204
205
206
208
ГРУЗОВИКИМОДИФИКАЦИИ «ГАЗЕЛИ»От печали до радостиГрузовая «Газель» отмечает тринадцатилетие. Что, кроме имени, сохранилось в современной полуторке от первоисточника, выяснял Алексей Липман. Фото: Георгий Ахадов.Оказалось, не так уж и много. Ведь тогда, в 1994 году грузовик проектировали «с миру по нитке» – основными мотивами были унификация и снижение стоимости. Сейчас заводу гораздо легче следовать запросам потребителя.ДОЛГОЖИТЕЛЬОтыскать машину из первых партий оказалось не так-то легко – развозной транспорт столько не живет. Подходящий экземпляр обнаружили лишь в музее ГАЗа – прототип оказался здесь после ресурсных испытаний длиной в три года и 270 тыс. км. Внешне старичок легко узнаваем, но с нынешних позиций выглядит архаично:простенькая пластмассовая решетка, белесый незатейливый бампер, серийные «газоновские» зеркала, фары от «Москвича». Удивила деревянная бортовая платформа – успели забыть, что иных в ту пору не делали! Возил все это хозяйство самый современный тогда шестнадцатиклапанный карбюраторный ЗМЗ-406, далекий от теперешних норм токсичности. Однако к началу серийного производства этот двигатель не поспел, а его место под капотом занял давно известный ЗМЗ-402. Конструкция знаменитого мотора ГАЗ-21, спроектированного еще в конце 1950-х, оказалась не столь плоха. Секрет в том, что длинноходный предок изначально предназначался для грузовика и обладал под-ходящей характеристикой. Но поначалу мотор пришелся не ко двору – высокая теплоотдача и крупный габарит, ухудшившие вентиляцию подкапотного пространства, провоцировали хронический перегрев, особенно в условиях мегаполисов. Кипящая «Газель» едва не стала приметой времени. Проблему частично решили, установив иной, более мощный радиатор и проделав дополнительные окна в бампере. Рядом с двигателем, на лонжероне, примостился «волговский» рулевой механизм, разумеется, безо всякого усилителя. Ничего, обходились – в предприниматели шел крепкий народ. На конвейер машина встала уже с металлической платформой и унифициро-204 За рулем 10/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель«ГАЗЕЛЬ» ГАЗ-3302 Год выпуска1994 2007 Общие данные Размеры автомобиля, мм: длина/ширина/ высота по кабине –5470/2098/5480/2095/ по тенту2120–25702120–2570 Размеры платформы, мм: длина/ширина/3056/1943/3090/1978/ высота бортов380400 Максимальная скорость, км/ч115130 ТопливоАИ-93АИ-92–93,неэтилир. Расход топлива, л/100 км: при 60/80 км/ч10,5/13,09,0/11,0 Двигатель ЗМЗ-4063ЗМЗ-40522 Р4/16, (Евро II) Р4/16, карбюраторный инжекторный Рабочий объем, смз 22872460 Степень сжатия9,3 Мощность, кВт/л. с. 72,2/9890,6/123 при об/мин 45005200 Крутящий момент, Н .м172176 при об/мин 35002000 Трансмиссия Главная передача 5,1254,556 Рулевое управление винт–винт– шариковаяшариковая гайкагайка с ГУР Передаточное отношение 23,0917,3 Число оборотов рулевого колеса5,83,4 Усилие на рулевом колесе, Н (кгс) 245 (25)60 (6) Размер шин175R16С (К-135)195R16Сванным с «Волгой» задним мостом типа «Спайсер». В литой картер редуктора запрессованы трубы-кожухи полуосей. Изза возросшей нагрузки их толщину по сравнению с «волговскими» увеличили с4 до 11 мм. В 1996 году ГАЗ освоил сварной задний мост типа «банджо». Прежнюю конструкцию сохранили лишь на передних мостах полноприводных модификаций. Интерьер уже тогда выглядел не погрузовому – пластиковая панель, легковой приборный щиток, более-менее удобные сиденья. Дерматиновая обивка на этом фоне – мелочь. Да ис лица воду не пить: грузовичок с достоинством вынес ипредназначенный ему груз, и бремя популярности.СЛУЖЕБНОЕ СООТВЕТСТВИЕВ то время конкурентов у «Газели» практически не было, однако ГАЗ последовательно совершенствовал конструкцию, а девять лет спустя автомобиль подвергли рестайлингу. Мотивов хватало – и устаревшая внешность, и невысокое качество от-Почти легковой интерьер. Неясно лишь, зачем автомобилю с гидроусилителем такой большой руль. За рулем 10/2007 205 ГРУЗОВИКИМОДИФИКАЦИИ «ГАЗЕЛИ»У двойного зеркала с панорамным элементом практически нет мертвых зон.Срок службы светодиодного повторителя указателя поворота ограничен лишь целостью корпуса.Малолистовые рессоры весьма прочны и обеспечивают неплохую плавность хода.Новая фара со свободной поверхностью отражателя дает лучшее светораспределение и более мощный световой поток.делочных материалов, и просчеты в эргономике. Но главной задачей было заметное изменение потребительских свойств машины. Вышло неплохо: то, что нынешний грузовик не чета прежнему, видно невооруженным глазом. В первую очередь ГАЗ-3302 получил новый двигатель – впрысковый ЗМЗ-405, соответствующий нормам токсичности Евро II. Помимо экологической чистоты, агрегат хорош изрядным крутящим моментом, достигающим пика при невысоких оборотах, что очень важно для грузовика. Для оптимизации теплового режима на модернизированную «Газель» установили двухрядный радиатор в паре с мощным механическим вентилятором. Работой последнего управляет ЭБУ через электромагнитную муфту. А информацию для включения поставляет собственный датчик температуры. Помимо муфты, на двигателе появился еще один новый узел – насос гидроусилителя руля. Разумеется, впаре с ГУР и дополнительным теплообменником для охлаждения масла. Серьезно модернизировали коробку передач. Прежняя, максимально унифицированная с агрегатом «Волги», отличалась от нее лишь рядом передаточных чисел. Однако более высокие нагрузки (из-за большой массы и тяговитого двигателя) плохо сказались на долговечности шариковых подшипников промежуточного вала. В конце концов их заменили коническими, а чтобы облегчить включение первой-второй передач, ввели двухконусные синхронизаторы. Передаточное число главной пары уменьшили, снизив рабочие обороты двигателя и, соответственно, его аппетит. Внутренние изменения отразились и на «лице» машины. Чтобы избавиться от дефицита места под капотом (в связи с унификацией семейства «Газель» и «Валдай»), конструкторы раздвинули лонжероны кабины, что потянуло за собой пересмотр всей ее силовой конструкции. Заод-но освежили и внешность. В первую очередь это коснулось фар, специально спроектированных для «Газели» по новой «прозрачной» технологии. Световой поток в них полностью формируется отражателем со сложной, так называемой свободной поверхностью, так что в рифленом стекле-рассеивателе больше нет нужды. Еще один шаг навстречу безопасности – применение встроенного электрокорректора. Под оптику перекроили окружающие элементы – капот, крылья, облицовку радиатора, а новый бампер завершил модное стилевое решение. Особо позаботились об удобстве пассажиров и, конечно, водителя. Интерьер дополнили новыми материалами, обогатили свежими дизайнерскими решениями. Полностью изменилось «торпедо» с приборным щитком от «Волги» ГАЗ-31105 – здесь куда больше функций и возможностей. Да и выглядит краше прежнего. Вперчаточном ящике появилась подсвет-206 За рулем 10/2007 ГРУЗОВИКИМОДИФИКАЦИИ «ГАЗЕЛИ»ХРОНОЛОГИЯ ВЫПУСКА И МОДЕРНИЗАЦИИ БОРТОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА «ГАЗЕЛЬ» С 1994 ПО 2006 Г.Модель автомобиля и содержание модернизацииДата ГАЗ-3302, 4х2, с бортовой платформой20.07.1994 ГАЗ-33027, 4х4, с бортовой платформой29.06.1995 ГАЗ-33023, 4х2, с двухрядной кабиной и бортовой платформой18.08.1995 ГАЗ-330273, 4х4, с двухрядной кабиной и бортовой платформой11.03.1996 Модернизированная бортовая платформа улучшенного вида («Газель», «Соболь»)11.1997 Изготовлен первый грузовик «Газель» с дизелем ГАЗ-56005.11.1997 Гидроусилитель рулевого управления («Газель», «Соболь»)1998 Малолистовая передняя рессора на «Газели»2000 Передние двери (правая и левая) новой конструкции с иными механизмами запорных (наружных) и рычажных (внутренних) замков08.01.2002 ГАЗ-330214 «Газель», 4х2, шасси с удлиненной базой06.2003 ГАЗ-330232 «Газель», 4х2, бортовая с удлиненной базой06.2003 Внедрение на «Газель» малолистовой рессоры задней подвески2003 Начало выпуска рестайлинговых «Газели» и «Соболя» с новыми оперением, головной светотехникой и панелью приборов08.01.2003 Промежуточный вал КП с роликовыми коническими подшипниками («Газель», «Соболь»)20.10.2003 ГАЗ-330202 «Газель», 4х2, бортовая, удлиненная02.2004 ГАЗ-330232 «Газель», 4х2, с двойной кабиной и удлиненной базой03.2004 Внедрение двухконусного синхронизатора для Iи II передач КП «Газель» и «Соболь»01.07.2004 Внедрение рычагов рулевой трапеции измененной конструкции на «Газель»27.07.2004 Внедрение на автомобилях «Газель» и «Соболь» двигателя ЗМЗ-40522 (Евро II)07.2004 Внедрение модуля погруженого электробензонасоса на авто ГАЗ-3302/2705/3221 «Газель» и ГАЗ-2217/2752 «Соболь» с двигателем ЗМЗ-4052202.08.2004 Внедрение на автомобилях «Газель» и «Соболь» пластмассовых колпаков передних колес взамен стальных25.08.2004 Применение на автомобилях «Газель» и «Соболь» фильтрующего элемента «Биг-Фильтр» GB-75 воздушного фильтра для двигателей с электронным управлением впрыска топлива02.09.2004 Колеса для «Газели» измененной формы размерностью 5 1/2 Jx16H220.09.2004 Наружные зеркала заднего вида с механическим приводом для ГАЗ-3302/2705 «Газель» и ГАЗ-2310/2752 «Соболь»03.11.2004 Система управления двигателем и электропривод блока управления МИКАС 7.1 на «Газели»03.11.2005 Система улавливания паров топлива и каталитический нейтрализатора ОГ с двигателем ЗМЗ-40522 по требованиям Евро II03.11.2005 Ремни безопасности от нового поставщика ЕСТС, США01.04.2005 Измененные подголовники в соответствии с требованиями сертификации05.04.2005 Измененная задняя подвеска, рессоры с двумя слоями окраски, внедрение амортизатора гидропневматического однотрубного01.07.2005 Двигатели ГАЗ-5602 (Евро III) на «Газель» и «Соболь»2005 Начало производства «Газели» и «Соболя» с двигателем Chrysler 2,407.2006 Переход на выпуск «Газели» и «Соболя» по нормативам Евро II с бензиновым двигателем ЗМЗ-40522 и дизелем ГАЗ-5601конец 2006Металлическая платформа снабжена удобными скобами для крепления тента.ка, кнопки обзавелись индикацией включения. Есть и куда более практичные перемены – новая печка с вентилятором удвоенной мощности, более надежный ножевой блок предохранителей. Коснулся рестайлинг и задней, грузовой части машины. Платформу заменили на более долговечную. Под задним бортом взамен разнокалиберных фонарей подвесили моноблочные, с единым герметичным разъемом. Тяжелые рессоры с подрессорниками канули в Лету – их место заняли современные малолистовые, что позволило выиграть целых 50 кг. Наконец-то избавились от камерных покрышек – наследия ушедшего века. Благо в городах (где в основном и трудится машина) нет недостатка в шиномонтажах. Конечно, прошедшая модернизация не исчерпала заложенный в конструкцию потенциал. Шанс убедиться в этом выпадет скоро – вероятно, на Московском автосалоне.Перспективный в то время ЗМЗ-406 ксерийному выпуску не поспел.«Газель» 1994 года выпуска сохранилась, пожалуй, лишь в заводском музее. Автомобиль представлен в оригинальном состоянии, сразу после завершения ресурсных испытаний.208 За рулем 10/2007