92
93
94
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОМЫВАТЕЛИ ФАРМыть иль не мыть?Струйные фароочистители эффективны. Или неэффективны? Вэтом пытался разобраться Анатолий Фомин. Фото: Константин Якубов, Александр Батыру.Главное отличие российских дорог от европейских не в качестве покрытия, разметке или развязках. На их дорогах практически нет грязи. Тем не менее для автомобилей с газоразрядными ксеноновыми фарами даже в Европе обязательны струйные омыватели. А вот очистители фар со щетками теперь почти не встретишь – инадежность у них так себе, и безопасность при наезде на пешехода ухудшается. Чтож, может оно и так, но с грязью они справлялись не в пример лучше современных «мойщиков», которых теперь называют не струйными фароочистителями, а фароомывателями. По сути, верно – омыть это не очистить!СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬИтак, дано – «Форд-Фокус» с омывателем фар, девять конусов со светоотражающим покрытием и два человека, жела-ющих провести летнюю ночь вбеготне вокруг конусов в глухом тупике. Загрязнение моделируем: тщательно собираем пыль с дороги, засыпаем в бутылку, разводим водой и старательновзбалтываем. Полученную взвесь переливаем в садовый опрыскиватель и аккуратно распыляем на включенные фары, не забывая выдерживать паузу для высыхания крошечных капель воды. Результат не скорый, зато отличный: фары едва просвечивают сквозь равномерный слой грязи. В очищенный и промытый бачок залита смесь моющего средства для стекол с водой всоотношении 1:5 – как положено «для сильных загрязнений». Прежде чем начать процедуру «омовения», озаботимся регистрацией результатов. Их фиксирует со штатива профессиональная цифровая фотокамера при определенных параметрах экспозиции и чув-ствительности матрицы. Полученные снимки просматриваем в программе Photoshop, измеряя яркость одинаковых фрагментов изображений. По трем точкам определяем среднюю величину, значения яркости пересчитываем от максимума (при чистых фарах); результаты – на графике. Для наглядности в тех же условиях фотографируем и пешехода на обочине. Разумеется, в одежде без световозвращающих элементов – с ними видимость улучшается в разы! Расстояние от автомобиля до первого конуса 15 м, между конусами – 5 м. Все замеры выполнены для ближнего света фар.МЫТЬЕМ, А НЕ КАТАНИЕМТак велика ли разница в освещенности дороги чистыми и грязными фарами? Огромна! Даже по «теоретическим» выкладкам с замерами световой поток грязных фар почти вчет-веро ниже, чем чистых. То есть пешеход, которого водитель машины с чистыми фарами увидит примерно за 45–50 м, при грязной «оптике» заметен лишь на вдвое меньшей дистанции. В зависимости от скорости это 1–1,5 секунды. Как раз те самые, которых может не хватить… Омыватель фар у «Фокуса» включается одновременно с омывателем стекла, но лишь на каждое четвертое нажатие, или после длительного перерыва. Длительность подачи жидкости на фары не зависит от воздействия на кнопку в торце рычага. После первого «полива» на вид состояние фары практически не улучшилось, но световое пятно на дороге стало немного ярче. А после трех включений (12 нажатий) заметно посветлело. Граница обнаружения пешехода отодвинулась на 15 м, но на вид стекло фары так и осталось грязным, разве что ров-92За рулем 09/2007 15 м20 м25 м30 мДистанция до пешеходаДаже чистые фары при ближнем свете позволяют обнаружить пешехода на обочине лишь на расстоянии 50 м!С загрязненными фарами дистанция сокращается более чем вдвое.После троекратного применения фароомывателя граница обнаружения пешехода отодвинулась на 15 м.После шестикратного омыва пешеход виден на расстоянии 40м, но яркость освещения дороги лишь две трети от той, что обеспечивают чистые фары! За рулем 09/200793 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОМЫВАТЕЛИ ФАРот нормы «омытые» фары так ине выдали, а вот жидкость вбачке закончилась! А ведь ее было 4 литра! Губка и канистра с водой справились с задачей гораздо лучше – стопроцентная повторяемость результата убедила в корректности измерений. рым даже под минимальным давлением со стекла отлетает любая грязь. Есть и омыватели эффективнее «фордовских». Так, на некоторых БМВ предусмотрено два режима подачи жидкости – обычный и «интенсивный». На европейских машинах принято совмещать включение омывателей ветрового стекла и фар. Последний действует реже. Но японский вариант с отдельной кнопкой практичнее. И напоследок напомню: скорость с ближним светом на неосвещенной дороге не больше 90 км/ч! Это – для тех, у кого реакция и ночное зрение молодого леопарда. Если ваш тотемный зверь – скорее пожилой крот, то и 70 км/ч может оказаться многовато. Быстрее на ночной дороге только с дальним светом. И чистыми фарами, разумеется! НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ Если троекратное применение омывателя фар совсем не помогло, лучше остановиться и очистить их вручную. Продолжать поливать их через омыватель бесполезно, а вот шанс остаться без жидкости даже для лобового стекла возрастает вгеометрической прогрессии. Фары со стеклянным рассеивателем (или защитным стеклом) явно отмываются лучше, чем пластиковые… Гораздо лучше, если у вашего автомобиля омыватель фар с отдельным включателем – на наших дорогах, где расход «омывайки» порой сравним срасходом топлива, это безусловный плюс, невзирая на худшую эргономику. Всегда возите в автомобиле бутылку или небольшую канистру с водой, чтобы при необходимости помыть «свет» вручную.ЗАВИСИМОСТЬ ОСВЕЩЕННОСТИ ОТ ЧИСЛА ЦИКЛОВ ОМЫВАТЕЛЯВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТАНужно ли доплачивать за струйный омыватель фар? Вопрос не однозначный. Вода и губка сделают их чистыми гораздо эффективнее, правда, придется остановиться на обочине, а это порой не безопасно. Давление 3–4 атм, развиваемое насосом струйного очистителя, слишком мало для эффективной очистки. Думается, если поднять его до 15–20 атм, результат будет в разы лучше. Проверено моечным оборудованием, с кото-ный фон сменился заметными разводами. После шестикратного применения (24 нажатия) дистанция обнаружения пешехода увеличилась еще на пять мет-ров, а яркость достигла 67% от «чистого результата». При этом на вид стекла фар назвать даже местами чистыми было бы большим преувеличением. Продолжим? Увы, больше 75%94За рулем 09/2007