242
243
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК НЕШТАТНЫЕ ЦЕПИПострадавшая сторонаЭлектрические цепи ав томобиля при каж ущейся прос тоте способны преподнес ти не один сюрприз. Секреты фокусов раскрывает Геннадий Непряжин.Кузов ав томобиля чаще вс его с делан из стали. А так как она проводит электрический ток, конс трукторы быс тро на учились экономить на минусовых проводах. Означает ли сказанное, что «минус» менее важ ен д ля машины, чем «плюс»? Конечно, нет. Но некоторые особеннос ти схемы полезно зна ть. Например, при «прозвонке» учас тка цепи через выключенный потребитель – лампу и т.п. – чувствительный тестер воспринимает их как «землю». Нить нака ливания (особенно мощной лампы) – дос таточно хороша я связь! Потребители электричества на автомобиле включены пара ллельно, и ес ли цепи исправны, на каж дую лампочку или моторчик подается положенное напряжение – перва я светитс яв соответс твии с ее мощностью, в торой бодро ж ужжит. Вс е происходит согласно закону О ма для уча-ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ:1, 12 – лампы повторителей указателей поворота; 2, 11 – лампы указателей поворота в фарах; 3, 10 – передние лампы г абаритного света; 4, 9 – лампы (или нити) дальнего све та; 5, 8 – лампы (нити) ближнего све та; 6 – вентилятор; 7 – лампа контроля освещения на щитке приборов; 13 – обмотка реле зажиг ания; 14 – включатель света заднего хода; 15 – включатель стоп-сигнала; 16, 24 – лампы указателей поворота в задних фонарях; 17, 23 – задние лампы габаритного света; 18, 22 – лампы стоп-сигнала; 19, 21 – лампы света заднего хода; 20 – лампы освещения номерного знака; I, II, III и IV – основные точки заземления на «массу». Предположим, окис лилось соединение минусового провода левой фары с «массой» в точке I, в нашей с хеме самой нагру женной. И з-за этого при включении мощного вентилятора 6 необходимый ему ток не може т, как положено, уйти на «масс у» ку зова. Через окис ленное соединение, нагревая его, возможно, уйде т часть тока, а друг ая – через нити ламп 1, 2 и 24 (мигалки по левому борту) попадет на минус через заземление III, вызывая более или менее ослабленное свечение этих ламп. Еще одна час ть уйдет через нити ламп 3и 10 «габаритов», а также через лампочку контроля 7. Пос ледняя може т гореть довольно ярко – она маломощна я, даже сейчас питания ей хватает. Часть тока через нити 4, 5, 8, 9 дальнего и ближнего света фар поступает на зазем ление II. Те лампы, которые в этой ситу ации оказались соединены пос ледовательно, делят напряжение, питающее этот участок, в соответствии с законом Ома: больше напряжения перепадает маломощным – они и светятся ярче. Нити ближнего и дальнего света могут вообще не гореть – они самые мощные, их сопротив ление минимальное. Вентилятор, мощность которого примерно 200 Вт, в этой игре «голодает» больше вс ех: кру тится е ле-еле или вообще бездействует. А ес ли вмес то вентилятора включить, например, ближний свет? Картина другая. Ток, потребляемый левой фарой, теперь идет по «ближней» нити 5, а от нее – сна чала по «дальней» левой 4, а затем еще по дальней правой 9. Если допустить, что нить 5 хоть немного светится, то обе дальние – вряд ли, падение напряжения на них совс ем небольшое. А вот ближнийсвет правой фары нормальный, ведь на его нить подается полное напряжение питания. Конечно, часть тока уйдет и через нити ламп 2, 1, 24 по левому борту машины, а какое-то скудное питание достанется лампам 3, 7 и 10. А вот еще один фокус! Если потеряно заземление III заднего левого фонаря, то при включении с топ-сигнала лампа 22 мощностью 21 Вт едва тлеет – в пос ледовательной цепи с ней две такой же мощнос ти лампы заднего хода, а параллельно им – другие ( 23, 24 и.т.д.). А вот правый «с топ» (лампа 18) горит нормально. При включении же заднего хода картина похожая, только теперь пос ледовательно с его левой лампой соединены обе лампы «стоп» – 18 и 22. За то права я лампа заднего хода 19 горит нормально. Маломощная (5 Вт) лампа 23 левого габаритного света, ес ли его включить, горит почти в полный накал, ведь нити ос тальных – мощных 21-ваттных ламп обеспечивают ей достаточное заземление.Выходит, оперируя то задним ходом, то тормозами, машину можно уподобить новогодней елке, благо огоньки разноцветные! Кстати, возможна ситу ация, ког да при выключении замка зажиг ания мотор не ос тановится. В основном это касается российских карбюраторных авто с реле зажигания. Если включен задний ход (сцепление выж ато) и наж ата педаль тормоза, напряжение с выключателя 15 через нити ламп 22 и 21 поступает на включатель 14, а с него на контакт 85 обмотки реле зажигания. «Подс евшего» пос ле ламп напряжения все же достаточно, чтобы реле, потребляющее очень небольшой ток, около 100 мА, у держивалось во включенном сос тоянии – зажиг ание работает. Но ес ли отпус тить тормоз или выключить передачу, мотор остановится. Кстати, при таком режиме лампочка контроля генератора (на схеме ее нет), оставшаяся без плюса от замка зажигания, но с плюсом от генератора, будет ярко гореть.242 За рулем 09/200786 85 НАПОМНИМ НЕКОТОРЫМ ЧИТАТЕЛЯМ «АЗБУЧНЫЕ» ИСТИНЫМощность потребителя (например, лампы) – это произведение расходуемого тока на напряжение питания. (Мощность 1 ватт = 1 вольт . 1 ампер). Если мощности двух ламп в последовательной цепи равны, то обе светят одинаково – вполнакала. При разных мощностях слабая горит ярче мощной.В этой схеме ввели связь между точкой Аи «массой». Это привело к том у, что лампа 21 Вт светит полным накалом, а лампа 2 Вт оказалась не у дел – ток через ее нить не проходит (с обоих концов нити – минус).Если разные лампы соединить параллельно, то на каждую подается напряжение 12 В – каждая светит полным накалом, соответственно своей мощности. Но – только при ус ловии, что мощность самого источника питания достаточно велика, иначе ток в нитях снизится и они нагреваются меньше, чем требуется.стка цепи: I = U/R, где U – напряжение питания (12 В либо несколько большее при работе генератора), I – сила тока, R – сопротивление. (Здесь и да лее предполагаем, что мощнос ть ис точника питания достаточна для поддержания требуемого напряжения.) Но если соединение с «массой» машины нарушаетс я, в электрообору довании может воцариться хаос. В этом случае не-которые потребители оказываютс я соединены пос ледовательно, хотя напряжение питания на такую цепь приходит прежнее – 12 В. И на чинаются «загадки». Например, лампы фонаря или фары при включенном вентиляторе ох лаждения двигателя светятс я вполнака ла, а сам вентилятор едва подает признаки жизни, грозя двигателю перегревом. В такт указателю поворота могут подмигивать лампы «стопа», света заднего хода и т.п. Очевидно, что питание, хотя ис лабое, в этих случаях к лампам поступает – но откуда? Проблема возникла во многом из-за того, что реа льных мес т зазем ления проводки на ку зов мало. Будь у каж дой лампочки надежна я связь по «минус у», сюрпризов они бы не преподносили. Но машина, увы, станет дороже. Мы приводим час ть электрос хемы некоего типичного автомобиля с его болячками. Давайте разберемс я, как и почему электроприборы порой работают в таком с транном режиме. Любой электрик-практик знает, что в каж дом случае причина – в плохой связи минусовых проводов с «массой», вплоть до ее полного разрыва (правда, это событие редкое). Чаще в контакте провода с «массой» из-за коррозии возникает сопротивление, намного большее, чем предполагал конс труктор, проектировавший проводку, – а ведь полнос тью победить коррозию еще никому не у давалось. Случаются ли такие беды с иномарками? Конечно. Но вс е-таки реж е, чем у нас. Проводка с делана по ум у, да и собрана аккуратней. Мест зазем ления видимой час ти электрооборудования не так много: четыре-пять или немногим больше. Обычно они есть у каждой фары и заднего фонаря, кроме этого, «минус» ба тареи связан с кузовом машины, «минус» стартера с двиг ателем, а пос ледний – с кузовом, иначе стартер будет работать плохо либо вовсе откажет. Один из признаков нарушения контакта приборов с «массой» – «необъяснимое» включение индикаторов на приборном щитке: ес ли, например, при наж атии на педа ль тормоза вспыхнул индика тор «г абаритов», это должно насторожить. О связях проводки с кузовом полезно время от времени вспомина ть – очищать, смазыва ть, под тягивать соединения. Хотя мы здесь приводим некоторые примеры отказов, на практике вряд ли есть смыс л глубоко исс ледовать причину каждого – обычно проще привес ти в порядок проводку.На правах рекламы