220
221
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА УСТРОЙСТВО ОПТИМИЗАЦИИ СГОРАНИЯПрокладка с дырочкойВихревое устройство для оптимизации сгорания топлива «Экотоп» от самарской фирмы «Автоэко» попа ло в руки нашим экспертам – Михаилу Колодочкину и Александру Шабанову.Изделие понравилось сразу: симпа тичное, недорогое, да и ломаться не чему. Но главное – полезное: карбюраторных машин в России – с десяток миллионов: ездят они не бог весть как и дурно пахнут. А «Экотоп» дарит им прирос т мощности, улучшение приемистости, экономию топлива на малых оборотах и – внимание! – соответствие нормам Евро II! Принцип работы, сог ласно описанию, прос той: под карбюратор ставится прокладка с завихрителями и отверстиями, через которые воздух подсасывается за дросс ельные заслонки. Крупные капли бензина, которые в карбюра торе сгорают не полнос тью, разбиваются здесь на более мелкие – никаких чу дес. Ос тается измерить величину эффекта. старый метод – орг анизацию турбулентных вихрей на впуске. Во вс е времена д ля этого изобретали турбинки, сеточки и т.п. Но эффект от улучшения смесеобразования неизменно перекрывался ух удшением качества наполнения цилиндров, «душащим» мотор! Ведь впуск можно заткнуть не только какой- то ж елезкой – излишняя турб улентность д ля него такж е неж елательна, поскольку резко увеличивает аэродинамические потери. Не верите? Тогда вспомните, с чего на чинается любой тюнинг мотора. Правильно, с доводки впускных кана лов и сог ласования формы кана лов впускной тру бы и головки блока! А что это дает?КАПЛИ НЕ ГОРЯТ!Конечно, карбюра тор – не верх совершенс тва. И вс еже рукописи… прос тите, капли – не горят! Наряду с парами топлива, равномерно перемешанными с воздухом и готовыми д ля сгорания, в цилиндр попадают и капли неиспаренного бензина. Они ползу т по поверхнос ти впускного канала и периодически срываются в цилиндры воздушным потоком – непредсказуемо и незакономерно. Чем меньше открыта дросс ельная заслонка, тем больше этой непредсказуемости! Оно и понятно – скорости потока на впуске на этих режимах ма лы и силенок для полной гомогенизации топлива у него не хва тает. Зато чем больше нагру зка на мотор и чем сильнее открыта зас лонка, тем меньше этих капель. Для борьбы с такой нес табильностью «Экотоп» избра лДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙЛет двадца ть тому назад один из ав торов этой с татьи вмес те со специа листами АВ ТОВАЗа доводил самый распрос траненный ныне оте чественный впрысковый мотор ВАЗ-2111. Представьте: его первые образцы выда ли на с тенде на 4 кВ т меньше, чем развива лИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ С УСТРОЙСТВОМ «ЭКОТОП» УСРЕДНЕННЫЙ ЭФФЕКТ ПО 20 РЕЖИМАМ НАГРУ ЗОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКпо мощности С устройством «Экотоп» С «Экотопом» без турбулизаторов +0,21 +0,36 Усредненный эффект, %, по отношению к базе по расходу топлива по уровню СО по уровню СН –2,71 –2,79 +2,82 +2,54 +5,60 +11,32 Таблица 1 по уровню NО x +19,72 +32,58 Таблица 2 СО2, % 10,12 11,15 12,49Примечание: «+» означает улучшение, «–», соответственно, ухудшение параметров.ЭФФЕКТ ПРИ РАБОТЕ НА ХОЛОСТОМ ХОДУGт, кг/ч База С устройством «Экотоп» С «Экотопом» без турбулизаторов 0,65 0,62 0,55 СО,% 1,21 0,75 0,37 СН, ppm 265 210 167 NOх, ррm 165 130 143220 За рулем 09/2007 карбюраторный собра т! Загвоздка была в том самом излишнем завихрении на впуске – форс унки расположили неправильно и они «заткнули» каналы турб улентной «пробкой»! Стоило передела ть г еометрию каналов иу брать нену жную турбулентность, как вс ес тало на свои мес та – те же4 кВ т пошли у же не в минус, а в плюс! Кстати, ав торы описываемого изобретения не учли, что на впуске у двиг ателя ес ть мощнейший естественный турбулизатор – дроссельные заслонки. А что покаж ет на с тенде движок ВАЗ-21083, оснащенный «Экотопом»? Данные – в таблицах 1и 2. В таблице 1 указан приведенный эффект по различным режимам работы мотора, а таблица 2 отде льно показывает в абсолютных величинах то, что он выдал на режиме холостого хода. Так, у же интереснее! Токсичность во вс ем диапазоне работы упала, причем сильнее всего – на ма лых нагрузках и холостом ходу. Расход топлива там тож е уменьшилс я, а вот в остальном диапазоне чуть подрос. Немного так, процента на два-три, но за то ус тойчиво. Тенденция, однако! Кс тати, вспомнились обещания разработчиков: они ведь пос улили экономию только «внизу», как бы забыв о «верхах». Не зря, видно! А вот существенного изменения мощности не увидели – все в пределах погрешности. Но откуда эффект по линии экологии – неужто все рассуждения о вреде турб улентности – враки теоретиков? А что, если из прос тавки под карбюратор вообще выкину ть «специально рассчитанные» турбулизаторы-завихрители Пус ть ? подсос воздуха в задросс ельное прос транство идет только через «дырочку в правом боку» самарского устройства. Эффект… усилилс я! И создает его вовсе не турбулизация, а прос тое обеднение смеси! Альфометр г азоанализатора это четко под тверждает. А эффекты в облас ти холос того хо-да тем и объясняются, что обеднение смеси в этом диапазоне настроек мотора особенно сильно влияет на его работу. На средних и больших нагру зках токсичность хоть и уменьшается, но сос тав смеси у же с тановится неоптима льным. О тсюда и замеченный устойчивый рост расхода топлива. Но почему тогда не падает мощность? Да все просто! На полном дросс еле добавка воздуха через ма ленькую дырочку ничтожна по сравнению со шта тным рас ходом воздуха. К том уже смесь на мощностных режимах бог атая, так что не большое обеднение практически не вредит. Тогда почему бы сразу не заложить такую «бедную» регулировку в карбюра тор? Вопрос, конечно, не к нам, но ответ очевиден. Шта тная рег улировка должна иметь некий запас по обогащению, чтобы г арантировать устойчивую работу мотора в самых разных условиях – и зимой, и летом, на топливе различного ка чества. Еще надо учитывать, что при д лительной эксплуатации неизбежно образование отложений и загрязнений. Да и сос тав смеси мож ет «гулять» сам по себе – от слегка обогащенного до ма лость обедненного относите льно расчетной кривой. Ес ли же дополнительно обеднить его «дырочкой в правом боку», то неизвестно, как поведет машина с такой рег улировкой, скаж ем, холодной зимней ночью. Напоследок – «с тарая песня ог лавном». И зобретатели подобных изделий почему -то всегда «забывают», что ана логичные проблемы журнал поднимает не в первый раз! К примеру, еще в ЗР, 1985, № 7 наши коллеги отме чали, что подобный «положительный эффект» дает даж е прос тейшая проставка под карбюра тор, с деланная из подручных материалов – безо вс яких магнитов или завихрителей, притяну тых за уши ради на укообразия. Сегодня же мы самос тоятельно пришли к такому выводу – только и всего.На правах рекламы