192
193
194
195
ГРУЗОВИКИSCANIA P380 CB8x4EHZКарьерная формулаВ Россию поставляют самосвалы «Скания-Р380» на трех- и четырехосных шасси. С четырехосником познакомился Юрий Нечетов. Фото: Константин Якубов.х, страшно! Когда длинный четырехосный автомобиль выдвинул кабину над пропастью 40-процентного спуска, и потом, качнувшись, она провалилась вниз, сердце замерло гдето у самого горла! Да-да, все знаю про коэффициенты трения и синус угла наклона, про тормоза, ABS и «ползучую» передачу. Знаю, что теоретически эту махину можно удержать на спуске – но когда пятнадцать тонн железа буквально давят тебе на спину, норовя сорваться вниз, все равно страшно… К счастью, в реальной жизни таких акробатических этюдов от этой машины обычно не требуется. Двух-, трех- и четырехосные шасси «Скания» с компактными кабинами серии РУБлокировка всех трех дифференциалов ведущей задней тележки улучшает проходимость в карьере.192 За рулем 10/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ SCANIA P380 CB8х4EHZ Общие данные Размеры, мм: длина..................................................9250 ширина...............................................2510 высота...................................3300 (3030*) база...............................1940+2760+1445 колея спереди/сзади................2110/1830 дорожный просвет..............................287 Снаряженная масса, кг...................15 000 Полная масса, кг.............................48 000 Объем кузова, м з............................18–21 Максим. скорость, км/ч....................89** Топливо/запас топлива, л..............ДТ/500 Конструкция......................рамнонесущая Двигатель: ТД DC11 09 380, Р6, 10,6 л, 280 кВт/380 л.с. при 1900 об/мин, 1800Н . м при 1100–1300 об/мин, ЕвроIII, расположен спереди продольно Трансмиссия: заднеприводная, М9 GR900/GR905, блокировки межколесные и межосевая Ходоваячасть: подвеска – зависимая рессорная; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза – моторный, пневматические барабанные; шины спереди – 385/65R22,5, сзади – 315/80R22,5*Высота по кабине. **Ограничена электроникой.Пол кабины, установленной на высоком шасси, поднят от земли на 1,4 м. У водительского сиденья множество регулировок.Алгоритм переключения «двухэтажный» Н-образный. Внизу – курок делителя нижнего и верхнего рядов коробки.Изогнутая передняя панель развернута к водителю. На руле – клавиши управления круиз-контролем и маршрутным компьютером.предназначены для самых прозаических нужд: городских и региональных перевозок, строительных и коммунальных работ, монтажа специальных кузовов и оборудования. На нашем самосвале самая короткая и низкая «дневная» кабина СР14 – двухместная, без спальника, разделенная посередине почти полуметровым кожухом моторного отсека. Водительское сиденье на пневмоподвеске снабжено множеством настроек, еще пара регулировок и пневмофиксатор у рулевой колонки. Оснащение достаточное, но без излишеств: есть круиз-контроль, бортовой компьютер, однодневный тахограф VDO, аудиоподготовка, обогрев кресла и зеркал, люк. А вот кондиционера и электроприводов нет. Все особенности исполнения самосвала зашифрованы в индексе P380 CB8x4EHZ. Здесь С обозначает шасси строительного класса с грузовой адаптацией В. Колесная формула 8х4На правах рекламыЗа рулем 10/2007 193 ГРУЗОВИКИSCANIA P380 CB8x4EHZЭргономика продумана до мелочей – откинутая облицовка радиатора превращается в подножку. Щуп длиной в рост человека позволяет проверить уровень масла в двигателе, не откидывая кабину.предусматривает две управляемые и две ведущие оси с блокировками. Буква Е говорит о подготовке к сверхтяжелым условиям эксплуатации, Н соответствует высокому шасси, а Z – рессорной подвеске. У дорожных машин низкая или нормальная высота рамы, у самосвалов, для которых важна геометрическая проходимость, рама, как правило, высокая. Серия Р380 оснащена рядной «шестеркой» DC11 09 объемом 11 ли мощностью 380 л.с. Этот двигатель располагается в середине линейки и сочетает достаточно высокую мощность с неплохой экономичностью. Агрегат вполне современный – с турбонаддувом, интеркулером и четырьмя клапанами на цилиндр, но соответствует только нормам Евро III. Есть еще один мощностной показатель – мотор поглощает до 296 л.с. в режиме торможения, который активируется клавишейна панели и затем включается при касании педали тормоза. Девятиступенчатая коробка передач GR905 фактически состоит из соединенных последовательно обычной двухвальной четырехступенчатой коробки и планетарной двухступенчатой. В результате получилось восемь передач, которые благодаря делителю расположены по четыре в «два этажа» с привычной Н-образной схемой переключения. Плюс еще задняя и «ползучая» передача с высоким передаточным отношением. Четкость переключения и избирательность привода – как у хорошей легковой машины. Коротенький рычаг формой напоминает рукоятку пистолета и так же удобно ложится в руку. Порожняя машина легко трогается ис третьей, и с четвертой передачи, дальше их можно отщелкивать через одну. При этом в кабине потрясающе тихо, даже на предельных, ограниченных электроникойКабина поднимается ручным гидронасосом, а чтобы водитель не забыл откинуть переднюю облицовку (иначе она будет повреждена) рукоятка насоса спрятана именно под ней. Для пыльных дорог воздухозаборник двигателя может быть перенесен из-под бампера на заднюю стенку кабины.194 За рулем 10/2007 89 км/ч можно разговаривать шепотом! Самосвальное оборудование голландской компании «Хива» приводится в действие от коробки отбора мощности EG651. Громадный кузов длиной 6,4 ми объемом около двух десятков кубометров прикреплен к подрамнику толщиной 200 мм, который, в свою очередь, лежит на раме высотой 270 мм. Чтобы выдерживать удары при погрузке, например, скальной породы, пол кузова выполнен из стального листа толщиной 8 мм, борта на пару миллиметров тоньше. Позади козырька установлен сматываемый в рулон тент, а снизу подводят выхлопные газы, чтобы сыпучие грузы не примерзали. Если раньше гарантийные и сервисные обязательства делились между производителями шасси и надстройки, то теперь «Скания» отвечает за весь автомобиль – владельцу это значительно упрощает жизнь. Грузоподъемность четырехосника более чем серьезная –33 т! Полная же масса лишь пару тонн не дотягивает до полусотни, при этом на передние управляемые оси приходится по 9 т, а на задние ведущие – по 15 т. Так что передвигаться с максимальной нагрузкой машине можно лишь по закрытым трассам, в карьерах, а на дорогах общегопользования придется учитывать ограничения по осевой нагрузке. В России такой тяжеловес обойдется в 4,88 млн. руб., более легкая трехосная модификация грузоподъемностью 23,5 т дешевле – 4,34 млн. руб. …Пока мы с самосвалом позировали в карьере, легкийдождик подмочил выезд. Начали выбираться – не тут-то было, буксуем. Ну, это не проблема – две клавиши активизировали межколесные и межосевую блокировки задней тележки и, прогрызая глубокую колею, «Скания» двинулась наверх.Младшая сестра четырехосной модели – трехосная «Скания-P380» может принять в кузов 23,5т груза; ее полная масса – 39 т.На правах рекламыЗа рулем 10/2007 195