АВТОМОБИЛИПАРК ЗРUAZ PATRIOTИзготовитель О Год выпуска В эксплуатации «За рулем» Пробег на момент отчета АО «УАЗ» 2007 с июня 2007 1300 кмВоспитание патриотаВГе ннадийЕмелькинредакции снова появился «Па триот». Новенький, 2007-го модельного года, модернизированный, с новым са лоном и ABS, в дорогой комплектации Limited. Ав томобиль с пылу сж ару – прямо с конвейера, даже без предпродажной подготовки. Не с екрет, что многие владельцы отечественных ав то предпочитают сами провести «предпродажку», не доверяя с ервису. Д ля них мы приводим список основных работ, рекомендуемых заводом. Итак, начинаем: машина на подъемнике, инс трумент готов… Подав ляющее большинство болтов иг аек довернулось на 2/3 оборота, а г айки стремянок заднего мос та и продольных рычагов передней подвески – более чем на полтора. Мы не поленились – открутили контрг айки шпилек крепления кузова к раме. И не зря. В торая г айка прикрывает слабо затянутую первую. Почему на У АЗе не спеша т расс таваться со старыми технологиями и не используют единственную гайку с пластиковым кольцом, препятс твующим самоотворачиванию? Заодно и время сэкономили бы, а так с борщику приходитс я выполнять двойную работу. Был с легка распущен и сайлент-блок переднего рычага. Подтяжка элементов ходовой час ти не вызвала ос ложнений, специа льный инс трумент не потребовался. Уровни мас ел в агрег атах трансмиссии в норме, потеков нет. А вот с плас тичной смазкой завод чане пож адничали: крестовины и шлицевые соединения карданных валов сухие. Наш первый «Па триот», помнится, тож е потребова л обильной смазки карданов... Сделать один топливный бак конструкторам не у далось, а схема с двумя вынудила городить систему перекачки топлива. Заправить баки за один прием не вс егда получаетс я, так как на многих колонках шланг короткий и ав томобиль приходится развора чивать. Чтобы этого избеж ать, мы с тараемся под держивать правый бак полным, а левый заправ ляем. Напомним, топливо к двигателю пос тупает из правого бака, в нем же расположен бензонасос, а из левого он пос тоянно пополняется. Приходится следить, чтобы обе пробки были плотно закручены, в противном случае топливо не перекачивается либо выливаетс я наружу из правого бака. В моторном отс еке заметны изменения: тру бки, шланги и провода проложены на удивление аккуратно, хомуты установлены без перекосов и за тянуты как полож ено. Вмес то подогнанных по мес ту шлангов отопителя появились формованные. Верхний па трубок радиатора больше не третс яо клапанную крышку , а вот нижний по-прежнему лежит на рулевом механизме. Острых кромок и заусенцев вдоль крыльев и радиатора стало меньше, но все равно работать без перча ток в моторном отсеке не рекомендуем. О выполнении двиг ателем норм Евро II напоминает адсорбер рядом с аккум улятором. Вместо неэффективного оте чественного ваку умного усилителя теперь трудится компактный импортный, в тандеме с новым главным тормозным цилиндром. На крепеж е шумоизоляции капота завод чане сэконо-мили – половина пис тонов отсутствует, и тяжелый мат провисает, как с тарые обои. Закрепили его «восьмерочными» пистонами обивки дверей. Катушки зажиг ания прежние, но вмес то ус таревших разъемов – современные с резиновым уплотните льным кольцом и фикса тором. Блок управления двигателем закреплен в моторном отсеке рядом с расширите льным ба чком и никак не защищен от злоумышленников. Снять с него разъем и подключить другой блок – дело нескольких с екунд. И внедренный заводом иммобилайзер ос тается не у дел. Вся надежда на сигнализацию и секретки, о которых стоит позаботиться владельцу. тормозов. Ус траните обнаруженные неисправности. 3. Проверьте уровень и плотность электролита. При необходимости доведите до нормы. 4. Проверьте и при необходимости отрегулируйте: – на тяжение ремней привода навесных агрегатов двигателя; – давление воздуха в шинах. 5. Проверьте (подтяните) крепление карданных валов и колес. 6. Проверьте работу и ус траните неисправности: – стеклоподъемников, замков дверей; – электрооборудования; – замков ремней безопасности; – механизмов рег улировки сидений.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ АВТОМОБИЛЯ1. Проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень (количество): – ох лаждающей жидкос ти в расширительном бачке; – жидкос ти в ба чках гидропривода тормозов и сцепления; – жидкости в бачке омывателя стекол; – масла в бачке гидроусилителя рулевого механизма; – масла в картере двигателя; – масла в агрегатах трансмиссии. 2. Проверьте г ерметичность системы питания двиг ателя и гидравлического привода134 За рулем 09/2007 АВТОМОБИЛИПАРК ЗР«УАЗ-ПАТРИОТ»: ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИНе поленитесь проверить крепление кузова к раме. Сайлент-блок может быть слабо затянут, хотя гайки крепко законтрены. Нормальный уровень жидкостей еще не означает отсутствия течей. Пришлось заменить негерметичную пробку расширительного бачка…Гайка, сжимающая упругий элемент, уперлась в прилив на рычаге. Чтобы затянуть сайлент-блок, под корончатую гайку здесь подложили шайбу.…и подтянуть подтекающий датчик перегрева на радиаторе.Топливным магистралям под полом – особое внимание. Некоторые из них проложены на скорую руку и касаются кузова. Пришлось отсоединить шланг от топливного фильтра и переложить его по-новому.Заменив перегоревший предохранитель электровентилятора двигателя, решили проблему перегрева.Серьезных претензий к двигателю нет, разве что традиционно недотянуты болты крепления шкива насоса охлаждения. Поэтому всем владельцам авто с моторами ЗМЗ настоятельно рекомендуем поставить их на резьбовой герметик.Подстаканник часто либо не фиксируется в закрытом положении, либо не выдвигается. У нас – первый вариант. Виновник – обломившаяся пружинка механизма. Замену изготовили из прижимной пружины «копеечной» тормозной колодки.На правах рекламы АВТОМОБИЛИПАРК ЗРного подпора. Задний диван легко раскладывается. Под ним вместительные лотки, в которых можно спрята ть инс трумент и принад лежности. Дополнительные боковые сиденья в баг ажном отделении мы сняли, так как не собираемс я использовать автомобиль в автобусном варианте. Если разложить задний диван, то «Па триот» превращается в ма ленький грузовичок. Но ровной площадки не получается. Полки багажника нет даже в самой дорогой комплектации, поэтому его содержимое от пос торонних глаз приходится укрывать подручными материалами. Расход топлива пока велик: на загородной трассе с соблюдением скоростного режима – около 12 литров на сотню, в городе – до 18. Первые километры ав томобиль неуверенно держался на дорог е – рыска л из с тороны вс торону. Пос ле регулировки уг лов ус тановки колес «Па триот» успокоилс яи заметно лучше держит курс. Чувство увереннос ти и взаимопонимания рас тет пропорционально пробегу. Уже через пару дней привыкаешь к его реакциям, манере выполнять обгоны и развороты. Но обратной связи на рулевом колес е почти нет, на выходе из поворота колеса не возвращаютс яв ис ходное полож ение… Г де ты, обещанный новый Г УР? То ли дело новые тормоза: раньше приходилось опас ливо держ ать увели ченную дистанцию до впереди идущего автомобиля, дабы не на творить бед. Теперь «Па триот» уверенно замед ляется, усилие на педали оптимальное, а если переусердствовать – помож ет ABS. На ас фальте она работает весьма делика тно, биение на педали небольшое. Судя по реакции других участников движ ения, «Патриота» на дорог е опасаютс я. Даже ког да спокойно ка тишься по правому ряду , не каж дому водителю хватает терпения лицезреть на хвос те громадныйДвигатель работа л ровно, однако в пробках пыта лся закипеть. И не у дивительно – не включался электровентилятор. Неисправность устранили быстро – заменили перегоревший предохранитель, который расположен в коробке по соседству с аккумулятором. Кстати, за цепь электровентилятора отве чают два предохранителя, столько же и реле. После пуска двиг ателя в тягивающее реле с тартера не всегда возвраща лось в ис ходное полож ение, и якорь продолжал вращаться вместе с маховиком, издава я неприятные звуки. Вскрытие замка зажиг ания показало, что погнуты почти вс е плас тины ли чинки. Так как у ав томобиля единый ключ от замка зажиг ания и дверей, мы решили не менять узел, восстановив его своими силами. Основное преимущес тво нового са лона по сравнению с предыдущим – сиденья. Передние – с дополнительными регулировками подушки и пояснич-РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ «УАЗ-ПАТРИОТ» (0–1300 км)Статья расхода Смазка консистентная Регулировка углов установки колес Бензин АИ-92 (средний расход 16,5 л/100 км) ОБЩИЕ РАСХОДЫ (0–1300 км) Сумма, руб. 150 800 4200 5150автомобиль – перес траиваются в соседний ряд. Да и на с тоянке предпочитают отодвинуться подальше. Увы, без дефектов у «Па триота» и на этот раз не обошлось. Хотя, надо призна ть, что по сравнению с автомобилем раннего выпуска (прошедшим предпродажную подготовку!) их с тало заметно меньше. До идеала УАЗу еще ох как да леко, но движение в правильном направлении заметно. Недавно объявили о введении на заводе новой системы качества. Что ж, заимствование зару бежного опыта – дело полезное. Лучше учиться на чу жих ошибках, чем на своих потребителях.На правах рекламы138 За рулем 09/2007 АВТОМОБИЛИПАРК ЗРSAAB 9-5 AERO 2,3L turboИзготовитель SAAB Год выпуска 2000 В эксплуатации «За рулем» с декабря 2000 Пробег на момент отчета 112 500 км Предыдущие публикации в журнале: 2001, № 8; 2002, № 10Переходный возрастГе ннадийЕмелькинакие ав то, как наш СААБ, – головна я боль руководителя автопарка: даже в гарантийный период на плановые ТО приходится ассигновыва ть ку да больше средс тв, чем предусмотрено норма тивами. С одной с тороны, ес ть «нег арантийные» неисправности, с другой – дилер мож ет отказа ть в бесплатном ремонте, сос лавшись на нарушения ус ловий эксплуатации, коим нес ть чис-Тла. А с ервис и запчас ти ох как недешевы! Все с емь лет с лужбы СААБ исправно пос ещал специа лизированные С ТО. Мы с трого соблюдали рекомендации завода как по срокам замены технических жидкос тей, так и по их ка честву. Из крупных внеплановых за трат отметим ремонт автоматической коробки передач ( дважды!) и без конца ломающийся маршру тный компьютер. Но вот показанияодометра перева лили отметку в 110 000 км. Д ля оте чественного ав томобиля это крити ческий возраст, для большинства иномарок – пора зрелос ти. В одном из салонов наш СААБ по трейд-ин оценили в $12 000 (увы, дорогие ав то сильно теряют в цене!), но мы решили пока не продавать его, а обслуживать своими силами – посмотрим, во что обойдетс я содержание подерж анного автомобиля с извес тной родос лов-ной. Но вначале оценим его состояние с прис трастием и обслужим по полной программе. Двигатель прост в содержании: ГРМ приводит однорядная цепь, а в сис теме зажиг ания с четырехвыводным модулем нет высоковольтных проводов. С заменой све чей справятс я даже начинающие автолюбители – вс его-то отверну ть болты крепления модуля и приподнять его. Мас ляный фильтр сверху не дос тать – мешает турбокомпрессор с приемной трубой. Меняем его на подъемнике, предварительно сняв защиту под дона двиг ателя.НЕКОТОРЫЕ НЕИСПРАВНОСТИГрохот в приводе ГРМ побудил заказать полный комплект деталей (вторая цепь приводит балансирные валы). После переборки двигатель зашелестел, как прежде. Резиновый успокоитель цепи ГРМ стал жестким. На других пластиковых деталях привода появились глубокие канавки. Резиновые демпферы в планетарном механизме стартера рассыпались и попали в шестерни. Демпферы взяли из другого стартера.В очередной раз разорвалась левая опора силового агрегата. Правая до сих пор исправно трудится.140 За рулем 09/2007 РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ SAAB 9-5 2,3L turbo (техническое обслуживание и ремонт) (12 000 км)Статья расхода Фильтр масляный Фильтр воздушный Фильтр топливный Фильтр салона Комплект передних и задних амортизаторов с пружинами и стабилизаторами поперечной устойчивости Чехол внутреннего ШРУСа Ремкомплект ГРМ Спойлер переднего бампера (2 шт.) Свечи зажигания (4 шт.) Опора силового агрегата Прокладка головки блока ИТОГО: Сумма, руб. 210 330 440 103018 200 720 13 500 1400 600 4200 1100 41 730Корпус воздушного фильтра размещен непривычно: справа внизу, за бампером – потому менять фильтр у добней на подъемнике. Обрывы цепи ГР М крайне редки, но с заменой изношенной лучше не тяну ть. Кроме повышенного шума, из-за износа цепи и шес терен смещаются фазы, что ухудшает работу двиг ателя. Наш у же на чал громыхать неприли чно громко. Мы решили не экономить и приобрели полный ремкомплект. Сняв клапанную крышку , убедились, что были правы: следы износа видны почти на всех деталях. Ценно, что в комплекте ес ть полный набор уплотнений, в том чис ле д ля насоса ох лаждающей жидкос ти, который уже начал подтекать. Но преж де чем мы добрались до шес терен и успокоителей, пришлось с ерьезно повозиться. Моторный отс ек очень плотно скомпонован, и, по вс ей вероятности, конс трукторы не предусмотрели замену цепей непосредственно на ав томобиле. Передняя крышка упорно не хотела с лезать, и, чтобы не вынимать двигатель, мы демонтировали головку блока, отсоединили силовой агрегат от опор и сдвинули его в лево. Кс тати, уплотнительные прокладки не предусмотрены, вмес то них клеевой г ерметик (пос тавляется в комплекте с цепями). Когда демонтирова ли головку блока, на верхней пло-щадке картера коробки обнаружили болт с тартера, а у него всего две точки крепления. Вероятно, это с ледствие ремонта автомата три года тому назад. Зимой с тартер с тру дом вращал коленвал. Снимем и разберемся, тем более что ос талось открутить всего один болт. Д ефект нашли быс тро – рассыпавшиеся демпферы планетарного механизма попали внутрь и пере ламывались при его работе. Подходящие сняли с другого «бэушного» с тартера – размеры подошли. Ина че пришлось бы ремонтирова ть узел в специализированной мастерской или менять, а это еще как минимум 5500 рублей. За ка чество резиновых изделий поставщикам СААБа я бы поставил двойку. В очередной раз поменяли разорвавшуюс я левую опору силового агрегата. Затвердели и потрескались все колпачки и уплотните льные кольца; при разборке многие из них рассыпались в руках. «Аэро» в названии ав томобиля намекает на ма ленький дорожный просвет. И дейс твительно, под защитой двиг ателя всего лишь 85 мм. С пятью седоками вс е «леж ачие полицейские» даж е на ма лой скорос ти жестко напоминают ос ебе. Мощная композитна я защита не отдыха ла ни дня. Поэтому вместо с тандартных амортизаторов, пру жин ис табилизаторов мы установили другие, благодаря которым дорожный просвет увеличился на 15 мм. Спойлер переднего бампера – еще одно проблемное место: зимой СААБ превращается в снегоуборочную машину. Д аи летом не расслабишься: велика вероятность повредить его о бордюр. Мес то спойлера заняли две неокрашенные элас тичные накладки. Сумма, потраченная, чтобы привести ав то в порядок, на первый взг ляд мож ет показаться с лишком большой. Дальнейшая эксплу атация СААБа под твердит или опровергнет правильнос ть нашего решения. Время пошло…На правах рекламыЗа рулем 09/2007 141