210
211
212
214
ГРУЗОВИКИПАЗ-3204ПАЗл сложился удачноС начала нынешнего года Павловский автобусный завод приступил к выпуску малого городского автобуса ПАЗ3204. Юрий Нечетов. Фото автора.Всякий из нас ког да-нибудь да пыта лся сложить пазл. Обычно его начинают собирать с какого-ниб удь яркого элемента или от края – выкладывают периметр, а потом заполняют середину. Похожим образом с троят и машины – спортивную конс труируют вокруг двиг ателя, а вот у автобуса, наоборот, кузов вычерчивают, еще не вс егда точно зна я, какими агрегатами он будет насыщен. Но каким бы красивым ни каза лось обрам ление такого автопазла, с плохонькой начинкой он складывается вкривь и вкось, а хворые квадратики так и норовят выва литься из общей картины – то мотор «не везет», то коробка хрипит, то мос тг удит. Периферию пазовского новичка сработали добротно, а на чинку закупили у специалистов в таких играх.ОБОЛОЧКА ПАЗЛАПАЗ-3204 – один из самых крупных автобусов в ма лом класс е: при д лине 7600 мм у него вс тандартном исполнении 18 или 25 сидячих мес т, а вс его рассчитан на 52 человека. По заказу коли чество кресел можно изменить – в тес товой маршру тке ока-Благодаря большой площади остекления и вклеенным стеклам автобус получился очень светлым. На окнах видны вентиляционные форточки.210 За рулем 10/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПАЗ-3204 Общие данные Размеры, мм: длина.....................................................................7600 ширина..................................................................2410 высота....................................................................2880 база........................................................................3800 колея спереди/сзади....................................1980/1780 Радиус поворота, м..................................................8,5 Снаряженная масса, кг..........................................5810 Полная масса, кг....................................................9580 Количество мест для сидения/всего.........................................18(25)/52 Максимальная скорость, км/ч..................................95 Топливо/емкость бака, л.....................................ДТ/95 Расход топлива, л/100 км: 60 км/ч...................................................................16,3 средний.....................................................................20 Конструкция: несущий каркасно-панельный кузов Двигатель: ТД Cummins EQB 140-20, Р4, 3,9 л, 103 кВт/140 л.с. при 2700 об/мин, 502 Н . м при1500об/мин, Евро II, расположен спереди продольно Трансмиссия: заднеприводная, М5 Ходовая часть: подвеска – пневматическая регулируемая, спереди – независимая на двойных треугольных рычагах (зависимая), сзади – зависимая Raba A-360.80; рулевое управление Chepel CSA 300.92 – винт-шариковая гайка, с гидроусилителем; тормоза – пневматические дисковые (барабанные), спереди – вентилируемые; ABS; шины 235/75R17,5Боковые отсеки – не для багажа, в них размещены фильтры, влагоотделитель, автономный отопитель «Вебасто», инструмент. Примечательно, что крышки на пневмоупорах.залось 22 сиденья. Ширина 2410 мм близка к предельно разрешенному габариту, что позволило установить по обоим бортам парные кресла – у украинского «Богдана» (ЗР, 2007, № 8) в городской модификации иу таганрогского «Хёндай-Каунти» по правой стороне кресла одиночные. Ширина центрального прохода 540 мм – при своих 90 кг я там именно иду, а не протискиваюсь и даже могу разминуться с кем-нибудь нетолстым. Большие вклеенные стекла расчерчены тоненьким переплетом, внутри не только просторно, но и светло, а мощное внутреннее освещение делает автобус хорошо заметным в темноте. Как и многие одноклассники, ПАЗ-3204 имеет классическую компоновку с высоким «подиумом» впереди над силовым агрегатом. А вот повышение уровня пола в корме на два десятка сантиметров неизбежным не назовешь, хотя такая конструк-ция оказалась проще и технологичнее. Внутренняя высота вполне достаточна, а если вы все-таки уперлись головой в двухметровый потолок на задней площадке, не поминайте злым словом компоновщиков, а просто пройдите в центр салона. Основной же недостаток такого решения – три ступеньки общей высотой 800 мм у задней двери, так что бабушкам и дедушкам с малой тяговооруженностью лучше садиться через переднюю, где им нужно преодолеть лишь две ступени и взять высоту только 600 мм. Кроме пары автоматических одностворчатых дверей для пассажиров, еще одна слева у водителя, хотя, возможно, на последующих модификациях ее уберут – за руль легко пробраться и изнутри. В потолке два вентиляционных люка (они же аварийные выходы), а в корме громадный, размером 1650х740 мм, проем, через который, при соответствующей планировке саНа правах рекламыЗа рулем 10/2007 211 ГРУЗОВИКИПАЗ-3204Сделать люк в корме потребовали специалисты Минобороны при сертификации автобуса.У нового ПАЗа самый большой среди конкурентов салон с широким проходом. В с тандарте 18 или 25 кресел, на фото – маршрутное такси с 22 сиденьями.У передней двери две ступени и пол на высоте 600 мм, у задней – три с тупени и 800 мм. В бортовых отсеках пара аккумуляторов по 100 А.ч и ресиверы тормозной пневмосистемы.Компактный моторный отсек не мешает проходить к трем пассажирским креслам на высоком переднем подиуме. В перспективе планируют отказаться от левой водительской двери.Четырехцилиндровый «Камминс» (3,9 л, 104 кВт/140 л.с.) сдвинут максимально вперед и накрыт капотом с толстенным слоем шумоизоляции. Сзади люк для обслуживания коробки передач ZF.лона, можно загру зить что-нибудь крупногабаритное. Баг ажников нет, в небольших отсеках по бортам упрятаны оборудование и инструменты. Боковые с тенки и потолок несущего каркасно-панельного кузова – из оцинкованного стального листа, люки алюминиевые, декоративные элементы передней и задней частей – из стеклопластика.ВНУТРЕННИЕ ЭЛЕМЕНТЫПередние панели кузова выклеены из стеклопластика. Перед радиатором установлен интеркулер турбонаддува двигателя.Водителю вполне удобно, по паре регулировок есть у рулевой колонки и сиденья с пружинной подвеской (пневматика на заказ). Рычаг коробки отнесен довольно далеко.«Хорошего оте чественного дизе ля у нас нет» – эти с лова приходилось с лышать многократно. Впрочем, нет и многого другого, поэтому на чинку д ля ПАЗа иска ли в основном по ка талогам зару бежных производителей. И вот что нашли. Четырехцилиндровый 140-сильный турбодизель «Камминс» ( Cummins) объемом 3,9 л очень тяговитый – развивает крутящий момент 502 Н .м! С таким агрег атом почти дес ятитонный ав тобус прояв ляет резвый характер и оказываетс я весьма экономичным, расходуя на городском маршруте лишь 20 л топлива на 100 км. Да и периодичность обс луживания – каж дые 15 тыс. км – показатель неплохой. Само собой, выполняет экологи ческие нормы Евро II. Один лишь недос таток – высокий уровеньвибраций и шумов, которые у далось загнать в более-менее прием лемые рамки подбором эластичных опор агрегата и толстенным с лоем шумоизоляции на моторном отс еке. Меж ду прочим, мотор выпущен в Китае – он с ущественно дешев ле, чем бразильский и, тем более, английский. Далее по списку: сцепление «Закс» (Sachs) – с ухое однодисковое, коробка передач ZF – пятис тупенчатая, полнос тью синхронизированная, испанского производства. А вот сог ласование работы агрегатов и приводы управ ления ими, похож е, наших рук дело. При троганье с места иногда возникают рывки, а попере чные ходы рычага коробки нас только неощу тимы, что пару раз я пыта лся стартовать с третьей передачи. Венгерские мос ты «Р аба» (R aba) с дисковыми тормозами подвешены на пневмоподушках, пос ледние обеспе чивают плавный ход и ав томатически под держивают уровень пола независимо от нагру зки. Причем спереди подвеска независимая на двойных поперечных рычагах, что вкупе с венгерским же рулевым механизмом «Чепель» (Chepel) делает управ ление точным и избав ляет водителя от у томительного212 За рулем 10/2007 ГРУЗОВИКИПАЗ-3204подруливания, свойственного балке на рессорах. Сегодня в серию идут изделия Канашского автоагрегатного завода – зависимая передняя подвеска и задний мост с редуктором «Раба», оснащенные барабанными тормозами. Колеса на 17 дюймов, вероятно, заменят 19-дюймовыми. Обязательная ABS, естественно, предусмотрена во всех случаях. Из дополнительного оборудования отмечу автономный отопитель «Вебасто-DBW 2016» (Webasto) на 16 кВт, который приходит на помощь штатной системе в морозы ниже минус 10–15°С. Зимняя эксплуатация показала, что автобус получился достаточно теплым.Пневмоподвеска умеет поддерживать постоянный дорожный просвет. Пол над мостом поднят высоко, что технологично, но заставляет пассажиров преодолевать лишнюю ступеньку.КАЛЬКУЛЯЦИЯПавловский автобусный завод гарантирует беспроблемную эксплуатацию своего изделия в течение одного года или 70 тыс. км. Конструктивный ресурс автобуса – 700 тыс. км, долговечность кузова – 10 лет. Машина с 18 пассажирскими креслами стоит 1 млн. 200 тыс. руб., с 25 сиденьями – 1 млн. 240 тыс. руб. Это на 10–12% дороже названной пары конкурентов, ну так и достоинств у новичка немало. Похоже, ПАЗл-3204 сложился... Автобус предоставлен компанией «АВТОТРЭВЭЛ», Королев.Передний мост «Раба» – с пневматической независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и дисковыми вентилируемыми тормозами.С. Баранов, директор компании «Автотрэвэл», Королев Еще в начале года мы купили на пробу два ПАЗ-3204 и остались ими очень довольны. Надежные, быстрые и крепкие автобусы без поломок прошли по 40 тыс. км, после чего мы взяли еще 22 таких машины. Коэффициент выхода на линию составляет 98%, останавливаем их только для планового обслуживания, которое делаем у себя – обучили механиков и получили сертификат от Павловского завода. Новый ПАЗ самый вместительный и комфортабельный из конкурентов, а за те деньги, что мы сегодня берем с пассажира, стыдно возить его в давке и стоя.На правах рекламы