158
159
АВТОМОБИЛИ60 ЧАСОВ ЗА РУЛЕМмесяцы... Но приглашение посетить завод пришло неожиданно быстро. Причина отказа найдена, внесены изменения в технологию сборки, можете сами в этом убедиться. Вылетаем в Тольятти! Заводчане провели большую работу. Перед нами внушительное досье с картами замеров картеров, валов, шестерен. Как оказалось, все размеры в пределах допуска, за исключением диаметра внутренней обоймы злополучного подшипника – он меньше, чем положено, и намного. Хуже того, посадочная поверхность внутренней обоймы оказалась бочкообразной. При установке такого подшипника на вал он деформируется, нарушается геометрия беговой дорож-Дело поправимоеНЧто предпримет производитель, коль его новый товар в пух и прах раскритикуют журналисты? Если замечания справедливы – быстро исправит собственные ошибки, убедился Геннадий Емелькин. Фото: Георгий Садков.чину отказа долго искать не пришлось – разрушился задний подшипник первичного вала: рассыпался сепаратор, на беговых дорожках – питтинг, от одного из шариков откололся небольшой кусок и попал между зубьями главной передачи. «Прожевать» фрагмент твердого шарика, не подавившись, шестерни не смогли. Коробку на ходу заклинило, что привело к разрушению демпфера ведомого диска сцепления. Предварительный диагноз поставлен, но важнее выяснить первопричину. Убиенная коробка уехала на родину в Тольятти, а мы, зная особенности работы крупного предприятия, приготовились к долгому ожиданию. Пока будут измерять, проверять, согласовывать, пройдутапомним, что очередной тест «60 часов «За рулем» (ЗР, 2007, №9) закончился триумфом «ФИАТ-Албеа» и неудачей вазовской новинки – «Приоры». «Лада» сошла с дистанции изза поломки коробки передач. ВАЗ отреагировал быстро, прислав новую коробку для замены и специалиста для изучения дефектного агрегата. При-Александр Перевозчиков, начальник цеха сборки коробок передач: «C 27 июля во все коробки устанавливаем новый подшипник».Разрушившийся подшипник – причина поломки коробки передач.Поврежденные зубья ведущей шестерни главной передачи.158 За рулем 10/2007 Слева – новый подшипник закрытого типа с увеличенной грузоподъемностью. Справа – деталь старого образца. Наглядное пособие на сборочной линии.трудится аналогичный на вторичном валу. Этот вроде в порядке, но и его решили заменить новым – так надежнее, да и путаницы при сборке не будет. Коробка на редакционной «Приоре» сломалась 19 июля, а уже 27 июля новый подшипник получил прописку на конвейере. Изменение касается всех коробок передач: и для «Калины», и для ныне выпускаемых моделей «десятого» семейства, и для «Приоры». А как быть владельцам машин, на которых коробка с устаревшим подшипником? Специалисты утверждают: наш случай – единичный, отзывать автомобили нет нужды. На заводе неоднократно проводили испытания, и задний подшипник справлялся со своей задачей. Ну а случись что – есть ведь заводская гарантия. На этом рассказ можно закончить – неприятная история быстро и счастливо заверши-лась. Есть, правда, одно «но». Несчастный задний подшипник давно беспокоит владельцев переднеприводных ВАЗов. Даже на автомобилях с малым пробегом он начинает петь на холостом ходу, а к 60 тыс. км его шум становится раздражающим. Вряд ли заводчане этого не знали. В отличие от устаревшего 1,5-литрового карбюраторного двигателя с моментом около 106 Н . м, обновленные 1,6-литровые ВАЗ-21114 и ВАЗ21124 выдают уже 120 и 131 Н . м соответственно. Нагрузка на все детали коробки, в том числе и на подшипники, возросла. И если бы описанная здесь модернизация коробки была проведена своевременно, «Приора» финишировала бы в нашем тесте с триумфом, а не на веревке. P.S. Интересно, а что думает по этому поводу изготовитель «кривых» подшипников?Благодаря «За рулем» устранено слабое место в коробке «Лады-Приора».ки. Нагрузки при движении на максимально возможной скорости очень высоки, и дефектный подшипник их, естественно, не выдержал. Чтобы избежать подобных казусов в дальнейшем, конструкторы решили заменить штатный подшипник 6-50305А2ЕШ1 более выносливым 750305АУ. Его динамическая грузоподъемность 20800Н против 19000Н у старого. Новый подшипник получил двустороннее уплотнение, которое препятствует попаданию на поверхности качения продуктов износа иприработки деталей. Казалось бы, для сбора стальных частиц вкартере есть магнит. Но ему неподвластны алюминиевые и латунные частички, которые считаются самыми опасными. Они прочно вдавливаются в дорожки обойм, создавая помехи для шариков, что приводит кшумам и стукам. По соседству с задним подшипником первичного валаВсе агрегаты без исключения проверяют на стенде. За рулем 10/2007 159