176
177
178
180
ВТОРЫЕ РУКИSUBARU FORESTER В ДЕТАЛЯХЖелезный дровосек«Форестер», по-нашему «лесник», уже именем своим обязан быть надежным и вынос ливым, а в богатой лесами России и подавно. Каков он в реальной жизни, расскажет Игорь Козлов, а покажет Константин Якубов.ВНЕКЛАССОВЫЙ ЭЛЕМЕНТПоявление «Форес тера» в 1997 году (см. Историю моде ли) вызва ло споры о его классовой принад лежности, которые не утихают до сих пор. Пропорции машины, прямо скаж ем, необычны. Д ля легкового универсала он высокова т, д ля вс едорожника – низкова т, а д ля «паркетника» – чересчур приплюсну т (зас луга низкого оппозитного мотора). О днако как ни относиться к творению шеф-дизайнера Андреаса Цапа тинаса, внешнос ть «лесника» получилась узнаваемой. Кузов – крепыш: при диагона льном вывешивании двери не клинят, да и ржавчина его не берет (если, конечно, машина не побывала в ДТП). Крэш-тесты на безопасность проводила только американска я NHT SA. Пять звезд из с еми возможных д ля ав то, уходящего корнями в прошлый век, можно считать неплохим результа том. С тойкость к переворачиванию по той же методике – три звезды из пяти. Прове ли и еще один любопытный эксперимент: разбили машину по программе NRMA, оценивающую стоимость восстановительного ремонта после легкого «городского» с толкновения (ско-176 За рулем 09/2007 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1997 г. Франкфурт. Презентация «С убару-Форестер» (кузов SF, код модели S10). Кузов – 5- дверный универсал. Бензиновые двигатели Оп4: 2,0 л, 90 кВ т/122 л.с.; 2,0 л, 130 кВт/177 л.с. (с турбонад дувом); 2,5 л, 118 кВ т/160 л.с. Привод симметричный полный, М5 или А4. 1998 г. Бензиновые двигатели Оп4: 2,0 л, 92 кВт/125 л.с.; 2,0 л, 184 кВ т/250 л.с. или 195 кВт/265 л.с. (в зависимости от давления наддува); 2,5 л, 121 кВт/165 л.с.; 2,5 л, 155 кВт/211 л.с. (с турбонаддувом). 1999 г. Бензиновый двиг атель с турбонаддувом Оп4, 2,0 л, 125 кВт/170 л.с. 2000 г. Легкий фейс лифтинг, изменились бамперы, решетка радиа тора, материалы интерьера. 2002 г. «Форестер» 2-го поколения (кузов SG, код модели S11). 2004 г. Модификация 2,5Х Т, бензиновый двиг атель с турбонад дувом Оп4, 2,5 л, 154 кВт/210 л.с. 2005 г. Рестайлинг. Сис тема с табилизации (Vehicle Dynamics Control) в базовой комплектации. Изменились: оптика (ксеноновые фары), бамперы, интерьер (увеличенная подушка заднего сиденья, дополнительные крючки для крепления грузов). Бензиновые двиг атели: Оп4, 2,5 л, 169 кВт/230 л.с. (с турбонад дувом); Оп4, 2,5 л, 130 кВт/177 л.с. Модификация STI ( только д ля японского рынка): М6, тормоза Brembo, колеса 18 дюймов. Первое мес то в рейтинг е надежнос ти .. (TUV), 3- я подряд победа в конкурс е «Автомобиль года» в Ве ликобритании (The Caravan Club) и 2-я – в США (Car and Driver). 2006 г. Миллионный «Форес тер». Титул «Автомобиль года» в России. 2007 г. Юбилейная серия (только белый цвет) с незна чительными изменениями в интерьере и шильдиками на кузове 10th anniversary.С атмосферным мотором 2,5 л часто можно встретить авто из Америки. Кормить такого коня можно и 92-м бензином. Европейская версия чаще встречается с двухлитровым мотором с турбонаддувом. Бензин – не ниже 95-го!рость 15 км/ч, ж есткий барьер). «Форестер» занял дос тойное третье мес то – дешевле в ремонте только… другие модели «Субару». С ку зовным «ж елезом» б удьте внимательны! Американские, европейские и азиатские версии мог ут быть с разными бамперами, решетками радиа тора и оптикой, а ав то переходного периода 2001–2002 гг. – с другими крыльями и дверьми (в США, например, премьеры всех «форестеров» состоялись на год раньше).ДВУГЛАВАЯ ОППОЗИЦИЯДвигателей для «лесника» немало, их мощность – от 122 до 265 л.с. Два базовых EJ20 иE J25 (соответс твенно 2,0 и 2,5 л) мог ут быть с одним либо с двумя распредвалами в каж дой головке ( у «оппозитника» их две), с турбонад дувом или без. Кроме того, факти чески еж егодно появ лялись вариации с разли чной «периферией», настройками блоков управления и давлением над дува, отчего в «Ис тории модели» обозначены лишь основные вехи эволюции. При ТО и ремонте важно зна ть расшифровку «хвос та» маркировки (пос ле EJ20/25), чтобы не нарва ться не на те запчасти, но такая «подсказка» доступна только специа листам. Не б удем обременять особенностями аббревиа туры, отметим лишь, что у дилеров есть все необходимое для ремонта любых моторов (официа льных и неофициальных). В целом двигатели достаточно надежны, некоторые с лужат без капиталки под 400 тыс. км, но есть ряд эксплуатационных особенностей.Интерьер модели SF. Единственное неудобство – ручник не «под рукой». Старомодный дизайн и скрип пластиковых панелей можно списать на возраст (машине 6 лет). Внутренности модели SG выглядят посвежее, да и ручник на мес те. Главный прибор в щитке – указатель температуры; когда лопнет бачок радиатора, он известит об этом первым.За рулем 09/2007 177 ВТОРЫЕ РУКИSUBARU FORESTER В ДЕТАЛЯХВ передней подвеске («Мак-Ферсон») после 60 тыс. км основное внимание уделяем втулкам стабилизатора (в кружке), а после 100 тыс. км – «косточкам» (красная стрелка). Зеленой стрелкой показан узел автокорректора фар (есть не на всех автомобилях).О задней многорычажке можно забыть до 120 тыс. км, кроме ступичных подшипников и втулок стабилизатора (в кружке), требующих внимания после 80–90 тыс. Все чехлы (ШРУСов, шаровых, рулевых и пр.) проверяем при каждом ТО!НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позицииПериодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 45(3) 30 (2) 105(7) 60 (4) 30 (2) 60(4) 30 (2) * 30 (2)Масло в двигателе (SAE 5W30, 5W40, 5W50 API SL, SM) и масляный фильтр Топливный фильтр Воздушный фильтр Ремень ГРМ Масло в МКП 75W90 GL5 Масло в АКП SUBARU ATF Масло в редукторе заднего моста 75W90 GL5 Жидкость в приводе тормозов (DOT4) Жидкость ГУР ATF DEXRON II или III Антифриз SUBARU COOLANT* Контроль уровня, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРаботаСтоимость, руб.Компьютерная диагностика электронных систем 300 Полная диагностика авто (DOHC/SOHC) 3050/2300 Замена масла и фильтра двигателя 440 Промывка форсунок без демонтажа (WINN’S) 2750 Замена свечей зажигания (DOHC/SOHC) 880/590 Ремонт радиатора с заменой бачков на алюминиевые (работа+з/ч) 19 000 Замена ремня ГРМ (DOHC/SOHC) 2800/2350 Замена ремня ГРМ, мотор турбо 3100 Замена тормозных колодок передних/ задних 740/ 740 Замена масла АКП/МКП 1200/740 Регулировка углов установки колес (две оси) 2050 В автомате меняем не только масло, но и фильтр. Система выпуска чаще нуждается в замене из-за повреждений на плохой дороге, сквозная коррозия и прогары – редкость. Низшая точка – кожух нейтрализатора (в кружке) – 190 мм. Заводскую плас тиковую защиту рекомендуем сменить на стальную (от $80) или композитную (от $150).Главное – с ледить за мас лом: своевременно менять (см. Регламент замены) и почаще проверять уровень, ведь его уг ар у «оппозитников» заведомо больший. Нормой с читается не более 0,4 л на 1000 км. Не полагайтесь на показания лампы – она загорится, ког да в картере ос танется менее литра! Пос ледствия мас ляного голодания, разумеется, плачевны – ремонт цилиндро-поршневой группы ($1500–3800). При покупке авто без сервисной книжки перво-наперво меняем ремень ГР Мс роликами, даж е ес ли продавец божитс я, что делал это буквально накануне. Вера на слово мож ет оберну ться с ерьезным ремонтом с заменой гнутых клапанов, разбитых втулок и дырявых поршней. У всех моторов регламент замены ремня одинаков – 105 тыс. км. Попу тно меняем са льники коленвала и распредва лов ( учитывая их невысокую с тоимость, экономить не с тоит). Помпу, как правило, меняем через раз (210 тыс. км).Свечи рекомендуем «родные», иридиевые. Несмотря на свою нема лую с тоимость, они обладают большим рес урсом (если повезет не «отравить» их с уррогатным топливом, порой до 60 тыс. км!). «Неоригинал», разумеетс я, дешев ле, но в равных ус ловиях не живет и половины этого срока, так что сэкономленные деньги (а то и больше) придетс я потра тить на опла ту внеплановой работы по замене. Без специнструмента под лезть к све чам непрос то, особенно на «четырехва льных» моторах, где доступ к расположенным горизонтально глубоким свечным колодцам затруднен из-за брызговиков и плотной компоновки моторного отс ека ( у «дв ухвальных» чу ть проще: колодцы мельче и «смотрят» навстречу инструменту – слегка вверх). Следите за темпера турным режимом! Нередко плас тиковые ба чки радиа тора двигателя лопаютс я, теряя антифриз. Правда, массовые разрывы отме чены лишь в Москве (пик их пришелс я на2002–2005 гг.), но и жителям других регионов расс лабляться не с тоит – нема лая часть секонд-хэнда попадает к ним из столицы. Дилеры предполаг ают, что плас тик теряет свои свойс тва из-за воздейс твия столичных химреагентов, которыми пользуются дорожники в зимний период. Нет другого объяснения иуF uji Heavy Industries (читай, «С убару»), ведь ниг де в мире такой «болячки» у марки нет. Но нам смекалки не занима ть! У же давно полупромышленным способом в России производят а люминиевые бачки, с которыми такой проблемы нет. По сравнению с ремонтом перегретого движка с тоит переделка недорого – $730, при этом вполне законна (ее рекомендуют даже дилеры).ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕУ двигателей с турбонад дувом, кроме, разумеется, большего рас хода топлива, ес ть еще одна эксплуатационная особенность – его нельзя выключать сразу после поездки с высокими нагрузками. Ес ли не ус тановлен (или не работает) «турботаймер», обязательно даем мотору поработать на холо-178 За рулем 08/2007 ВТОРЫЕ РУКИSUBARU FORESTER В ДЕТАЛЯХ ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчастьСтоимость, руб. 4900/21 300 9160/9830 200/10 700Слева направо: 2001 год, «европеец», кузов SF, двигатель с турбонаддувом (внешний признак – «забрало» на капоте); 1998 год, «европеец», кузов SF; 2002 год, «американец», кузов SG. Экстерьеры разные, учтите это при покупке кузовных деталей!Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/заднего Блок-фара/задний фонарь21 Капот16 000 Фильтр топливный 1860 Фильтр масляный430 Фильтр воздушный/салона Комплект ремня ГРМ (ремень и ролики) Комплект свечей зажигания (DOHC/SOHC) Амортизатор передний/задний (1 шт.) Тормозные колодки передние5130 Тормозные колодки задние дисковые/ барабанные4200/2600*В зависимости от двигателя.1160/1200 8800-19 960* 3540/860 5460/5700стых пару-тройку минут, чтобы плавно остудить турбину и тем самым избежать закоксовывания масла в подшипниках оси. Впрочем, как раз у «Форестера» проблемы с турбонаддувом крайне редки. Лампу Check Engine тушим дилерским прибором SSM-III (Subaru Select Monitor). Она может напомнить о себе независимо от того, какой мотор трудится под капотом. Чаще всего – из-за пропусков воспламенения (меняем свечи, реже – высоковольтные провода) или перебоев в подаче топлива (моем форсунки). С другой «периферией» проблемы редки. В интернете есть программы для портативных компьютеров и даже мобильных телефонов, позволяющие корректно (программно) погасить лампу без участия дилера по протоколу обмена OBD-II.В ЛЕС ПО ДРОВАСимметричный полный привод – изюминка «Субару». В штатных режимах эксплуатации проблемы с трансмиссией случаются нечасто, все беды – от переоценки возможностей на бездорожье. Липкая глина «съедает» пыльники (абразивный износ), в глубокой колее гнутся рычаги задней под-вески, детали выпускной системы, да и мало ли каких дров можно еще сгоряча наломать. Для покорения серьезного бездорожья «Форестер» – не лучший вариант. Его стихия – заснеженные городские улицы, проселок до дачи и, конечно же, удовлетворение амбиций водителя. Спортивная родословная – веский аргумент (модель построена на агрегатах «Импрезы», известной своими достижениями в автоспорте). Для «драйва» лучше всего подходит механическая коробка передач, правда, придется мириться с тугой и «длинной» педалью сцепления. Зато к МКП прилагается хороший «довесок» – демультипликатор с передаточным числом 1,45, еще больше расширяющий возможности на бездорожье (рычажок – рядом с ручником). Проблем с «механикой» почти не бывает, разве что к 150 тыс. км может потребовать замены сцепление. Автомат для драйва – не лучший вариант: слишком задумчив. В принципе, АКП живуча, но есть исключения. Машины из Америки нередко приходят с убитой коробкой. То ли ездить там не умеют, то ли на масле экономят. Проходить или нет диагностику у дилера перед покупкой такого авто, гадать не надо –проходить! Ремонт агрегата может потянуть на $2000–3000, превратив экономию на заморском варианте в разорение. Впрочем, диагностика не помешает и «европейцам». Те могут оказаться с закисшими суппортами (наводнения там не редкость). Мало того, что езда на таком авто небезопасна, так и колодки вмиг сотрутся в ноль. С нормально же работающими суппортами их хватает в среднем на 40–50 тыс. км (АКП-МКП), а тормозных дисков – на два комплекта колодок. Лучшими же вариантами покупки подержанного «Форестера» видятся «россияне» – модели, официально пришедшие на наш рынок. Не случайно они дороже в среднем на 10%, ведь все имеют «прозрачное» юридическое и техническое прошлое, потому спрос на них выше, а он, как известно, и диктует цену. Модели S10 1998–1999 гг. можно найти за $12 000, S11 2002–2003 гг. предлагают от $17 000, ну а годовалые порой уходят за $32 000! Дорого, но товар того стоит. Благодарим дилерский центр «У СЕРВИС+ НА АВТОЗАВОДСКОЙ» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы180 За рулем 09/2007