146
148
ЭКОНОМИКАИТОГИ ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ ВI ПОЛУГОДИИСамой продаваемой иномаркой в России по-прежнему ос тается «Форд-Фокус» – почти 47 тыс яч штук. Его, как извес тно, собирают в Ленинградской облас ти. Чтобы у довлетворить спрос, компания «Форд» решила увели чить практи чески вдвое мощнос ти российского завода ис будущего года собира ть здесь еще одну модель – «Форд-Мондео». Пока второе место у «Рено-Логан» – 31 тыс яча машин. Завод в Москве тоже удваивает мощности, а к началу будущего года на конвейере должен появиться «Логан»-универсал. Третье место у «Шевроле- Ланос» – 26,5 тыс ячи. Модель собирают на украинском заводе АВТОЗАЗ, который с нашими заказами еле-еле справляется. Даже идут переговоры о том, что еще одна с борочная площадка д ля «ланосов» мож ет появитьс яв России, под Нижним Новгородом.БИТВА ЗА КОШЕЛЕКПо рас четам «ПрайсУотерха усКуперс», в первом полугодии 2007 года в России продано импортных ав томобилей на 13,2 млрд. долл., иномарок российской сборки – на 2,8 м лрд. долл., подерж анных машин, ввезенных из-за ру бежа, – на 2,2 м лрд. долл. А оте чественных ав томобилей реализовано на 2,4 м лрд. долл. Российские автопроизводители потеряли еще 7% рынка! Почему это проис ходит – понятно. Цены на «лады» и «волги» порой выше стоСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ Продажи за I полугодие 2007 г. (шт.) и рос т относительно I полугодия 2006 г. (%)«Русские» начинают и проигрываютОбъем продаж новых легковых ав томобилей в Европе за январь–июнь 2007 года снизилс я на 0,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2006-го). В это же время наш автомобильный рынок снова вырос – на 28%. Итоги полугодия анализирует Игорь Моржаретто.СНОВА РЕКОРДЫВ странах Европейского Союза продали за 6 месяцев 8,5 млн. легковых автомобилей; есть свои «передовики» и «отс тающие». Хорошо продава лись «хонды» (+23,5%), «сузуки» (+10,5%), ФИАТ (+10%); не очень – «Р ено» (-9,1%), КИА (-8,2%), « Тойота» (-7,3%), «Хёндай» (-7,3%)… А в России у всех плюсы. Вот ивI полугодии 2007 года рынок легковых автомобилей вырос в денежном выраж ении на 51%. Прирас тает он по-прежнему за счет иномарок. За 6 мес яцев прода ли 1м лн. 166 тыс. автомобилей на общую с умму более 20 млрд. долларов. И з них 716 тыс. – это новые иномарки (510 тыс. ввезли из-за границы, 206 тыс. собра ли на российских заводах), 150 тысяч – подержанные иномарки и только порядка 300 тыс. чис то российских ав томобилей. Р адуемся рос ту благосостояния наших граж дан. Огорчены падением, по сравнению с прошлым годом, спроса на оте чественные ав то. Их продажи снизились на 23% или на 86 тыс. штук. А вот объем продаж новых иномарок на территории России за те же6 мес яцев вырос на 70%. При этом лидером по продажам остается марка «Шевроле» – продано 84,5 тыс ячи. Правда, львина я доля их была выпущена в Тольятти, Ка лининграде и Запорожье. Кс тати, ес ли с ложить вс е марки, вход ящие в концерн «Д женерал моторс», то отрыв от конкурентов с тановится еще более значительным: за 6 месяцев было продано 113,3 тыс. штук! Второе мес то у компании «Форд» – почти 82 тысячи машин, а третье – у « Тойоты» (72 тыс ячи). Самый быс трый рос т продаж – в 14 с лишним раз – зафиксирован у китайской марки «Чери», а такж еу «Опеля» – в 3,6 раза.146 За рулем 09/2007 ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ ВI ПОЛУГОДИИНа правах рекламыимости г лавных конкурентов – иномарок отечественной с борки. Многие эксперты считают, что вс ледующем году «российские инос транцы» вполне мог ут перегнать отечественные автомобили и по количеству. Пока на АВТОВАЗе думают, что дела ть в этой ситу ации, инос транные концерны активно перестраивают работу в России, ведь д ля многих компаний наш рынок становится одним из г лавных. Так, д ля японской «Мицу биси» Россия у же с тала первым по объемам продаж рынком в Европе и третьим зару бежным рынком в мире (после США и Кита я). Россия – г лавный рынок в Европе ид ля бренда «Лексус» (на нашу с трану приходитс я около трети продаж японских ав томобилей класса «премиум» на континенте). Д ля компании «Мазда» российский рынок – третий по зна чимости в Европе (пос ле Германии и Великобритании), д ля «Тойоты» и «Хонды» – четвертый. У «Д женерал моторс» и «Форда» Россия пока на пятой строчке по продаж ам в Европе, но ведь европейский ав торынок практи чески не растет (небольшой прирост есть лишь по странам Вос точной Европы), а вот российский – прибав ляет от года к году. По всем прогнозам, рос т будет продолжаться еще 5–7 лет. Поэтому вс е без исключения мировые автоконцерны полны решимости поборотьс я за симпа тии (и кошельки!) россиян. Та же компания «Мицубиси» выделила Россию как отдельный рынок ис тарается удовлетворять все заказы и пож елания в перв ую очередь. Более того, под наши вкусы у же создаютс я специальные модели – например, с едан бизнес-класса «Мицу биси-Галант» (на базе американской версии) продаетс я только в России.ПРОДАЖИ ИНОСТРАННЫХ МАРОК В РОССИИ В ИЮНЕ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2007 г.Марка Chevrolet (вкл. СП GM-АВТОВАЗ) Ford Toyota Hyundai Nissan Renault Daewoo Mitsubishi Kia Opel Mazda Chery Suzuki Honda Volkswagen Skoda Peugeot FIAT Volvo Audi Mercedes-Benz Subaru Lexus BMW Ssang Yong Citroen Land Rover Great Wall IKCO Infiniti FAW Porsсhe Dodge Jeep Hafei Chrysler Cadillac Alfa Romeo BYD Jaguar SAAB Mini Hummer ВСЕГО 2007 2006 I полугодие I полугодие 84 467 81 782 72 331 53 885 52 053 45 169 40 446 37 313 32 568 27 379 20 937 18 558 13 658 13 610 13 273 13 035 10 384 9456 8757 7272 7131 6952 6944 6717 5648 5221 5060 2580 2556 2320 1164 1116 1048 1010 739 689 601 557 534 521 354 339 305 716 439 44 760 36 826 40 839 47 374 28 642 30 864 32 299 33 982 27 791 7558 14 245 1291 7365 6169 8032 5886 6609 8 3959 4124 4018 2810 4281 4307 1953 5457 2655 2206 – – 531 645 7 595 233 671 154 7 738 395 145 225 82 420 738 %За 6 месяцев в России было продано 1 млн. 166 тыс. автомобилей на общую сумму около 530 млрд. рублей.По прогнозам «ПрайсУотерха усКуперс», к 2011 году объем продаж легковых автомобилей в России в ценовом выражении мож ет вырас ти более чем в2 раза – с 45 до 96 млрд. долл. Правда, для этого необ ходимы три ус ловия: с табильный рост доходов населения, увеличение доли ав томобилей, проданных в кредит, с 25 до 50% и средняя цена ав томобиля – не более 20 тыс. долл. О днако за пос ледние 5 лет средняя цена ав томобиля уве-89 122 77 14 82 46 25 10 17 262 47 1337 85 121 65 121 57 – 121 76 77 147 62 56 189 –4 91 17 – – 119 73 – 70 217 3 290 – –28 32 144 51 272 70личилась с 7,5 до 17 тыс. долл.; это произошло из-за изменения структуры рынка – в пользу иномарок. Но с ейчас процесс реструктуризации практи чески завершен, поэтому к 2011 году, по оценкам экспертов, средняя цена ав томобиля не должна превысить 20 тыс. долл. Для этого есть все предпосылки: падение курса доллара, увеличивающаяся конкуренция среди производителей, развитие производства российских иномарок, а такж е экспансия дешевых, особенно китайских, автомобилей. Увы, но мес та д ля традиционных российских ав томобилей ос тается вс е меньше и меньше.