228
229
230
232
ВТОРЫЕ РУКИOPEL ZAFIRA В ДЕТАЛЯХАстральный дух«Опель-Зафиру» при числяют к компакт-вэнам или ина че – «с емейным машинам» (family car). Означает ли этот термин дос тупность для семейного бюджета и не потребуется ли заначка на поддержание авто в исправности, выяснял Игорь Козлов. Фото: Александр Кульнев.РЫВОК В ПРИЗЕРЫ«Зафира» выходила на рынок мучительно долго. О т дебюта прототипа (см. Ис торию модели) до начала серийного производства прошло два года, а официа льные поставки в Россию начались еще через три. Как говорится, долго запрягали, да быстро поехали. В Европе «Зафира» – одна из самых популярных в классе, да иу нас модель на пьедестале – 2-е место по итогам 2006 года после «Форда-Cmax». К тому же дилерская с татистика не учитывает приток подерж анных машин, а «зафир» из Европы на нашем в торичном рынке чуть не половина. «Семейное с частье» имеет цену. «Зафиру-А» 1999 года в прили чном сос тоянии дешев ле 310 000 ру б. найти вряд ли удастся, а за ав то 2004-го попрос ят не меньше 415 000 ру б. «Зафира-В», разумеется, дорож е, а цена сильнее зависит от комплектации. Машины 2006 года пред лагают за 530–650 тыс. руб. Дилерские авто дороже на 3–5%, что не у дивительно, ведь об их прошлом информации ку да больше. О днако при покупке любого подержанного варианта нелишне знать особенности модели.ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬПри проведении крэш-теста EuroNCAP с «Зафирой-А» случился казус: патентованная система складывания педа лей PRS (Pedal Release System) не сработа ла должным образом, в результате чего машина с мизерными шес тью ба ллами за фронта льный у дар заработала лишь три звезды. Пос ле внес ения изменений в PRS и повторного удара результат оказался лучше – четыре звезды, но общая деформация передка так и ос талась на грани крити ческих разрушений. Б удь скорость испытания чу точку выше – манекены пострадали бы намного больше. Очевидно, поэтому в официа льных источниках ос тавили перви чный результа т, хотя многие ссылаютс я на пов торный крэш-тест. Но сколько бы «звезд» ни принять за ис тину, при покупке ав то важнее другое: была ли машина вс ерьезной аварии. Ведь с нарушенным или не по технологии воссозданным силовым каркасом говорить о «звездах» – пус тое. Поэтому пройти диагностику у дилера следует обязательно, при чем не только ку зова, но и электронного блока подушек безопасности. Он расс читан на четыре сраба тыва-ния, потому меняют его редко (замена нерентабельна), а дилерский диагнос тический прибор TECH-II расскаж ет всю ис торию. Правда, если блок все же не поскупились поменять, то правда так и ос танется за семью печатями. На кузове, избежавшем ДТП, коррозию вряд ли отыщете, разумеетс я, ес ли не нарушено лакокрасочное покрытие. Д аже авто первых лет выпуска выг лядят молодцом благодаря дв устороннему г альваническому покрытию кузова. Заметим, г арантия от сквозной коррозии – 12 лет!РОДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ«Зафира» построена на платформе «Астры» с широким применением ее агрегатов, поэтому и характерные болячки у моделей общие. Их, правда, немного. Основное внимание уделяем с тойкам с табилизатора поперечной ус тойчивости, жив учесть которых сильно зависит от с тиля вож дения (30–60 тыс. км). Рулевые наконе чники мог ут потребовать замены на 50–70 тысячах. Гораздо дольше служит карданный вал рулевого привода – он располож ен в са лоне, поэтому менее подвержен «влиянию улицы», од-228 За рулем 10/2007 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1997 г. Франкфурт. Д ебют прототипа «Опель-Зафира». 1999 г. Начало производс тва модельного ряда «А» в г. Бохум (Германия). Кузов: 5- дверный 7-мес тный компактвэн. Двиг атели с ерии ECOTEC бензиновые: Р4, 1,6 л, 74 кВ т/100 л.с.; 1,8 л, 85 кВт/116 л.с.; дизельный Р4 с сис темой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом 2,0 л, 60 кВ т/82 л.с. Привод передний, М5 или А4. 2000 г. Мощность бензинового двигателя 1,8 л увеличена до 92 кВт/125 л.с. (изменения в системе управления). 2001 г. Новые бензиновые двигатели: Р4, 1,6 л, 71 кВ т/97 л.с.; 2,0 л, 141 кВт/192 л.с. (с турбонад дувом); 2,2 л, 108 кВт/147 л.с.; дизельный Р4 с системой впрыска «коммон рейл» (Bosch VP44) и турбонад дувом (G arret T15) 2,0 л, 74 кВт/100 л.с. Крэш-тест E uroNCAP: 3 звезды, 6 ба ллов за лобовой удар, 16 – за боковой. 2002 г. Новый дизельный двигатель с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом: Р4, 2,2 л, 92 кВ т/125 л.с. На чало официа льных пос тавок в Россию версий с бензиновыми двигателями 1,8 л, 92 кВ т/125 л.с. и 2,2 л, 108 кВт/147 л.с. 2003 г. Фейслифтинг. Космети ческие изменения решетки радиа тора и оптики. Мощнос ть бензинового над дувного мотора 2,0 л возрос ла до 147 кВт/200 л.с. 2005 г. Второе поколение «Зафиры» (модельный ряд «В»). Двигатели серии ECOTEC, Р4. Бензиновые: 1,6 л, 77 кВт/105 л.с.; 1,8 л, 103 кВт/140 л.с.; 2,0 л, 147 кВт/200 л.с. с турбонаддувом; 2,2 л, 110 кВт/150 л.с.; дизельные с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом 1,9 л, 74 кВ т/100 л.с. или 88 кВт/120 л.с. (отли чия в нас тройках и давлении наддува). Привод передний, М5, М6 или А4. Крэш-тест E uroNCAP: 5 звезд, 14 ба ллов за лобовой удар, 16 – за боковой. 2006 г. Мощность бензинового двигателя с турбонаддувом 2,0 л увеличена до 176 кВ т/240 л.с. (модификация ОРС). Дизельный двиг атель с сис темой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом 1,9 л ,110 кВт/150 л.с.Салон «Зафиры-А» не блещет находками, но к качеству материалов и подгонке панелей не придраться. Маркировка VIN – у порога под ковриком переднего пассажира.НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе SAE 0W30 или 10W30 ACEA A3/B3 (бензин GM-LL-A025*, дизель GM-LL-B025*) и масляный фильтр Топливный фильтр, бензин (только у «Зафиры-А») Воздушный фильтр Ремень ГРМ «Зафира-А» Ремень ГРМ «Зафира-В» Масло в МКП 19 40 182* Масло в АКП 19 40 767* Жидкость в приводе тормозов (DOT4) Жидкость ГУР 19 40 766* Антифриз 19 40 663** По классификации GM. ** Контроль уровня, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) предписание производителя/ рекомендации дилера 15 (1) 60/30 60/15 90 (6)/60 (3) 150 (10)/120 (5) – ** 60 (2) – ** (5)От панели приборов «Зафиры-В» веет «астральным» духом. Увы, от переключателя поворотников тоже: в крайних положениях рычаг не фиксируется.нако иной уже после 90 тыс. км заметно постукивает – повод раскошелиться. А вот жизнеспособнос ть опор с тоек передней подвески и их подшипников на «Зафире-А» предуг адать крайне с ложно. Бывало, их заменяли вс его через 15 тыс. км, хотя у некоторых в ладельцев дета ли исправно тру дятся более 80 тыс яч. Чаще узел повреж дается от сильных пробоев подвески, при которых опора теряет форму ив зону подшипника попадает грязь.На «Зафире-В» таких проблем нет – конс трукцию опоры изменили, а диаметр опорного подшипника с тал намного больше, соответственно вырос ла рас четная нагрузка. Правда, на части машин отмечался скрип в узле при поворотах руля, но вс ех «скрипачей» давно поменяли по гарантии. Остальные дета ли подвесок дос тавляют намного меньше х лопот. Амортиза торы служат около 80 тыс. км, сайлент-блоки – более 120 тыс. км, а шаровые опоры почЗа рулем 10/2007 229 ВТОРЫЕ РУКИOPEL ZAFIRA В ДЕТАЛЯХти вечные. Последние – от более тяж елой «Омеги», поэтому на «Зафире» они работают вполсилы. Задняя Н-образная балка напомнит ос ебе, только ес ли ее погну ть, а сайлент-блоки задней подвески жив ут более 180 тыс. км.ЧЕТВЕРО В РЯДИной конфиг урации моторов, кроме рядной «четверки», для «зафир» не предусмотрено (см. Ис торию модели). На российский рынок официа льно поставляли лишь бензиновые версии: «Зафира-А» с двиг ателем 1,6 л, 100 л.с. ( X16XEL или Z16XE); 1,8 л, 125 л.с. ( X18XE1 или Z18XE) и 2,2 л, 147 л.с. (Z22SE); «Зафира-В» – с 1,6 л, 105 л.с. (Z16XEP); 1,8 л, 140 л.с. (Z18XER); 2,0 л турбо 200 л.с. (Z20LER) и 2,2 л, 150 л.с. (Z22YH). Небольшие партии могли иметь иное буквенное окончание кода мотора, указывающее на отличие в «периферии», но это не создаст каких- либо проблем с их диагнос тикой и обслуживанием – у дилеров есть все необходимое. Все бензиновые двиг атели объединяет не только принад лежность к одной с ерии (ECOTEC), но и крити чность к топливу с повышенным содержанием смол. Увы, исключить заправку суррогатом в наших ус ловиях не льзя. Поэтому дилеры рекомендуют через одно, в крайнем с лучае, два ТО промывать форсунки без демонтажа. При этом смывается нагар с направ ляющих втулок и стержней клапанов, что сниж ает риск их зависания. О пос ледствиях встречи клапана с поршнем догадаться несложно. Те же последствия и при обрыве ремня ГР М. Его меняем через 60 тыс. км (на «Зафире-В» через 120 тыс. км), обяза тельно с на тяжным и обводными роликами (оригинальный комплект) и помпой, которая два срока с лужбы ремня почти никогда не выхаживает. Посадочный б уртик помпы эксцентри чен относительно ва ла (традиционно для «опелей»), поэтому при ее установке важна правильна я ориентация – д ля предна тяга ремня. С тоит ошибиться, и натяжной ролик плавающего типа его недотянет либо лишитс я «плавучести», зажатый собственной пружиной. Периферия моторов дос таточно надежна. Был лишь ряд с лучаев выхода из с троя модулей зажигания, в основном в гарантийный период. Перебои в воспламенении могут быть и из-за свечей зажигания, «загоревших» от металлсодержащих присадок в топливе. Подергивание мотора на холос тых и провалы при разгоне – признак весьма характерный, да и лампа Check Eng ine напомнит, что откладыва ть визит к специа листам себе дороже – загубите нейтрализатор.Система трансформации салона ELEX-7 способна за считанные минуты превратить 7-местный вэн в грузовой фургон с множеством промежуточных вариантов.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика электронных систем Полная диагностика авто (включая кузов и подвеску) Замена масла и фильтра двигателя Промывка форсунок без демонтажа (WINN’S) Замена свечей зажигания Замена ремня ГРМ Замена тормозных колодок передних/задних Замена масла КП Регулировка углов установки колес Замена одной стойки стабилизатора Замена одной рулевой тяги Замена рулевого вала Нормочас* В зависимости от двигателя.Стоимость, руб. 630–1000* 1780–2000* 630 1250 500 3000 940/990 1250 1500 630 1250 600 1250Дизели на наш рынок официально не пос тавлялись (на фото 2,0 л, 100 л.с.), но «нелег алы» оказались непривередливы к местной солярке, серьезных поломок моторов не отмечено.Чаще на «Зафиру-В» ставят бензиновый мотор 1,8 л, 140 л.с. О т предшественника он отличается не только прибавкой 15 сил, но и иным протоколом опроса датчиков.230 За рулем 10/2007 OPEL ZAFIRA В ДЕТАЛЯХНа правах рекламыПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть«Зафира-А»«Зафира-В» Крыло переднее/заднее5200/12 8005100/17 300 Бампер передний/задний14 000/13 80015 900/14 500 Блок-фара/задний фонарь5830/30608400/3900 Капот12 60012 100 Фильтр топливный500отсутствует Фильтр масляный190 Фильтр воздушный/салона450/680 Комплект ремня ГРМ (ремень и ролики)3900 Помпа3000 Свечи зажигания (комплект)870 Амортизатор передний/задний3700/24003500/2500 Тормозные колодки передние/задние4070/14903350/1480 Стойка стабилизатора970 Рулевая тяга1070 Рулевой вал4400 Опора передней стойки2230– Подшипник опоры передней стойки570–Дизели на наш рынок официально не поставляли, поэтому достоверной статистики их отказов нет. Однако ио серьезных поломках не известно. Другая альтернатива бензину – газ. Заставить двигатель работать на нем технически реально (импортные комплекты на «Астру» выпускают), но, разместив баллон, лишитесь всех достоинств компоновки «Зафиры».Передние подвески обеих «зафир» различаются лишь в мелочах. Основное внимание – стойкам стабилизатора (стрелка) и рулевым наконечникам (кружок).СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯСцепление вряд ли попросит замены ранее 100 тыс. км – обычно на 150-й тысяче. К этому сроку, как правило, «подходят» исальники приводов коробки передач. Ни с механикой, ни с автоматом проблем почти не бывает, как и со ШРУСами – разумеется, если не порваны пыльники. Передние тормозные диски меняют при остаточной толщине 23 мм. Как правило, такой износ наблюдается к «концу» второго комплекта колодок, которых хватает на 50–60 тыс. км (АКП-МКП). Диски коробятся редко, и при достаточной толщине (новый – 25 мм) их протачивают. Задние колодки служат 55–65 тыс. км, при их замене очищают не только суппорт, но и механизм ручного тормоза. На «зафирах» до 2001 г. закисали оси ручника, но после смены поставщика такой проблемы почти не стало. Странно, что вполне добротная машина оказалась в середнячках рейтинга на.. дежности немецкой TU V. Трехлетки – лишь на 65-м месте из 113, а пятилетки ивовсе на 94-м из 107. То ли нам действительно поставляли самые удачные варианты, то ли российские семьи оказались столь внимательны к технике... Так или иначе, «Зафира» еще долго будет править бал на вторичном рынке. Благодарим компанию «АВТОИМПОРТ» за помощь в подготовке материала.Задняя подвеска (на фото «Зафира-В») с упругой балкой требует внимания крайне редко, а вот механизм рабочего и стояночного тормоза очищаем от продуктов износа не реже раза в год.В неглубоком желобе днища топливным и тормозным магистралям от наших ухабов не спрятаться. На этой машине трубки недавно поменяли, но рана на лонжероне осталась.