КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА КОММУТАТОРЫ ВАЗ-2108Диктатор под напряжениемНа современных машинах коммутаторов уже нет. На старинных – никогда не было. Но сотням тысяч карбюраторных «восьмерок» и их ближайших «родственниц» коммутаторы систем зажигания попрежнему необходимы. Экспертизу проводят Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Качество первых коммутаторов было отвратительным – эдакие диктаторы-самодуры с непредсказуемым характером. Но теперь-то, наверное, порядок? Давайте посмотрим.Таблица 1. ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ-21083 С РАЗЛИЧНЫМИ КОММУТАТОРАМИ (МОТОРНЫЙ ЦИКЛ) № Коммутатор крутящий рас момент 123456789 10 ВТН 0729.3734 АТЭ 76.3734 АТЭ 76.3734 РВТ-GF30 ВТН 0529.3734 ВТН 3620.3734 ВТН 3640.3734 BERU ZM 010 HUCO 13.8090 KAE ВТН 761.3734 -1,0 0,0 1,0 0,0 -1,0 -0,4 -1,0 -0,6 -1,6 0,1 ход топлива -0,8 0,0 -1,7 -0,7 -3,7 -3,7 -4,7 -1,6 -3,0 -6,3 Эффект, % усредненный усредненный моторный показа тель показатель токсичности -0,8 0,0 -1,5 -0,5 -2,8 -2,6 -3,4 -1,3 -2,5 -4,2 7,4 0,0 -0,8 -3,4 -3,1 -7,1 -3,4 -9,4 -2,5 -9,9 усредненный комплексный показатель 1,6 0,0 -1,3 -1,3 -3,1 -3,9 -3,4 -3,7 -2,5 -5,9 Итоговый балл за моторный цикл 5,0 4,1 3,5 3,5 2,5 2,1 2,3 2,2 2,8 1,0Примечания. Знак «-» говорит об ухудшении параметра. В качестве базового комплекта методом случайной выборки взят коммутатор № 2.Таблица 2. ИЗМЕНЕНИЕ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ-21083 ПРИ СТУПЕНЧАТОМ ПОНИЖЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ ПИТАНИЯ В БОРТОВОЙ СЕТИ № Коммутатор 14 123456789 10 ВТН 0729.3734 АТЭ 76.3734 АТЭ 76.3734 РВТ-GF30 ВТН 0529.3734 ВТН 3620.3734 ВТН 3640.3734 BERU ZM 010 HUCO 13.8090 KAE ВТН 761.3734 86 87 86 86 86 87 86 86 86 87 Крутящий момент при 2000 об/мин, Н . м, Средний при напряжении, В 11 10 98 86 87 86 86 86 87 86 86 74 87 86 78 86 86 86 86 70 76 70 87 70 66 72 68 72 76 65 71 62 67 67 63 62 64 66 65 62 60 – 62 крутящий момент, Н . м 79,0 76,2 78,4 78,0 79,2 80,2 73,8 75,8 58,4 78,0 Итоговый балл 4,8 4,3 4,7 4,6 4,8 5,0 3,8 4,2 1,0 4,6КАКАЯ РАЗНИЦА?В погоне за энергией искрового разряда конс трукторы сменили «жиг улевскую» ка тушку зажигания на «восьмерочную», сопротивление которой ниж е10-е место ВТН 761.3734, Украина9-е место KAE, Германия8-е место HUCO 13.8090, Германия7-е место BERU ZM 010, ГерманияОриентировочная цена – 250 руб. Это – не брак: просто почти во всех испытаниях другие комм утаторы показали более высокие показа тели – и по напряжению, и по рас ходу, и по токси чности. А ког да вс е остальные лучше, пос леднее место закономерно. Принадлежность к популярному «бренду». Последнее мес то ус угубляется отсутствием упаковки.Ориентировочная цена – 345 руб. Престижная, казалось бы, покупка ничем себя не оправдала. За деньги, на которые можно было купить пару российских изде лий, мы получили средний результат в моторном тесте и последние места при снижении напряжения. Кстати, где упаковка? Удовольствие от обладания немецким изделием. Особенно боитс я пониженного напряжения питания.Ориентировочная цена – 780 руб. На коробке написано: HUCO, а на ярлычке – HUGO. Впрочем, какая разница: во вс ех испытаниях дорог ущий «немец» занял восьмое место, а потому рекомендова ть его решительно не за что. К одежке претензий нет, а остальное – увы. Хорошо смотрится на витрине. Завышенная цена, не подкрепленная параметрами.Ориентировочная цена – 1675 руб. Кроме старого анекдота про новых русских, пытающихс я купить один и тот же пиджак как можно дороже, никакие комментарии на ум не приходят. Б удь этот комм утатор хоть лучшим – и то стоило бы подумать, нужен ли такой. А середнячка – нет, не надо. Симпатичная упаковка. Несуразная цена.254 За рулем 10/2007 примерно на порядок. Это позволило уве личить ток разрыва – но не вдес ятеро, а примерно вдвое. Закон О ма здесь ни при чем – протекающий ток искусственно ограни чивает именно коммутатор. Иначе при пода че на ка тушку полного напряж ения бортс ети ток превысил бы расчетный примерно в трое – бедняжка просто сгорит! Дело в том, что сис тема зажигания должна спокойно работать в широком диапазоне напряжения питания, которое может зна чительно пониж аться – например, при пуске мотора. И если вместо 14 В останется 8, энергия искры заметно уменьшаться не должна. Поэтому комму таторы «восьмерок» не просто заменяют механический прерыва тель полупроводниковым, а еще и думают, плавно наращивая ток разрыва по сигналу датчика Холла до опреде ленного фиксированного уровня. Какого? А вот здесь и мож ет возникну ть та самая разница, которую мы хотим поймать! На практике токи разрыва в разных коммутаторах отличаются на десятки процентов! Интересно, как на это отреагирует живой двигатель? Неужели емувсе это безразлично: мол, искра проскочила – и ладно... Для экспертизы с толичные прилавки предложили нам десять комму таторов – российских, украинских и немецких. Разброс цен фантас тический: от 180 до 1675 ру б.! Внешний вид – по большей час ти у богий: похоже, коммутаторы уже перекочевали в разряд расходников, вмес те сг айками и хомутами. Явно выделяетс я симпатичный «Беру» – так за него и выложили с только, сколько за ос тальных, вмес те взятых. Но пус ть свое мнение выскажет двиг атель – карбюраторный ВАЗ-21083.Таблица 3. НАПРЯЖЕНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ИСКРООБРАЗОВАНИЯ № Коммутатор 123456789 10 ВТН 0729.3734 АТЭ 76.3734 АТЭ 76.3734 РВТ-GF30 ВТН 0529.3734 ВТН 3620.3734 ВТН 3640.3734 BERU ZM 010 HUCO 13.8090 KAE ВТН 761.3734 Напряжение прекращения искрообразования на режиме 50 Н . м при 2000 об/мин, В 6,4 6,7 5,9 6,4 6,5 6,5 7,1 7,8 8,4 7,5 Итоговый балл 4,2 3,7 5,0 4,2 4,0 4,0 3,1 2,0 1,0 2,4Таблица 4. ОБЩИЕ ИТОГИ ИСПЫТАНИЙ КОММУТАТОРОВ № Коммутатор Виды испытаний и весовые коэффициенты моторный пониж енное напряжение цикл напряжение прекращения питания работы 0,6 0,2 0,2 5,0 4,1 3,5 3,5 2,5 2,1 2,3 2,2 2,8 1,0 4,8 4,3 4,7 4,6 4,8 5,0 3,8 4,2 1,0 4,6 4,2 3,7 5,0 4,2 4,0 4,0 3,1 2,0 1,0 2,4 ИтогоСЧИТАЕМ БАЛЛЫПрограмма испытаний и основные термины приведены в «Нашей справке». Каж дый из трех основных этапов увенчан таблицей результа тов. Поскольку эталон поведения коммутатора в данном с лучае никакими с тандартами не задан, все 10 изде лий сопос тавляли друг с другом. В ка честве отправной точки взяли параметры одного из комму таторов, выбранного с лучайно: конкретно – № 2. Итоги сведены в табл. 4.1 23456789 10ВТН 0729.3734 АТЭ 76.3734 АТЭ 76.3734 РВТ-GF30 ВТН 0529.3734 ВТН 3620.3734 ВТН 3640.3734 BERU ZM 010 HUCO 13.8090 КАЕ ВТН 761.37344,8 4,06 4,04 3,86 3,26 3,06 2,76 2,56 2,08 2,0БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕХотя обошлось без брака, в целом экспертиза расстроила. Фактически она вновь подтвердила, что ни цена товара, ни его внешний вид, ни торговая марка не г арантируют достойное ка чество. Пример –изделия фирмы-победите ля: образец той же компании... занял пос леднее мес то! Да ив середине таблицы – «те же лица». А ведь ре чь идет о простеньком товаре, который «клепают» миллионами – и очень давно.6-е место ВТН 3640.3734, Украина5-е место ВТН 3620.3734, Украина4-е место ВТН 0529.3734, Украина3-е место АТЭ 76.3734 РВТ-GF30, РоссияОриентировочная цена – 260 руб. Невзрачный на вид, этот комм утатор оказалс я лучшим при с тупенчатом снижении напряжения бортсети – с ним средний крутящий момент двиг ателя был наивысшим. А вот моторный цикл перенес неважно – второе место от конца. Лучше других переносит пониженное напряжение питания. Неважные моторные показа тели, отсутствие упаковки.Ориентировочная цена – 260 руб. Родственник № 6 явно имее тс хожую электронную на чинку – этот коммутатор тоже хорошо с ебя проявил при пониж енном напряжении питания. А в ходе моторного тес та обосновался вс ередине таблицы, что и позволило поднятьс я на с тупеньку выше. Неплохо работает при пониженном питании. Нет упаковки.Ориентировочная цена – 275 руб. Снова представитель В ТН, но у же в ином обли чье. Второе мес то при испытаниях на предельное напряжение питания: сохранял работоспособность даже при 6,4 В. Четвертое место – в моторном цикле. В общем же – результат немногим выше среднего уровня. Неплохой «многоборец». Отсутствие упаковки.Ориентировочная цена – 380 руб. С этим изделием мотор выдал самый значительный момент. По восприятию пониженного напряжения питания – чемпион: б удет работать до 5,9 В! В общем, вс е очень пристойно, но отсутствие упаковки для столичного предприятия – моветон. Лучше вс ех переносит низкое напряжение в бортсети. Дороговато. И где упаковка? За рулем 10/2007 255 ЭКСПЕРТИЗА КОММУТАТОРЫ ВАЗ-2108На правах рекламы2-еместо АТЭ76.3734, Россия1-еместо ВТН0729.3734, УкраинаОриентировочная цена – 180 руб. Потехническим показателям – одно из лучших изделий, а по экономичности – чемпион. Цена – самая привлекательная из всех! Низкое напряжение питания недолюбливает, но в целом – очень достойное изделие. Еще бы упаковку фирменную… Самая низкая цена и отменная совокупность параметров. Отсутствие упаковки.Ориентировочная цена – 290 руб. Единственное изделие от ВТН, продаваемое в упаковке, в итоге оказалось абсолютным лидером. Победа в моторном цикле, хорошие результаты при пониженном напряжении – в общем, уверенное первое место. Наконец-то внешний вид соответствует техническим характеристикам. Цена завышена: серебряный призер гораздо дешевле.Можно, конечно, сказать, что «эпоха междуцарствия» закончилась, а потому не стоит драматизировать. Только деНАША СПРАВКАло-то не в «диктаторах-коммутаторах», а в тех, кто их порождает. Вряд ли они переродятся с приходом нового «царя»!ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ КОММУТАТОРОВ1. Замер параметров двигателя при его работе с различными коммутаторами при напряжении в бортовой сети 14,2 В. 2. Замер крутящего момента двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин и ступенчатом понижении напряжения в бортовой сети вплоть до полного прекращения работы. 3. Замер напряжения полного прекращения работы двигателя на фиксированном режиме.ТЕРМИНОЛОГИЯПараметр мощности – среднее изменение мощности на всех замеренных точках внешней скоростной характеристики по отношению кбазовому комплекту. Параметр экономичности – среднее изменение удельного расхода топлива на всехзамеренных точках нагрузочных характеристик по отношению к базовому комплекту. Параметры токсичности – средние изменения содержания токсических компонентов по отношению к базовому на всех точках нагрузочных характеристик. Усредненный моторный показатель – взвешенная сумма параметров мощности и экономичности с весовыми коэффициентами: 0,3 – для мощности и 0,7 – для экономичности. Усредненный показатель токсичности – взвешенная сумма параметров токсичности по четырем компонентам. Усредненный комплексныйпоказатель – взвешенная сумма усредненного моторного показателя и усредненного показателя токсичности с весовыми коэффициентами: 0,7 и 0,3 соответственно.