278
279
280
281
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯвпрыск – многофазный, что снижает уровень шума. Удалось на 10% повысить мощность. Помог кроше чный турбокомпрессор, насосное колесо которого всего 33 мм в диаметре, но вращаетс я со скоростью 280 000 об/мин. Однако бензиновые собратья не с даются и тож е «поумнели». Д ля начала они обзавелись с тартер-генератором с ременным приводом ST ARS 137 фирмы Valeo ис тали выключать мотор на каж дой остановке, которые в городе происходят в среднем через 1300 м. Это с берегло 0,4 л бензина на каждой сотне километров. Пускаетс яже двиг атель сразу, как только водитель отпускает тормоз. С тартер-генератор отдает либо кру тящий момент 42 Н .м, либо ток 120 Ав зависимости от режима работы. А режимами этими заправляет специа льный контроллер, связанный с остальными сис темами цифровой шиной данных. Он нас только «умен», что выключает двиг атель еще до полной ос тановки автомобиля, ког да скорос ть падает до 8 км/ч при наж атой педали тормоза. Интересно, что у же испытывается и нас тоящий гибрид на базе дизельного «Смарта», способный запаса ть энергию при тормож ении и оснащенный дополнительным тяговым электромотором мощнос тью 27 л.с. При такой силовой установке у далось снизить средний рас ход топлива до 2,9 л/100 км, а время разгона до сотни – на 4 с!«Смарт» оправдывает имяСамый маленький дизель в разрезе.Smart означает умный. И ес ли раньше это относилось скорее к водителям, решившим с помощью ма лютки проблемы с парковкой, то теперь «умным» впору назва ть и сам автомобильчик. Ведь с появ лением в нем самого маленького серийного дизеля с впрыском «коммон рейл» «Смарт» с тал и самым экономи чным. При среднем рас ходе топлива 3,3 л/100 км он пробег ает от заправки до заправки 1000 километров! Такого результа та у далось добиться благодаря сразу нескольким изменениям в мото-ре прежнего поколения. Прежде вс его, дав ление впрыска подняли с 1350 до 1600 бар, количество отверс тий в фор-сунке увеличили до семи, в некоторых режимах до 60% выхлопных г азов теперь возвращается в камеру сгорания. СамабВнутри особо экономичный бензиновый «Смарт» выдает табло ECO (a), а снару жи шильдик mhd (б), означающий Microhybrid.278 За рулем 09/2007 В Германии каждая шестая авария проис ходит из-за не чаянного ухода автомобиля с полосы движения. Ровные скучные автобаны у баюкивают, а разница в скорос тях на сос едних полосах может быть весьма велика. Пос ледствия таких Д ТП тяжелые: в них погибает каждая третья жертва. Вернуть ав томобиль на полосу оказалось просто: сначала водитель ощутит предупреждающие подергивания руля, потом, если реакции не последует, экспериментальный «Мерс едес» самос тоятельно кра тковременно притормозит нужную пару колес и машина вернетс я на свою полосу. Кроме того, эта система быс тро приучит перед маневром включа ть поворотник – ина че уйти вс торону будет затруднительно. А сложность разработки заключалась прежде всего в том, чтобы научить компьютер распознавать образ, заснятый вперед смотрящей видеокамерой,Компьютер выделяет из быстро меняющейся картинки линии разметки.и выделять из него дорожную разметку, котора я мож ет быть разного вида, цвета и сос тояния. Сегодня, пожалуй, именно это направление – распознавание образов – с тало ключевым. Автомобили у же умеют выделять знаки, светофоры, пешеходов... И вот еще один пример. Приходилось ли вам г адать: проедете вы между двумя автомобилями, столбиками, протиснетесь ли в узкий проезд? Решение этого вопроса у далось также переложить на электронные мозги. На мониторе зеленой полосой высве чивается возможная и правильна я траектория движения. Ес ли вы не впишетесь, появятся красные ограничительные линии. Так что ос тается лишь смотреть на экран и подруливать, ос таваясь в зеленом коридоре. Похоже, экзамен на вож дение скоро с танет излишней тратой времени.Следуй по «зеленому коридору» и ничего не бойся.На правах рекламыНе мешайте автомобилюЗа рулем 09/2007 279 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯОбувка на заказНа своем полигоне в Миревале (Франция) фирма «Г удьир» представила пос ледние новинки грузовых шин. Вс е они объединены названием M ax и опираются на три основные идеи: F uelMax, Kmax и AirM ax, причем каждая позволяет грузоперевозчику сэкономить, а водителю – почувс твовать с ебя в большей безопаснос ти. В чем же особеннос ти новых шин? Постоянно у жесточающиеся экологи ческие норма тивы привели к ус ложнению двиг ателя и его утяжелению, что вызвало увеличение нагрузки на переднюю ось. Звукоизоляция, комфортабельные кабины тоже отнюдь не облег чили переднюю час ть грузовика. Этот дополнительный вес, однако, совсем не безобиден: дорожное полотно разрушаетс я быстрее, что отраж ается в повышенных с борах с перевозчика (они пока пропорциона льны осевой нагрузке). «Гудьир» нашел решение в замене передних шин типовой размерности широкопрофильными. В них помещаетс я больший объем воздуха (отсюда и AirMax), а его дав ление при той же нагрузочной способности можно снизить. Но главное – уменьшаетс яу дельное давление на дорожное полотно (шире пятно контакта). А именно эта ве личина определяет износ покрытия. Если сравнить обычную шину 295/60R22,5 с новой 355/50R22,5, то в пос ледней при равной нагрузке 6700 кг давление сниж ено с9 до 7,8 бар. Износ полотна и самой шины заметно меньше: пробег AirM ax равен 190 000 км против обычных 135 000! Но это – не единс твенный источник экономии. По подсчетам, за год грузовик с такой резиной на передней оси сбережет 135 евро в год на дизтопливе, ведь у AirMax на 5,5% меньше сопротив ление качению! Что касаетс я безопасности – тес ты показа ли уменьшение тормозного пу ти на 3%. Но ведь у тяг ача кроме передних колес ес ть и задние, причем их гораздо больше. Для них разработаны шины по технологиям F uelMax и Kmax типа LHD II и RHD II (пос ледниеЭта площадка – специальный тензодатчик, показывающий величину давления в каждой точке.Распределение температур в обычной и широкопрофильной шинах раскрывает тайну увеличившейся долговечности.– д ля региона льных перевозок). Здесь пятно контакта также увели чено, но не за с четУлучшение тормозных свойств на мокрой дороге можно продемонстрировать на специальной площадке даже в сухую жаркую погоду.ширины профиля, а благодаря новому рис унку протектора. Кроме того, в резиновую смесь добавлено больше кремния. В итоге пробег вырос на 25%, сопротивление ка чению снизилось на 13%, тормозной путь стал короче на 10%. А зна чит, экономия от переоб увания всех колес с тала еще зна чительнее! Все эти преимущес тва, конечно, реа лизуются в полной мере на хороших дорог ах, а как быть с «направ лениями»? Для них «Г удьир» придума л вездеходные шины Omnitr ac с технологией Duraseal. С уть новинки – в с лое г елеобразной желтой резины под протектором. В с лучае прокола диаметром до 6 мм дав ление воздуха выдавливает гель в отверстие, закупоривая его. Причем испытания показа ли работоспособность шины пос ле 51 прокола!280 За рулем 09/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-Обухов«Суперконтроль» для «Лансера»Трансмиссия нового «Лансера Эволюшн».На «Мицубиси» разработали новую систему стабилизации S-AWC (Super All Wheel Control) для «Лансера Эволюшн». По сути, она объединила в одной системе управление уже существовавшими AYC (Active Yaw Control), ACD (Active Center Differential), ASC (Active Stability Control) и Sport ABS. Попробуем разобраться в дебрях этих аббревиатур. Так же как двигатель с отклоняемой тягой позволяет новейшим истребителям выделывать в воздухе немыслимые ранее фигуры, так и современный автомобиль предоставляет небывалые возможности для управления тягой или тормозным моментом на каждом колесе в отдельности. Для этого в нем появились активный межосевой (ACD) и межколесный дифференциалы (AYC), позволяющие с помощью встроенных электромагнитных муфт и дополнительных редукторов почти произвольным образом распределять крутящий момент между колесами. (Система ASC могла управлять лишь общей тягой двигателя и тормозами каждого из колес.) Но кто будет командовать этими устройствами? Водителю вполне хватает руля и педалей, обременять его дополнительными регуля-торами нереально. Но это и не нужно: динамика автомобиля настолько хорошо изучена, что любые уравнения в мгновение ока решит специальный контроллер, обрабатывающий информацию от многочисленных датчиков, чувствующих и проскальзывание колес, и начало заноса, и несоответствие реальной траектории автомобиля выбранной водителем. Собственно говоря, этот контроллер вместе с заложенной в него программой, датчиками и исполнительными устройствами (те самые дифференциалы и тормоза) и есть система стабилизации S-AWC (слово «супер» оставим на совести маркетологов). Новая система может исправить довольно грубые ошибки водителя и вернуть автомобиль на нужную траекторию, но, конечно, в пределах законов физики. А лишние кнопки-рычажки у водителя все же появились. На них есть надписи Tarmac – для сухого асфальта, Gravel – для мокрого покрытия (или когда его нет вовсе) и Snow – для заснеженной дороги. Главное – не забыть включить нужный режим… Впрочем, если дело так пойдет и дальше, то скоро появится и сенсор, реагирующий на свойства покрытия.На правах рекламыАБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД АНТИКОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ = 2000 часов в камере солевого тумана СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАДЕЖНОСТИ = шведское производство (по стандарту ISO 9001) + тестировано и одобрено мировыми и отечественными автопроизводителями + защита от подделки «УМНЫЕ» МАТЕРИАЛЫ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ Рекомендованы шведским институтом коррозии ОПТИМАЛЬНАЯ ЦЕНА И АБСОЛЮТНАЯ НАДЕЖНОСТЬ