238
239
240
РЕМОНТ И СЕРВИСОТКАЗ ЭУР НА «КАЛИНЕ»Не справился с управлениемФразу, вынесенную в заголовок, мы нередко слышим в сводках ГАИ. За кадром, как правило, остается – почему не справилс я. Но в этой ис тории вины водителя нет. Драматические подробности – от Андрея Сидорова. Фото: Константин Якубов.ЗНАЛ БЫ ПРИКУП...Конечно, встречаются за рулем и пьяные, и самоуверенные лиха чи, и идиоты с купленными правами, но не о них пойдет разговор. Говорят, машины как ж енщины: с одними хорошо, а без них еще лучше; есть и другие – с ними плохо, а без них еще х уже. А как выбра ть такую, с которой б удет хорошо, а без нее совс ем плохо? Как- то при очередном просмотре «кандида ток» в автосалоне «Сапсан», что в Набережных Челнах, Дмитрия прив лекла новенька я светло-зеленая «Ка лина». Коне чно, он и раньше знал об этой модели, но поездить не доводилось. С виду – ма ленькая,куцая, а цена – как у более солидной «десятки». Однако вну три машина оказа лась вполне просторной, уютной и очень удобной. А менеджер меж тем мурлыкал о достоинствах – современна я, мол, перспективная, экономичная, безопасна яи наша, отечественная! С ремонтом и запчас тями проблем не будет, да и гарантия солидная. Последней каплей с тала демонс трация возможностей электроусилителя руля – на мес те баранка кру тилась одним па льцем! Возможно, к тому времени сказа лось длительное воздерж ание от езды иу же хотелось хоть какую-ниб удь машину, возможно, менед жер попа лся напорис тый –кончилось тем, что из са лона Дмитрий уехал на новенькой «Калине». Минул ос таток зимы, весна, лето, а с ними и 12 тыс яч километров. Машина в общем нравилась, за исключением с ущих пустяков: чуть поскрипывало где-то снизу, постукивали суппорты колодок да задние тормоза каза лись с лабоватыми. Д ля отечественной машины – мелочи, со временем все можно устранить. Тут бы и поблагодарить с удьбу за у дачный ав томобиль, но, как вы, наверное, дог адались, тогда и этот материал не появился бы на свет. Однако он перед вами, и поводом стал тот самый электроусилитель, что в свое время заворожил Дмитрия.238 За рулем 09/2007 ЭУР махачкалинского АО «Авиаагрегат» обладает «веселым» нравом.Однажды на пане ли приборов загоре лся сигна лизатор неисправнос ти ЭУР. На сервисе привес ти машину в порядок не смогли, да особо и не пытались – случай явно гарантийный, пусть завод и отдуваетс я. Решение вынес ли соломоново: « Ты пока так катайся, а придет новый ЭУР – поменяем по г арантии!». Только что- то не за ладилось у «Сапсана», и от дилерской кормушки его к тому времени отлучили. А зна чит, на скорую замену дефектного у зла рассчитывать не приходилось. Какое- то время Дмитрий так и ездил – благо рулевое управ ление хоть и осталось без усилителя, но работало исправно. Заехал даже к официальному дилеру «Лада-С ервис» в Нижнекамске. Там, ес тественно, отф утболили: деска ть, «Сапсан» со своим «недилерским» рылом машину обс луживал, наверняка что- то напортачил, а мы исправ ляй? За свой с чет – пожалуйста: платите в кассу 20 000 рублей!(Заметим, что все сертификаты на право заниматься ТО и ремонтом у «Сапсана» ес ть.) Дмитрий предпочел дож даться электроусилителя по «мес ту прописки» ав томобиля. А пока кру тил баранку, как ког да-то на «четырнадцатой». Недели две горящий на щитке сигна л назойливо напомина ло дорогой и бесполезной опции, а потом примелька лся и уже не тревожил. Но ЭУР вдруг с тал подава ть признаки жизни. Сигна л время от времени гас и усилитель включа лся в работу. Ненадолго, часа на два в день. График работы «малолетки» был довольно свободный – рабочие часы набира лв несколько приемов, минут по 30–40 за раз. Дмитрий вывел закономерность. У тром, пока мотор холодный, смены были д линнее, а по мере прогрева сокращались. Прошел еще месяц; как-то вечером на пус тынном шосс ев очередной раз погас сигнал и ЭУР взялся за работу.КУДА Ж ПОСКАЧЕТ МОЙ ПРОКАЗНИК?Не зря говорят: зас тавь дурака бог у молиться – лоб расшибет! На легкое подруливание ЭУР отозва лся со вс ей дос еле дремавшей силой – рванул руль в лево так, что чуть не оторва л хозяину па льцы. Представьте, скорос ть под сотню, дорог а ровная, как с трела, в са лоне журчит музыка и вдруг руль до упора влево – обхохочешься! А говорят, «Калина» – скучный автомобиль! Повезло – вс тречная машина была далеко, обочина полог ая и без деревьев. Бросок завершилс я выездом в поле. Двигатель работал, ЭУР, как водится, уже отдыхал, а дрему как рукой сняло! Что ж, первая атака успешно отбита – ж ертв и разрушений нет, можно потихоньку ехать домой. Вторая с лучилась в городе через несколько дней, но ус ловный рефлекс был уже выработан: обе руки на руле, хва т за-За рулем 09/2007 239 ОТКАЗ ЭУР НА «КАЛИНЕ»На правах рекламыкрытый, плотный и скорос ть 60. Дорог ас односторонним движ ением и разделительным г азоном, поэтому ни ЭУР , ни встречный грузовик не имели никаких шансов. Остановился впритирку к бордюру. Третий звонок был и вовс е безобидным. На с тоянке с работающим двиг ателем в ЭУРе что-то щелкнуло, он привычно отработал влево, а из-под панели потянуло горе лой изоляцией. Дольше испытывать с удьбу Дмитрий не решилс яи здесь же внес изменение в конс трукцию – сорвал с ЭУР провода. Мы намеренно опус тили переговоры Дмитрия с другими официа льными дилерами ВАЗа. Суть их сводится к одному – отфутболить клиента, обвинить его во вс ехКОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА Напомню, что ПД Д запрещают эксплу атировать ав томобиль с неисправным усилителем руля (п. 2.3 Прилож ения к Основным полож ениям по допуску транспортных средс тв к эксплу атации). Владелец, у же знавший о дефекте ЭУР , должен был соблюда ть этот запрет, не подвергая себя излишнему риску. Однако стоит подчеркнуть, что главную опасность предс тавляют недоброкачественные узлы (в данном с лучае электроусилитель руля), предназначенные для жизненно важных систем автомобиля. вал «ка лины» в связи с неисправнос тями ЭУРа, только дела л это, похож е, для галочки – машина нашего героя не попала в «золотую» с ерию. И таких нема ло: письма и звонки чита телей – тому под тверждение. А быть может, просто не стоит овчинка выделки? Худо-бедно, но в год раскупают сотни тысяч машин. Только с таким отношением к покупа телю ов чинка эта никог да не станет золотым руном, а торгова я марка ВАЗ – символом современного ав томобиля. И, пожалуй, хорошо, что на «Калине» нет ни подушек безопасности, ни ABS – с ними «не справившихс яс управ лением» мог ло стать гораздо больше.Гарантия безопасности или бесплатного ремонта?Хорошо, если усилитель останется единственной неисправностью.смертных грехах ( установка сигна лизации, дополнительного фонарика в са лоне или, например, тягово-сцепного устройства) и снять сг арантии. Иными с ловами, сделать все, чтобы ничего не делать! Отдадим должное «Сапсану». К нашему визиту в Нижнекамск на «Калине» Дмитрия уже с тоял новенький ЭУР и совершенно бесплатно, если, конечно, не считать седых волос за те несколько «с частливых» мгновений. Но ведь на пользу пошло! Теперь владелец за рулем предельно сосредоточен, руль держит обеими руками и даже на пустынном шоссе скорость не более 80.НЕ ЖИЛИ БОГАТО…Проколы с лучаются иу самых именитых производителей. И «Тойота», и «Мерседес» не брезгуют отзывами десятков тысяч автомобилей по ку да менее с ерьезным причинам! При этом не с читаются с за тратами – «потеря лица» гораздо дороже. Здесь же на карте стоит жизнь! Ведь дернись руль в менее благоприятный момент – одним горемыкой стало бы меньше. (Или пятью, по количеству пассажиров.) Да, ВАЗ тож е отзы-