152
154
156
ЭКОНОМИКАНАШИ СОСЕДИ РУМЫНИЯЛюбовь по расчетуВ представлениях большинства иностранцев Румыния в первую очередь ассоциируется с графом Дракулой, потом идет дикта тор Чаушеску. Но это персонажи прошлого, а ныне страна развивается быстрыми темпами – убедился Игорь Моржаретто. Фото: Александр Батыру.БОИ НЕМЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯНесмотря на чудовищную жару, которая обрушилась на Румынию этим летом, в дорогих гостиницах с толицы – аншлаг , без брони не ус троиться! Еще бы – в самой молодой стране–члене ЕС инвестиционный бум. Темпы экономического развития составляют 6–7% в год, прямые иностранные инвестиции – 7–9 млрд. долларов ежегодно. Что же нужно иностранцам в этой с тране, котора я вс егда считалась бедной окраиной Европы? Наверное, то же, что ив остальных гос ударствах бывшего соцлаг еря, – недорог ая, но квалифицированная рабоча я сила, неплоха я транспортна я сеть, хорошее инвес тиционное законода тельство, но самое г лавное – рас тущий рынок! В Румынии пока вс его 145 автомобилей на 1000 жите лей; это в 2–3 раза меньше, чем в странах Запада. Поэтом ув Центральной и Вос точной Европе возникло у же несколько десятков ав тосборочных производств. Па льму первенс тва держат Чехия и Словакия, но и Румынии есть чем гордитьс я – тут работает завод «Да чия», принадлежащий компании «Рено», г де выпускают популярный «Лог ан» и снаб жают деталями иу злами сборочные предприятия по всему миру. Есть еще завод «Дэу»; правда, при мощнос ти 120 тыс. шт. в год в прошлом он выпус тил всего 20 тыс. автомобилей «Сиело» («Нексия»), «Матиз» и «Нубира». Но, видимо, рынок Восточной Европы оказа лся привлекательным д ля многих мировых производителей; на конкурсе за контрольный пакет акций едва не с хлестнулись «Д женерал моторс», «Форд» и… компания «Русские машины» (она в ладеет «Группой ГАЗ»). Правите льство объявило нема лую цену за предприятие; кроме того, покупатель долж ен рес труктурировать производс тво, а такж е дать обяза тельство использовать мес тных пос тавщиков. В результате завод отоше л «Форду» («Джи-Эм» и россияне заявки отозва ли); американцы пообещали выпуска ть еж егодно 300 тыс. автомобилей и еще 300 тыс. двигателей. А мес тных пос тавщиков компонентов у же вполне достаточно; они снаб жают и «Дачию», и с борочные заводы в соседних с транах (Венгрии, Словакии, Чехии). Впрочем, в Румынии еще хва тит интересных инвесторам производств.150 За рулем 09/2007 РУМЫНИЯОдно из самых больших гос ударств Европы (площадь – 237,5 тыс. км 2, нас еление – 22,3 млн. человек). Граничит с Молдавией, Украиной, Венгрией, С ербией, Черногорией, Болг арией. С трана бог ата природными рес урсами (нефть, г аз, уголь, ж елезная руда, марг анец, бокситы, с еребро, золото). Важнейшие отрасли промышленнос ти – химическая и неф техимическая, мета ллургия ( черная и цветная), электроэнерг етика, автомобилестроение, с удостроение, производс тво текстиля и мебели. Экономи ческий рос т – 6–7% в год, прямые инос транные инвес тиции – 7–9 м лрд. долл. в год, инфляция – около 3%. Из мировых компаний в Румынии имеют крупные предприятия «Р ено» (завод «Дачия») и «Форд» (недавно им куплено предприятие «Дэу»). В 2007 году Румыния вступила в Евросоюз.В замке в городе Бран жили многие члены королевской семьи, но знаменит он стал тем, что год в его подвалах томился граф Дракула.Завод «Дачия» в Питешти – один из крупнейших в Европе производителей бюджетных автомобилей (в 2006 году продано 204 тыс. шт.). Отсюда в Москву поступают кузовные детали и агрегаты для седанов «Рено-Логан» (50 тыс. в 2006-м).БРАТЬЯ ПО МОТОРНОМУ МАСЛУ…Когда мы жили вс е вмес те в едином лаг ере, в СЭВ (напомним – был такой Совет экономической взаимопомощи) планировали, кто в какой с тране чего сработает и ку да этот товар потом поедет. Видимо, планировали не с лишком хорошо: очереди на ав томобили были ив Венгрии, и в СССР , бензина вс ем ж елающим не хватало от Тихого океана до Черного моря. С распадом системы каждый решил жить своим умом; у жителей Вос точной Европы сильна была надеж да, что им помогут страны Запада. Однако западные инвес торы не с лишком спешили… И хотя русских в бывшем соцлагере воспринима ли дос таточно настороженно, именно российская компания «ЛУКОЙЛ» стала первым серьезным инвестором в Румынии: в 1998 году купила один из с тарейших НПЗ. Вообще-то имели виды надругой завод, но тог дашнее правительство с траны выбора не оставило. Пришлось «взять» предприятие, которое комиссия ЕС собира лась закрыть: старое и «грязное». – О тношение к предпринимателям из России в те времена было очень непрос тым, – вспоминает генеральный директор компании «ЛУКОЙЛ-Румыния» Константин Тампиза. – Да и экономическая ситуация в стране – тож е. Одновременно с реконструкцией завода мы создавали собс твенную с еть АЗС по всей с тране, где задейс твовали тех рабочих, что не нужны были на предприятии. Потребовалось почти 10 лет, чтобы построить современный бизнес. Сейчас наша компания – ведущая на румынском рынке: ей принадлежат свыше 300 АЗС, почти 100 г азовых с танций, 9 нефтебаз. На предприятиях работает больше 5 тыс. человек. За эти годы инвес тировали в страну больше полумиллиардадолларов. И теперь отношение к компании и со с тороны администрации с траны, и ее жителей очень хорошее. Но это «очень хорошее» отношение приходилось завоевывать, лома яс ложившиеся стереотипы. Но «ЛУКОЙЛ» брешь пробил; появлялись новые и новые АЗС, открыва лись производства на заводе «Петротел-ЛУКОЙЛ» в Плоешти… Одним из самых у дачных проектов с тал современный цех фасовки моторных масел. Сейчас мас ла под маркой «ЛУКОЙЛ» занимают 40% румынского рынка и активно продаются в сос едних странах – Болг арии, Венгрии, Македонии, Молдавии, С ербии, Хорватии, даже в Израиле и на Кипре. При чем, по с ловам руководителя компании «ЛЛК-Румыния» ( дочернее предприятие «ЛУКОЙЛа», занимающееся моторными мас лами) Вячеслава Черного, спрос еж егодно возрастает на 10–15%!– В Румынии в этом с екторе долго пытался стать монополистом «Шелл», – рассказывает В.Черный. – У них великолепная продукция, расс читанная на сос тоятельного потре бителя с Запада. Мы же предлагаем масла, соответс твующие вс ем европейским требованиям, но наш покупа тель – не с лишком еще зажиточный автомобилист из стран Восточной Европы. В прошлом году компания «Шелл» свой бизнес в Румынии… свернула и даж е продала все принадлежащие ей АЗС. Вслед за «ЛУКОЙЛом» в стране появились и другие российские инвес торы: «Базовый элемент» (ему принад лежит у же несколько а люминиевых заводов), «МЕ ЧЕЛ» (черная металлургия) и другие. Коне чно, им работа ть у же лег че, но каждой компании приходитс я раз за разом доказыва ть, что россияне намерены вес ти здесь дела исключительно по европейским правилам. И соЗа рулем 09/2007 151 НАШИ СОСЕДИ РУМЫНИЯНа правах рекламыСейчас в Румынии работает свыше 300 фирменных заправок, в ближайшее время откроется еще 50.Российские масла из Румынии теперь самые популярные в Восточной Европе.Завод «Петротел», недавно отметивший 100-летний юбилей, пережил второе рождение с приходом сюда новых хозяев.блюдены б удут интересы вс ех сторон! Контроль за нашими компаниями со стороны госорганов и прессы ту т особенный, поэтому приходится быть «святее самого Папы»… Но вс е равно отношение к нам пока нас тороженное. Что скрывать – Европейский Союз не слишком рад видеть на своем рынке сильные компании из России. Конкуренция… К тому же очень активное давление на экономику оказывает политика. И – обратно.ТЕНЬ ВАМПИРА…А замок Дракулы мы в Румынии пос етили – как же ина че!Только экскурсовод вс е время рассказывал о королеве Марии, которая жила здесь в начале ХХ века: с только хорошего сделала для страны! А Дракула – он ведь отрица тельный персонаж и провел в застенках всего год. Но мы упорно расспрашивали про кровожадного графа. И вдруг я понял – сколько бы хороших дел ни чис лилось за российскими компаниями, за спиной по-прежнему ма ячит тень С талина и социа лизм, который он пытался насильно построить в Европе. И хотя мы уже давно другие, чтобы доказать это, придетс я еще много и много работать. ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИНевский фронтВ июне на северной окраине Санкт-Петербурга в присутствии самых высоких руководителей прошла церемония закладки первого камня в фундамент завода «Ниссан». Об автомобильном будущем города размышляет Игорь Моржаретто.НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХЭто б удет у же четвертый иностранный ав тозавод в СанктПетербурге и пятый – в регионе (ес ли с читать предприятия по выпуску легковых машин). Итак, на территории в 65 га за полтора года пос троят современные цеха – сварочный, окрасочный, с борочный, склад комплектующих, а такж е специальный трек. Здесь будут работать около 750 сотрудников; инвестиции сос тавят 200 м лн. долларов. С 2009-го завод должен выпускать 50 тыс. ав томобилей в год. Каких? Исполнительный вице-президент «Ниссан» Карлос Таварес объявил: седан бизнес-класса « Теана» и полноприводный «Х-Трейл». Вот это как раз иу дивило! Ведь раньше руководите ли японской компании несколько раз за являли, что хотят собирать в России недорог ую бюджетную машину, и мы ожида ли что-то вроде популярной «Алмеры». А ту т – две модели по 30–40 тыс яч долларов! Объяснение такое. На первом этапе японцы хоте ли бы подс траховаться и пред ложить в России достаточно дорогие ав томобили, которые продаютс я не слишком большими, но надежными объемами и приносят высокий доход. Кс тати, такой же стратегии придерживаетс яи «Тойота»: в конце этого года на заводе в Шушарах начнется выпуск «Кэмри» – прямого конкурента « Теаны». А в 2008-м и «Форд» собирается разверну ть производство нового «Мондео» во Всеволожске. А пока, в ус ловиях повышенной с екретности, на «Ниссане» разраба тывают бюд жетные модели д ля России и других с тран. По некоторым сведениям, д ля нас готов ят ав томобиль, сравнимый по цене с «Рено-Логан» (9–12 тыс. долларов) и еще один – подороже. Во всяком случае, вице-президент Таварес сказа л, что д ля своего российского производства японцы предполаг ают использовать комплектующие их давнего партнера «Р ено». У французов, мол, у же появляются с ерьезные пос тавщики в России. Сомневаюсь, что детали «Лог ана» подойду т представительной «Теане». ние ос троительстве завода в Ленинградской облас ти. Правда, планы были более чем скромными: выпус тить в первый год работы 4 тыс. ав томобилей, а затем постепенно дойти до 25 тыс. «фокусов» в год. Но спрос во много раз превысил предложение, и в этом году завод во Вс еволожске долж ен собрать 75 тыс. «фокусов», а со следующего здесь на чнут делать ис еданы «Мондео». С уммарный план на 2009 год – 125 тыс. автомобилей. Успех американцев не мог оставить равнодушными остальных ав топроизводителей. В 2005 году в промзоне Шушары на южной окраине СанктПетербурга начала с троить завод « Тойота»; год спус тя г лаваНА ЛЮБОЙ ВКУСНачало с троительства предприятия «Ниссан» – хороший повод порасс уждать о СанктПетербурге как возможной автомобильной с толице России. Российским Д етройтом называли и Нижний, и Тольятти, теперь вот Питер. Впрочем, не много ли чести Детройту? Вспомним – первым в регион прише л «Форд», подписавший еще в 1999 году сог лаше-К 2010 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируют выпускать не меньше 300 тыс. легковых автомобилей.154 За рулем 09/2007 ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИВалентина Матвиенко и Карлос Таварес осматривают промплощадку. Скоро здесь будет современный завод…тому, наравне с Москвой, приоритетный регион д ля дилеров. Немаловажный аспект для инвесторов – на личие ква лифицированной рабочей силы (которой, правда, уже не хватает). Что еще? Правительс тва города и облас ти готовы предоставить инвес торам самые благоприятные условия, а правительство России – гос ударственные г арантии. В час тности, ес ли инвес тиции превышают 50 млн. долл., для компании на три года вдвое снижают налог на имущес тво и на 4% – на прибыль. Все эти доводы, конечно, весомы, но не надо закрывать глаза на еще один фактор – СанктПетербургу здорово повезло, что здесь родилс яи жил нынешний президент России, аМЭРТ Г ерман Гре ф подписа л соглашения с «Д женерал моторс» и «Ниссаном». «Д жи-Эм» в тех же Шушарах со с ледующего года начнет сборку «Шевроле-Каптива» и неизвес тных пока легковых ав томобилей класса С – до 100 тыс. в год. Последней (пока!) в СанктПетербург пришла японска я «Сузуки», котора я выбра ла место по сос едству с « Тойотой». С 2009 года здесь б удут выпускать еж егодно до 30 тыс. полноприводных ав томобилей «Гранд Витара» и SX -4. Впрочем, это еще не фина л: известно, что свои производс тва в России планируют открыть «Пежо» и «Мицу биси». При чем речь идет опять- таки ос еверной столице; во всяком случае, обе компании вели переговоры с губернатором Валентиной Матвиенко.КОМПОНЕНТЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ?Естественно, в регионе, г де будет работа ть одновременнокак миниму м пять с борочных автозаводов, прос то обязаны появиться и производители комплектующих. Еще пару лет назад полпред по Северо-Западу Илья Клебанов за являл, что уже разработан проект особой экономической зоны по выпуску ав токомпонентов. «Зоны» пока нет, но производители компонентов уже потянулись к берегам Невы. Во Вс еволожске работает шинный завод «Нокиан Тайрс». Анг лийская компания «Стадко» подписа ла с правительством Ленинградской области меморандум ос троительстве завода кузовных деталей; инвес тиции сос тавят около 100 м лн. евро, первым заказчиком с танет российский «Форд». На ладить производс тво узлов подвески д ля того же Всеволожска собираетс я немецкая компания «Бентлер». А рядом мож ет занятьс я производством с тального лис та мировой гигант «Корус». Но это да леко не вс е! Авс трийская «Магна» намерена по-строить вблизи Шушар собс твенный завод, на котором с танет производить детали салона, кузова и коробки переда чд ля автомобилей «Ниссан» и «Шевроле». Инвестиции в проект составят около 50 млн. долл. А еще, говорят, что под Питером компания «Бош» планирует выпуска ть аккум уляторы. Так это или нет – пока неизвестно, но г убернатор Ма твиенко не скрывает, что ведет переговоры еще с несколькими мировыми производителями автокомпонентов.ПЛАНИРУЕМЫЕ МОЩНОСТИ АВТОСБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИКомпанияпроизводитель «Форд» «Тойота» «Дженерал моторс» «Ниссан» «Сузуки» ИТОГО Мощность, тыс. автомобилей в год 125 75 100 50 30 380ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕТак почему же мировые производители выбирают именно Санкт-Петербург и Ленинградскую облас ть? Официа льно считается, что у этого региона ряд преимущес тв. Например, выход к Ба лтийскому морю – удобно д ля дос тавки на завод импортных комплектующих. Питер как-никак вторая столица с развитым рынком, и поэ-также многие другие руководители с траны. Заметно их повышенное внимание к родном у городу, желание привлечь туда как можно больше крупных инвесторов. Тем более что реа льные предпосылки тоже есть. Поэтому, ес ли вс е планы претворятся в жизнь, у же через три года в Питере и области б удут собира ть более 300 тысяч ав томобилей в год, а в перспективе – до полу миллиона. И тогда сбудется мечта губернатора Ва лентины Ма твиенко (и не только ее): культурная с толица России с танет еще и автомобильной.156 За рулем 09/2007