102
103
104
105
106
107
108
110
АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC TYPE R, MAZDA 3 MPSHONDA CIVIC TYPE R2,0 л, 201 л.с., 6-ступенчатая механическая коробка передач, $37800.Нагретые докраснаДинамичные хэтчбеки всегда в моде. Нынче одна из самых броских машин – «Хонда-Сивик» восьмого поколения в наиболее мощной модификации «Тайп R». Что она готова противопоставить «Мазде-3 MPS»? Выясняет Михаил Гзовский. Фото: Александр Кульнев.102 За рулем 10/2007 MAZDA 3 MPS2,3 л, 260 л.с., 6-ступенчатая механическая коробка передач, $32700.Философия горячих хэтчбеков незамысловата, но оттого и притягательна: много адреналина за умеренные деньги – вот чего жаждут молодые и молодящиеся водители! «Сивик Тайп R» пережил несколько смен поколений, сумел создать вокруг себя определенный ореол и собрать поклонников атмосферных двигателей. «Мазда-3 MPS» – по сути, первый подобный опыт фирмы (по крайней мере,в Европе). Но какой! Под капот поместили 2,3-литровый турбомотор мощностью 260 л.с., на 59 сил больше, чем у «Хонды» – при этом «Мазда» на пять тысяч долларов дешевле.МОТОЦИКЛ О ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСАХЕзда на «Сивике» в первые минуты напомнила знакомую мелодию, воспроизводимую с меньшей скоростью. В оригинале мотор, кажется, играет октавой выше, ин-тервал между переключениями короче, ая не должен так отставать от других участников движения. Стоп! Те, кто постоянно вырываются вперед на светофорах – мотоциклисты! Мне довелось поездить на «Тайп R» и «сивиках VTi» прежних лет. Пожалуй, нынешняя машина напоминает двухколесный аппарат более всего, хоть и стала чуть тише и мягче предшественницы. Дело вдвигателе. «Хонда» упорно не признаетЗа рулем 10/2007 103 АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC TYPE R, MAZDA 3 MPSнездоровым по меркам рядового автомобиля максимумом оборотов. Главное – не расслабляться! Разгон настолько стремителен, что переключение на вторую легко прозевать, и тогда автомобиль недовольно задергается на ограничителе. Чтобы потяжелевший «Тайп R» не растерял скорости, передаточные числа коробки сближены. Хочешь быстрый разгон – изволь работать рычагом каждые парутройку секунд! И работаешь, причем судовольствием. Так и тянет лишний раз взяться за массивный металлический шарик и четким коротким движением отправить его в лузу нужной передачи. И пусть создатели с гордостью заявляют, что до 90% крутящего момента доступны уже при 2500 об/мин – на таких оборотах «Сивик» вести не хочется! Когда в ваших руках такая машина, вы не сможете сказать: «Я поеду в кино». Вы обязательно добавите: «...на Тайп R». «Хонда» диктует с какой скоростью ив какой манере ехать. В «Тайп R» будто зашита программа: поворот под 60° пройти с такой-то скоростью, на такой-то передаче ис таким углом поворота рулевого колеса. Машина – как воспитанник строгой японской семьи. Если вы пожелаете сделать все по-своему, «Сивик» будет до последнего, не подавая вида кренами, держаться за дорожное полотно, но в итоге терпениенаддува и который год оттачивает 2-литровый «атмосферник». По сравнению с машиной седьмого поколения мощность возросла всего на одну силу, но это не единственное изменение. Кое-кто скривится, услышав про электронную дроссельную заслонку. Но «Хонда» тут же парирует – зато маховик отлит из легкого хромомолибденового сплава, а значит и отклик на педаль газа быстрее. Радикально перенастроили «мозги». Отныне двигатель выкручивается до 7800 об/мин вместо прежних 7400. На деле это выглядит так: стрелка тахометра подскакивает к 5000 об/мин, вы бросаете сцепление, и «Хонда» устремляется вперед, пугаяГлавный враг «Тайп R» – короткие асфальтовые волны. На некоторых машина отрывает колеса от дороги.HONDA CIVICВосьмое поколение модели представили в 2005 году. В России продают седан японского производства и английский 5-дверный хэтчбек с единственным вариантом двигателя (1,8 л), а также 3-дверный «Тайп R». Двигатели: бензиновые, 1,8; 2,0 л (140; 201 л.с.). Коробки передач: 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая автоматическая. Комплектации: Comfort, Elegance, Executive, Type R. Цена: $19 900–38 100.Трехдверный «Сивик» – обладатель, пожалуй, самой органичной внешности вмодельном ряду.104 За рулем 10/2007 На первый взгляд – обычная «трешка»-хэтчбек. MPS выдает черная дыра воздухозаборника и едва умещающиеся в нишах 18-дюймовые колеса. Одну из самых мощных машин в классе можно вычислить по выпускной трубе большого диаметра.MAZDA 3Дебютировала осенью 2003 года, в России с 2004-го (ЗР, 2004, № 6). Продают в вариантах седан и хэтчбек. Двигатели: бензиновые, 1,6–2,3 л (105–260 л.с.). Коробки передач: 5-, 6-ступенчатые механические, 4-ступенчатая автоматическая. Комплектации: Base, Touring, Sport, MPS. Цена: $18 500–32 700.КИСЛОРОДНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ«Переключайся вверх, она на низах поедет лучше», – к многоопытному коллеге яприслушиваюсь. Как это не похоже на те ощущения, что дарит «Хонда»! Представьте: вам нужно пройти серпантин максимально быстро. Имея дело с большинством бензиновых моторов, вы будете держать 4000–6000 об/мин, дабы получить максимум мощности. Но турбомотор «Мазды-3 MPS» начинает «везти» с 1500 об/мин и, как многие подобные агрегаты, увядает к 5500 об/мин. Именно поэтому на горной дороге возникают столь странные ощущения. Едем быстро, под правой ногой колоссальный запас мощности, а мотора в салоне практически не слышно – вместо привычной второй вы давно переключились на третью! «Мазда-3 MPS» – антипод «Сивика Тайп R». Вместо жужжания двигателя, выходяЗа рулем 10/2007 105лопнет – и он безжалостно выкинет вас страссы, не позволив оперативно откорректировать траекторию. Похожая картина ив салоне. Да, он практичен благодаря просторным задним местам, удобному механизму раскладывания сидений и большому багажнику. Но высоко посаженные, беспощадно узкие сиденья говорят: здесь место человеку гоночной комплекции – субтильному, среднего роста или ниже. Не отправишься на «Сивике» и в дальнюю поездку: уже через паручасов езды из кресла вылезаешь со вздохом облегчения, боками вспоминая болтанку, которой «Тайп R» угостил на российском шоссе. Эта машина в первую очередь для любителей погонять по хорошим дорогам погожим летним вечером, упиваясь мотоциклетным ревом мотора и не обращая внимания на жесткую подвеску и посредственную обзорность. Ближе кночи «Тайп R» вернется в гараж. А утром хозяин поедет на работу – вероятно, уже вдругом, более комфортабельном автомобиле. АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC TYPE R, MAZDA 3 MPSКаких только эпитетов не удостоился этот интерьер: космический, футуристический, эпатажный…Общая оценка8,1HONDA CIVIC TYPE R – четырехколесный мотоцикл, жесткий, бескомпромиссный, заставляющий водителя ежесекундно чувствовать себя спортсменом.Низкая плавность хода, неважный обзор в салонное зеркало, чрезмерно высокая посадка, критически малый просвет, отсутствие запаски.Фантастический высокооборотный мотор, точные тормоза и привод коробки передач, азартная управляемость, эффективная климатическая установка, большой багажник, удобно раскладывающееся заднее сиденье. Для восприятия водителем три источника информации – не подарок.Высоким водителям будет не хватать диапазона регулировки кресла по высоте.Сзади более чем достаточно места двоим средней комплекции, а широкий дверной проем облегчает посадку и выход.щего на максимум оборотов, – тишина. Вместо тесных «ковшей» – комфортные кресла «со спортивным уклоном»: то ли самолетные из бизнес-класса, то ли массажные. Вместо стремительного трехдверного кузова – практичная пятидверка.Однако чтобы совладать с MPS, нужно время. Автомобиль обладает весьма интересным, но своенравным характером. Впервую очередь это касается тандема двигатель – коробка передач. И дело даже не в том, что избирательность короб-ки здесь чуть хуже. Как ни странно, использовать крутящий момент, превосходящий «хондовский» вдвое, поначалу непросто: необходимо выбрать передачу, точно попав в промежуток от 3000 до 5000 об/мин. В «Хонде» было полегче –106 За рулем 10/2007 В интерьере приметны разве что стальные накладки на педали и удобная площадка для левой ноги.Общая оценка8,1MAZDA 3 MPS – сочетание практичности и бешеного темперамента. Возможности мотора заставляют быть начеку, особенно на мокром покрытии.Требует использовать бензин АИ-98, невысокая плавность хода, малый дорожный просвет, малая энергоемкость подвески. Лишний раз свериться с такими приборами – в удовольствие.Великолепный тяговитый и эластичный мотор, низкий уровень шума, просторный салон, спокойное поведение в критических режимах, лучшее в классе сочетание цены и лошадиных сил.Удобства и простора на заднем диване MPS не меньше, чем в базовой машине. Разве что трясет здесь гораздо ощутимее.Спортивный вид сидений не мешает им быть вполне удобными для длительных поездок.главное, не давать оборотам падать, а уж вспыхивающие одна за другой красные бусинки на панели подскажут, когда перещелкнуть рычаг. И все же MPS безудержно быстра! Машина буксует даже при переходе с первой на вторую и уно-сится вперед под характерное шипение агрегата наддува. У MPS есть изюминка – самоблокирующийся передний дифференциал. При пробуксовке одного из колес он перебрасывает до 66% момента на второе. Оттогои трогаться на скользком покрытии проще, и экстремальное вождение дается лучше. Дифференциал словно доворачивает автомобиль в сторону виража, придает цепкости. В чем-то «трешка» менее требовательна, нежели «Сивик»: зашел вЗа рулем 10/2007 107 АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC TYPE R, MAZDA 3 MPSПол багажника в «Мазде» выше, зато под ним есть «докатка», столь полезная в наших условиях.Багажник «Сивика» – большой, удобной конфигурации, с подполом, где у других машин запаска.поворот быстрее, чем требуется – позволит выйти из щекотливой ситуации, отработав рулем. Но в иных случаях прощения не ждите. Например, на выходе из «шпильки», там, где «Хонда» уже разрешает вжать педаль в пол, с «Маздой» стоит быть осторожнее: избыток энергии! Поток ньютон-метров готов сорвать колесав букс. Похоже, преимущество в 59 л.с. иногда оборачивается недостатком... Город реагирует на «Мазду» гораздо спокойнее, нежели на «Хонду». Спокойнее и я. Во многом благодаря тому, что в салоне MPS чувствую себя почти как в обычной «трешке», разве что ход машины заметно жестче. Если разумно использовать потен-циал мотора, «Мазда» сможет стать единственным автомобилем в семье. Но от хороших дорог лучше далеко не уезжать. «Задача этой машины – заставить сердца биться чаще», – убеждает прессрелиз «Хонды». Ему вторит «Мазда»: «Испытайте мощный прилив адреналина вместе сMPS». И действительно, трудноРАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ммМодельHONDA CIVIC TYPE RMAZDA 3 MPSL1 L2 H11901200 H1 H2 B1 B2 L3min/max B3min H3 H4 Vбаг., л392330940–1135915–1115 645–890600–845 10151030 950970 13801390 13051347 855–1615835–1570 10501017 560452 985795108 За рулем 10/2007 АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC TYPE R, MAZDA 3 MPS ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙМодельHONDA CIVIC MAZDA 3 TYPE RMPSРабочее место водителя Сиденье99 Органы управления98 Обзор78 Салон Передняя часть88 Задняя часть88 Багажник98 Ходовые качества Динамика1010 Тормоза108 Поведение на дороге99 Комфорт Шум89 Плавность хода67 Климат98 Приспособленность к России Геометрическая проходимость67 Сервис78 Эксплуатация67 Общая оценка8,18,1 Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин. Михаил Гзовский: «Сравнивать «ХондуТайп R» и «Мазду-3 MPS» все равно, что сопоставлять... хоккей и карате. Оба автомобиля эмоциональны, остры и быстры, но абсолютно не похожи».Общие данные Размеры, мм: длина/ ширина/ высота база колея спереди/ сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Масса снаряжен./ полная, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный/ городской/ смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н .м Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа: I/ II/ III/ IV/V/VI/ з.х. Главная пара Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин*Для I-IV передач. **V, VI передач.HONDA CIVIC TYPE RMAZDA 3 MPS 4276/1785/14454435/1765/1465 26352640 1506/15301535/1525 485290 5,95,7 1267/17001408/1910 6,66,1 235250 АИ-95/50АИ-98/55 7,0/12,7/9,17,5/13,5/9,7 спереди поперечноспереди поперечно Р4/16Р4/16 19982261 11,09,5 148/201 при 7800 об/мин191/260 при 5500 об/мин 193 при 5600 об/мин380 при 3000 об/мин переднеприводнаяпереднеприводная М6М6 3,26/2,13/1,51/1,15/0,92/0,73/3,583,53/2,23/1,53/1,17/1,08/0,85/3,83 5,063,94*/3,35**типа «Мак-Ферсон»типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балкамногорычажная реечное с электроусилителемреечное с гидроусилителем дисковые вентилируемыедисковые вентилируемые дисковыедисковые 225/40/R18215/45R18РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг (%): переднюю заднюю Дорожный просвет, ммДинамические качества Разгон, с:13411452 852(63,5)913(62,8) 489(36,5)539(37,2) 110132сохранить спокойствие при одном виде этих ярких, нагретых докрасна хэтчбеков; садясь за руль, вы едва справляетесь с волнением; ауж утопив педаль газа, чувствуете, как ритм сердца учащается в такт с ростом оборотов! Эмоций будет еще много и хватит их надолго. Главное, чтобы они не захлестнули вас при выборе автомобиля. Автомобили предоставлены: Honda CivicType R – представительством «ХОНДАМОТОР», Mazda 3 MPS – представительством «МАЗДА МОТОР».Эластичность Время разгона, с:60–100 км/ч (IV) 80–120 км/ч (V) 120–50 км/ч 50–0 км/чВыбег, м:7,64,9 9,95,8 15801554 696707 38,840,0 9,99,6тормозной путь, м замедление, м/с 2Торможение со 100 км/ч:110 За рулем 10/2007