366
367
КЛУБСОЦИУМНа выставке в Дюссельдорфе предлагали попробовать силы на карте с ручным управ лением (присмотритесь: педалей нет!). Любителям внедорожных приключений построили «пересеченный» кусочек местности.Ручные машиныНа чем ездят за рубежом люди с ограниченными физическими возможностями, во что обходится им спецтранспорт, выяснил Алексей Воробьев-Обухов.ля этой ка тегории водите лей (кстати, весьма многочис ленной и разнообразной) можно приспособить любой ав томобиль, в зависимости от финансовых возможнос тей конкретного человека: фирмы с бог атым опытом готовы переоборудовать хоть «ПоршеКайман». Более того, инва лидам не заказаны ни ав тоспорт (кросс на квадрицикле или картинг, ни «караванинг» – пу тешествия с дачей-прицепом со встроенным лифтом. Но, конечно, выбранное транспортное средство сначала доверяют специализированной фирме д ля индивиду альной «подгонки». Мы познакомились с работой одной из них под названием «Параван».ДСами автопроизводители не собирают машины д ля инва лидов – ведь конвейер рассчитан на массовое производс тво, а в данном случае приходится иметь дело с «индпошивом», как и при изготов лении протезов. Например, ес ли руки це лы, то в рулевое управ ление можно не вмешиваться, ес ли повреж дены – можно либо использовать добавочную мини-баранку с захватами, либо вообще пос тавить джойстик: он позволяет управ лять даж е губами, слегка поворачивая голову. Принятые у нас до сих пор рычаги д ля газа, тормоза и сцепления здесь с читают анахронизмом. Как правило, «г аз-тормоз» управляются одним рычагом (или д жойстиком). Потянул на с ебя – разгоняешьс я,ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?Если человек лишен ноги (или обеих), то за основу берут серийную машину с ав томатической коробкой передач. Как правило, заказчик выбирает большой вэн вроде «КИА-Карнавал», чтобы избеж ать у томительной процедуры пересаживания с кресла-коляски на водительское сиденье: им послужит сама коляска. Д ля этого предусмотрены фиксаторы и регулировка высоты подушки. Но мини-вэн вовс е не обязательное ус ловие. Вот в эту « ТойотуRAV4», заказанную нашим сооте чественником, коляска не въедет. За то выедет изза руля сиденье и поднимет человека в салон! С уществуют и более необычные варианты, в которых робот-манипулятор подает кресло из багажника к левой двери и убирает его обратно.Мини-вэн позволяет въехать за руль, не вставая с кресла.утопил вперед – тормозишь. И ли наоборот – как у добнее. Час то управ ление выполняют двойным, с возможнос тью использования здоровыми членами с емьи. Они, конечно, тоже справились бы с джойстиком, но это треб ует обучения, которое фирма проводит на ав тодроме, имитирующем ус ловия и ав тобана, и городских улиц. Только пос ле с дачи практи ческого экзамена выдадут особую бумагу о допуске к управлению специальным транспортным средством!ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?Если нет кистей рук, то помогут мини-руль, справа и держатель на джойстике «газ-тормоз» слева.Разумеется, подобные сис темы с тоят недешево. Скаж ем больше: порой они дороже самого ав томобиля – сказываетс я мелкосерийность. Неу жели инва лиды в366 За рулем 09/2007 а бВ Россию уехала эта «Тойота-RAV4». Кресло-манипулятор (а) и управление от джойстика (б) обошлись владельцу в 80000 евро.Германии настолько богаты? Да нет, не богаче (но и не беднее) остальных граждан. Об этом побеспокоились законодатели, формируя бюджет страны. Но источники дополнительных выплат могут быть разными, их система довольно сложная и гибкая. Например, если человек работает (даже за символическую зарплату 150 евро вмесяц), то на ежедневные поездки туда иобратно ему выплачивают по 75 евро! Этого хватит и на такси (во всяком случае, в пределах одного города). Можно договориться получить эти деньги «аккордно» для оплаты переоборудования личного автомобиля, но это составит, конечно, весьма скромную сумму. Кроме того, доход каждого бюргера (инвалида или нет – не важно) не может опускаться ниже прожиточного минимума (в земле Норд-Рейн-Вестфалия, например, – 311 евро в месяц). Разницу компенсируют из бюджета. Что касается инвалидности, то главный вопросв том, при каких обстоятельствах она получена и был ли человек застрахован от несчастного случая. Если последний произошел не «по пьяни», то сумма страховки позволит приобрести спецавтомобиль даже премиум-класса: ведь в отличие от «Автокаско», взносы на такое страхование очень и очень скромные (несчастные случаи происходят намного реже, чем ДТП), апотому на нем не экономят. В других случаях переоборудовать автомобиль по «бюджетной» программе – с механическим приводом органов управления – поможет медицинское страхование. Но саму машину даром никто не предлагает – как издоровым гражданам!ЧТО ДЕЛАТЬ?Безусловно, нашему соцобеспечению и страховой медицине далеко до немецкой. Но предположим, вы располагаете средствами и не хотели бы ограничивать себя автомобилем марки СеАЗ. В России ряд фирм тоже делает попытки переоборудовать автомобили других марок. Но не факт, что эти «альтернативные» органы управления сертифицированы ис ними не возникнет проблем в ГИБДД или при гарантийном ремонте. В Европе относительно недорогие комплекты деталей для некоторых моделей «Форда», ФИАТа, «Рено» выпускают дочерние специализированные предприятия этих фирм. Но самостоятельно монтировать их нельзя. Если же оставить вопрос о финансах за скобками, то россиянину не заказано обратиться на тот же «Параван». Его представители заверили, что готовы выполнить работу и для наших заказчиков. Только сначала лучше приехать без авто – для консультаций по его оптимальному выбору.Рычаг справа управляет газом и тормозом. Кнопка вверху позволяет обычному водителю опустить «консоль», чтобы не мешала.На правах рекламы