422
423
424
425
РЕТРОИСТОРИЯ ВАЗ-2101Внешне ФИАТ-124 отличали от ВАЗ-2101 лишь детали. Под кузовом изменений было больше.«Копейка» и миллионыПочти 40 лет назад, в 1968-м «За рулем» объявил конкурс на имя нового ав томобиля. Как модель стала второй по массовости в мире, рассказывает Сергей Канунников.ВАЗ-2101 «Новорож ец»... Не нравитс я? Может, лучше – «Ка тюша» или ВИЛ-100 (в честь 100-летия Ленина – поясняем д ля поколения, не отме чавшего такой праздник). Тоже не очень? Тогда «Аргамак»? Или «Директивец»? За 80 лет ис тории «За рулем» такой наплыв пис ем за с толь короткий срок с лучался не часто. Почти 50 тыс яч чита телей откликнулись на призыв пред ложить имя первенцу Волжского ав тозавода (ЗР, 2007, № 9). В СССР на чиналась ав томобильная революция – заводов подобного масштаба вс тране еще не было. Но, коне чно, никто не предполаг ал, что прототип советской машины – ита льянский ФИАТ-124 и его прямые потомки побьют рекорд массовости легендарного «Форда-Т» и вплотную приблизятся к «Фольксвагену-Жук». Инициатива пос троить огромный завод исходила с самого верха – идею продвигал предс едатель Совета минис тров СССР А.Н. Косыгин и под держивал г енеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.Дизайн «ФИАТ-124 Спечиаль» итальянцы разрабатывали одновременно с доводкой стилистики ВАЗ2103, так что сходство не случайно.422 За рулем 10/2007 Он, как извес тно, любил ав томобили, но, конечно, не это поб удило затеять грандиозный проект. Граж дане СССР накапливали все больше средств, а потребительский рынок ос тавался довольно ску дным и по ассортименту, и по качеству товаров. Продуктом, на который можно было потратить большие деньги, мог с тать массовый автомобиль. А пока вс е легковые заводы страны вместе не строили столько машин, сколько планирова ли выпуска ть на ВАЗе. Да и экспортные позиции СССР , который все больше тра тил не только на оборону , но и на импорт, требова лось хоть как- то улучшить. Без лишней ог ласки ав томобильное министерство во г лаве с А.М. Тарасовым принялось иска ть инос транного партнера. На помощь пришел даж е... КГБ. Так, по крайней мере, много позже утверждал Леонид Колосов – в 1966-м спецкор «Известий» в Италии, а по совмес тительству сотрудник комитета гос безопасности. Д ля начала он повез на ФИАТ обласканную советской властью, в 1960-х уже очень пожилую писательницу Мариэтту Шагинян. Дама, известная тяжелым характером, к изумлению окру жающих нашла общий язык с генеральным директором концерна Витторио Валеттой. Когда в Ита лии началась всеобщая забастовка, Валетта вышел к рабочим именно с «Извес тиями», г де опу бликовали очерк Шагинян. Она красочно расписывала социа льные благ а, предос тавляемые своим сотру дникам туринским концерном. Но центром очерка с тала ис тория, как во время войны жизнь Ва летте, которого партизаны пыта лись расс трелять за работу на фашис тский режим, спас Луиджи Лонго – с 1964-го г енеральный секретарь ЦК компартии Италии. Насколько рабочих ФИАТа рас трогал очерк Шагинян – судить сложно, но забас товку они не поддержали. Впрочем, г лавное дос тижение корреспондента гос ударственной безопасности в том, что некие высокопос тавленные ита льянцы пов лияли на Ва летту, убедив его снизить проценты по кредитам для СССР. По сравнению с первона чальной с уммой Советский Союз сэкономил 40 млн. долларов – по тем временам колоссальные деньги. ФИАТ-124, признанный в 1966-м автомобилем года, с точки зрения техники, в общем-то, не был откровением. Нема ло специалистов ис егодня с читают, что с тоило поискать более прогрессивную, конс труктивно перспективную модель. Но расс уждать об этом через 40 лет можно лишь отвлеченно – победителей не судят. «Жигули»Один из вариантов модернизации «копейки» ( дизайнер В. Антипин). Таким мог стать ВАЗ-2105.«ФИАТ-131 Мирафиори» выпускали на одноименном новом заводе с 1974 года. Что-то напоминает, не правда ли?Более половины всех польских ФИАТ-125Р продали за границей.За рулем 10/2007 423 РЕТРОИСТОРИЯ ВАЗ-2101Испанский вариант «копейки» – СЕАТ-124.перевернули жизнь с траны, с делали ав томобиль дос тупным миллионам, да ли импульс к развитию других отраслей промышленности – под с тандарты ВАЗ пришлось пересматривать даж е некоторые Г ОСТы. В общем, читатели «За рулем» на ру беже ХХI века признали «копейку» российским Автомобилем столетия вполне заслуженно. Впрочем, ФИАТ дейс твительно с тал удачным компромиссом – вполне приличный 60-сильный мотор, неплоха я вмес тимость (правда, за с чет не очень привычной посадки с сильно поднятым рулем и согнутыми ног ами), прос тота и технологичность конс трукции. Лицензию купили на три модели – те, что в СССР стали называться ВАЗ-2101, 2102 и 2103. Пос ле жестких испытаний ФИАТ совместно с итальянцами заметно передела ли. Двиг атель получил верхний распредва л, изменились диаметр и ход поршня (рабочий объем фактически ос тался прежним). Усилили подвеску, сцепление, коробку переда ч. Задние тормоза вместо дисковых сделали барабанными – более дешевыми и лучше защищенными от грязи. Так родилс я ВАЗ2101, получивший имя «Жигули». ФИАТ-124 прижился не только в СССР. Его прямые и «двоюродные» потомки еще долго с ходили с конвейера и на родине, в Италии. В 1967-м с тартовал ФИАТ-125, очень близкий к модели 124, но с 90-сильным дв ухвальным мотором и рессорной подвеской с зади. О дновременно появился «ФИАТ-124 Спе чиаль» с 70-сильнымверхневальным агрегатом. На эту машину похожа наша « трешка», хотя по первоначальным замыслам итальянцев третья модель ВАЗ должна была выг лядеть как ФИАТ-125. Версии дв ухвального мотора ставили на ФИАТ-124 «Спорт Спайдер» и «Купе» с кузовами «Пининфарина». Их, правда, считать прямыми потомками у тилитарного 124-го вс е же нельзя. В Ита лии эту модель выпуска ли до 1974 года. На смену прише л ФИАТ-131 «Мирафиори», очень близкий предшес твеннику концеп-туально. Важнейшие отли чия, помимо дизайна, – барабанные тормоза с зади и передняя подвеска типа «Мак-Ф ерсон». Кстати, ВАЗ-2105, с тартовавший в 1980-м, здорово похож на 131-й. В Ита лии эту модель ( четырех- и дв ухдверные с еданы, а также пятидверный универса л) строили до 1983-го с бензиновыми моторами мощностью 65 и 75 л.с., а с 1981-го ис дизелями – 60- и 72-сильными. Со второй половины 1960- х ФИАТ-124 и его модификации начали шествие по ми-ФИАТ-124 и его потомки разошлись тиражом 21 млн. штук, побив рекорд «Форда-Т». Есть шанс опередить даже «Фольксваген-Жук». Ведь история «жигулей» еще не закончилась!На Кубе по сей день немало такси, переделанных мес тными умельцами из «копеек».424 За рулем 10/2007 ру. Коне чно ж е, 124-й и ана лог моде ли «124 Спечиаль» под индексом 1430 делали в Испании – фирма СЕАТ в те годы принадлежала ФИАТу. Лицензию на модель 125 купила Польша. «Польский ФИАТ-125Р» выпускали до 1980-го, до 1991-го дела ли «Полонез». Правда, он унас ледовал от 125-го лишь некоторые агрегаты и узлы. В Турции строили «Тофаш-Мюрат-124», а затем – «С ерче», «Шахин», «Дог ан», универсал «Карталь». Машины у же на основе ФИАТ-131 выпускали до с ередины 1990-х. В меньших коли чествах ФИАТы производили в Аргентине, Южной Корее под маркой КИА, Индии («Премьер-118»), даж ев Болгарии. Здесь, кс тати, в выпуске учас твовала фирма «Ба лканкар», чьи электрокары и погрузчики памятны вс ем пос ещавшим некогда овощные базы. Сегодня из потомков ФИАТ-124 выпускают лишь российские ВАЗ-2104–2107. А сколько же вс е-таки их разошлось по миру? Точные данные по Корее, Арг ентине, Турции найти сложно. Но там машин сдела-ли относительно немного. В СССР и России выпустили более 15 миллионов «жиг улей» (из них 2,7 м лн. «копеек» и больше вс его – около 4м лн. – «шес терок»). В Ита лии изготовили около 1,5 м лн. ФИАТ-124, 0,6 м лн. «125-х», более 1,5 м лн. «131- х». Около 1,5 млн. машин выпус тили в Польше («полонезы» – не вс чет). Примерно 900 тыс яч СЕАТов моделей 124 и 1430 построили в Испании. Ос тальные предприятия, пов торю, внесли более скромную лепту. Тем не менее рекорд «Форда- Т» – чу ть больше 15 миллионов экземпляров – побит! К показателям «Фольксвагена-Жук» (21,5 млн. экземпляров, произведенных по вс ему миру – от Германии до Мексики) ФИАТ, «Жиг ули» и прочие бра тья чис ленностью в 21 м лн. (!) приблизились вплотную. Вдумайтесь, «Жигули» – один из самых массовых ав томобилей за всю ис торию! Не в обиду « Тойоте» и «Фольксвагену»; их «короллы» и «гольфы» – не в счет: ведь автомобили ранних поколений роднит с нынешними лишь имя. Название «Жиг ули», пус ть не с лишком благозвучное (особенно для западноевро-ПРИМЕРНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ФИАТ-124 И ЕГО ПОТОМКОВМодель ФИАТ-124 ФИАТ-125 ФИАТ-131 «Польский ФИАТ-125» СЕАТ-124/1430 «Жигули» ВАЗ-2101–2107 Всего Годы Кол-во выпуска автомобилей, млн. шт. 1966–1974 1967–1972 1974–1985 1967–1991 1968–1970 1966–н.в. 1,5 0,6 1,5 1,5 0,9 15 21пейцев), все-таки лучше, неж ели «Новорожец» или «Аванг ард». Но правы оказа лись те, кто выбра л имя «Лада». Именно под этим названием нашего рекордсмена хорошо знали за пределами страны (некогда на экспорт в год уходили до 100 тысяч «жигулей» и «нив»!), а потом оно с тало популярней и дома. Впрочем, машины классической компоновки до сих пор несут на кузове таблички с именем, данным почти 40 лет назад, увели чивая и без того рекордные показатели, отсчет которых на чался с довольно банального ФИАТ-124.В 2000 году читатели «За рулем» вполне зас луженно признали «копейку» ВАЗ-2101 Автомобилем столетия. За рулем 10/2007 425