СПОРТКРОСС ВДОГОНКУ ЗА ЕВРОПОЙЗадумывая реформы, Российская ав томобильная федерация (Р АФ) прес ледовала благие намерения. Ав токросс и ралли-кросс были на подъеме, разговоры шли о том, чтобы, приблизив наш техни ческий регламент к европейскому , прорубить окно вс траны СНГ и Ба лтии. Но г ладко вышло лишь на бумаге. Паддок чемпиона та ка тастрофически опус тел. Д ля многих пилотов подготовка машин по новым техни ческим требованиям оказа лась непосильной. Три- четыре дес ятка машин в за явочном лис те класса «восьмерок»? Заб удьте! У дача,Динозавры отказываются вымирать: свежий вид и резвая динамика гоночных «газонов» впечатляют!Национальные идеиЧемпионат России в некогда самой массовой дисциплине автоспорта пребывает в кризисе. И кризис пока еще не дос тиг низшей точки. Ситуацию изучает Юрий Тюрин. Фото автора.Увядание баггийных классов «1600» и «4000» с моторами зарубежного производства привело к небывалому расцвету багги-1300. Мини-багги – альтернатива картингу, начинать можно с пяти лет, и бюджеты вполне разумные.если хотя бы дюжина! Еще х уже де ла в багги-1600. Четыре счастливых обладателя машин с зарубежными моторами сразу оказа лись непобедимы, и все их соперники с ложили оружие. В этом году у баггистов состоялся всего один этап чемпионата России в Дмитрове, г де едва наскребли дес ять участников. Такого уныния в кроссе еще не бывало. Не вс е гладко иу орг анизаторов. Сообщения об отменах и переносах сыпались всю весну: не состоялась гонка в Пензе, отменили этап чемпиона та в Тольятти, реконструируют трассу в Казани, закрыт ав тодром в Смоленске. А каж дая потерянная гонка или трасса – у дар по306 За рулем 09/2007 Воистину, 20 лет спустя: на кроссовые трассы вернулась «классика». А что?! Ее, по крайней мере, все еще не сняли с конвейера…спортсменам, лишенным возможности тренироваться и настраивать технику перед… международными стартами, на которые, впрочем, россияне както совсем и не выходят.НАРОДНЫЕ ГОНКИНесмотря на уйму минусов, есть и плюсы. И тут Россия действительно шагает в ногу с Европой, где автокросс, в первую очередь, спорт любительский. Пока в «европейских» дивизионах спортсмены сбиваются с ног в поисках денег, ожили классы национальные. Рецепт успеха прост – дешевые машины. В Кубке России в Дивизионе 2Н, где главный спортивный снаряд – ВАЗ-21083 с жесткими ограничениями по объему мотора (1,5 л) и подготовке двигателя, трансмиссии и подвески, зачетные очки получили около 40 спортсменов! Отличная альтернатива чемпионату – в Д2Н потянулись гонщики из Рязани, Саратова, Н. Новгорода, Курска, Липецка, Твери, Воронежа, Арзамаса, Йошкар-Олы. Более того, возродился совсем уж забытый национальный класс – заднеприводные ВАЗы! Из гаражей выкатили старые, но еще бодрые «копейки», «шестерки» и «семерки». Не отстает и баггийная группа Д3-«Спринт» (привод на заднюю ось, мотор до 1,3 л). Популярности бюджетного класса позавидуешь – где еще собирается до тридцати машин на гонку!БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕОтдельная песня – о грузовом автокроссе, которого, как известно, нет больше нигде в мире. Уж его душили-душили, а он все жив! Медали чемпиона-та теперь здесь не разыгрывают. Только Кубок России – непомерно дорогой (аж девять этапов!), а грузовики никак не сдаются. Полной стартовой решеткой в 10 машин радуют не только ЗИЛ и ГАЗ-53, но и ГАЗ51, 52, снятые с производства невесть когда. Конечно, тяжеловесам нелегко – спонсоров привлекать трудно. И главная статья расходов здесь даже не подготовка машин, а переезды с гонки на гонку, иной раз по три-четыре тысячи километров. Вариант сокращения расходов – отборочные серии для Западной и Восточной зон страны, с общим финалом по осени. Но РАФ предпочитает гонять спортсменов во все концы. У любого спорта нет перспектив без преемственности поколений. И здесь ситуация тоже меняется к лучшему – сформирована стройная гоночная лестница. Дошколята, начинающие обучение с минибагги, получили возможность продолжить образование в карт-кроссе (багги с моторами до 200 см з), а после перейти в «Ока-Юниор» или в багги Д3/4, где узаконили применение мотора от «Оки» взамен утратившим актуальность запорожским двигателям. Национальные классы отлично держатся, и, думается, именно за ними будущее. Самые разные зачетные группы – это хорошо, и каждый может выбрать себе серию по кошельку и по душе. И ничего, что 500-сильных полноприводных монстров наш зритель не увидит. Мощность не главное – было бы шоу, а гонки лучше всего смотрятся, когда машин на старте много.