360
361
362
БЕЗОПАСНОСТЬКОНТРОЛЬНОЕ ВЗВЕШИВАНИЕПеревозчики на диетеВместе с сотрудниками Минтранса РФ вопросами сохранения дорог озаботились, побывав на автомобильном пункте пропуска «Красное», Максим Приходько и Сергей Смирнов (фото).юбое оживленное шоссе в России знает две беды – две колеи; их глубина зависит от многих причин. Дорожники винят большегрузный транспорт. Действительно, каждый не раз и не два видел перегруженные фуры, которые натужно тащатся по дорогам. Понятно желание хозяев груза и водителей за одну ходку заработать как можно больше. Но что станет после этого с асфальтом, и так не слишком хорошим? Принятые недавно новые штрафы за перегруз должны помочь в деле сохранения российских дорог проезжими. Как же выявляют нарушителей весового режима? Жаркое августовское утро. Куда ни кинь взгляд – всюду большегрузные «траки». Будто попал на выставку-продажу импортной техники: вокруг «скании», «вольво», ДАФы, МАНы, «рено» и прочие МАЗы. Автомобильный пункт пропуска «Красное» – западные ворота России; для большегрузных автопоездов, идущих из Европы через Белоруссию. Кто-то везет грузы к нам, кто-то следует транзитом – в Казахстан, страны Центральной Азии... Но ни один из грузовиков не минует весового контроля и таможенного досмотра.Л«ПО КИРПИЧИКУ»Первыми встречают дальнобойщиков на АПП «Красное» транспортные инспекторы.Даже просто цифры, и те впечатляют: с января по август этого года на АПП «Красное» проверено более 530 000 (пятисот тридца-ти тысяч!) автомобилей. Естественно, ловили и нарушителей. По «старой» статье КоАП (штраф за отсутствие спецразрешения на перевозку тяжеловесных грузов) было оштрафовано более 700 автоперевозчиков. По «новой» статье, которая вступила в силу с 11 августа, за первые две недели «попались» уже 44 дальнобойщика. – Да что там рассказывать, – пойдемте, сами посмотрите, как мы работаем, – предлагает и.о. начальника транспортного контроля АПП Алексей Шестаков. Процесс взвешивания прост, как все гениальное: весы, вмонтированные в настил под дорогой, считывают параметры каждой оси грузовика и прицепа. Взвешивание происходит поэтапно. Ведущая ось тягача по норме везет 10 тонн, каждая ось стандартного трехосного полуприцепа – семь с половиной. Чистый выход не должен превышать 38 тонн, включая груз. Если динамические весы показали перегруз, машину отправляют на спецплощадку. Таков закон. Ну, за дело! Мимо поста весового контроля проплывает польская фура. На борту кабины тягача громадных размеров наклейка с изображением юной пани в «безбелье». Интересно, а каков у него груз? Впрочем, это не наше дело – главное, «пан» в норматив укладывается: 37 тонн с хвостиком. Водитель это знает, поэтому весело кричит нам на ломаном русском: «Так и пиши в360 За рулем 10/2007 Фура въезжает на весы (красные фонари по обе стороны дороги – габариты весов как ориентир для водителя).свой часопис (журнал) – здесь хорошая таможня!» (Это я еще литературно передал смысл его фразы, ибо в оригинале земляк Адама Мицкевича выразился на языке творений Венедикта Ерофеева.) Пока мы с фотокорреспондентом суетимся между грузовиками, солнышко припекает, поток машин растет. Слушаем рассказы из жизни транспортных инспекторов: – Вот, помню, как-то раз мужик пер аж 49 тонн в Казахстан! – А еще ехал один «фрукт», у него перегруз нашли большой, а денег на штраф нет. Так пока его контора штраф сюда по почте переслала, он в кабине две недели жил, на костре еду готовил… Словно почуяв, что разговор пошел о штрафах и цифрах, техника подает знак: на экране компьютера высвечивается «Скания» с белорусскими номерами: попался нарушитель! Если перевес подтвердится, не миновать ему штрафа по новой сетке! Автопоезд заезжает на контрольные весы, где поочередно «перепроверяют» все оси. – Это «кирпичник», – поясняет нам А.Шестаков. – Из Белоруссии к нам в Россию везут очень много стройматериалов, там они дешевле. И довольно часто мы у «кирпичников» выявляем перевес. Правда, груз можно перераспределить по осям… Тем временем «Скания» медленно проезжает весовую платформу. Но контрольные весы показывают, что все в норме, есть даже запас в 400 килограммов. «Что, сорвался белорус с крючка? » – весело кричит брат-славянин из кабины. Словно в поддержку ему до нас доносится голос… самого президента Лукашенко! Никакой мистики, в кабине грузовика – небольшой телеви-Евгений Москвичев, заместитель министра транспорта РФ Пока в стране нет правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в виде отдельного документа; его еще предстоит разработать. Есть лишь инструкция Минтранса по этому поводу от 1996 года. Согласно этому документу, крупногабаритным считается груз, параметры которого превышают 20 м по длине, 2,55 м по ширине, 4 м по высоте и выступающие более чем на 2м за заднюю точку габарита. Тяжеловесным – когда полная масса автотранспортного средства превышает 38 тонн. С 11 августа 2007 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые ввели новые, достаточно суровые штрафы за нарушение правил перевозки таких грузов автотранспортом, как для водителей, так и для юридическихлиц – владельцев грузов. И раньше мы регистрировали факты нарушения правил перевозки (чаще всего – по весу и высоте груза). Но штрафы за это были незначительными (100–300 рублей для водителя, 1000–2000 рублей для владельцев груза). Мы понимаем, что грузы, которые не укладываются в норму, будут всегда. Сейчас в Минтрансе разрабатывается упрощенный порядок выдачи разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В частности, по упрощенной схеме смогут получать «добро» международные перевозчики, документы им будут выписывать прямо на границе в течение нескольких часов. Разрешения будут многоразовыми, со сроком действия от 1 месяца до 1 года. Местные перевозчики смогут получить такой же документ в управлении дороги.То самое заветное окошко. Вес грузовика в норме – получи документ. Если нет – возвращайся домой.За рулем 10/2007 361 КОНТРОЛЬНОЕ ВЗВЕШИВАНИЕзор, из динамиков которого «батька» распекает свой кабинет министров за нерадивый подход к пивной отрасли Белоруссии. – А что значит перераспределить? – спрашиваю я Шестакова. – Все просто, – Алексей Васильевич вытирает пот со лба. – Раньше он бы штраф заплатил и поехал дальше. А теперь, пока не отработан новый порядок взимания штрафов (это должен сделать суд по нашему предписанию), мы его либо завернем, либо самому придется груз по полуприцепу растаскивать, чтобы в норматив уложиться. Я вспомнил недавний случай, когда такой бедолага перетаскал вручную несколько поддонов с кирпичами, крепкими словами поминая «родственников» разработчиков нового закона и работников поста весового контроля. …Мимо нас по весам проезжают фуры с номерами Германии, Словении, Польши, Голландии. Вот поехали в страну породистые буренки, а следом везут запчасти к импортным тракторам. На посту проверки грузовых документов в АПП «Красное» полным ходом идет работа. Пакет документов в окно, пара штампов – и все бумаги у водителя. Водителей-иностранцев видно по заграничному шику: очки в тонкой оправе, дорогие папки для документов на груз. «Наши» хоть и одеты теперь почти так же, однако «французское с нижегородским» монтируется по-прежнему из рук вон. Несколько раз выходим с сотрудниками поста на солнцепек – «померить автовозы». Длина не должна превышать 20 метров, высота – четырех. Цифры эти не с потолка взяты – примерно такие же по всей Европе. Если длина велика – фура может себе и окружающим создать трудности при маневре, высота больше – заденет провода (скажем, троллейбусные у нас устанавливают на высоте от 408 см). Нарушений не зафиксировано…На правах рекламыКомпьютер показывает все данные – общий вес, нагрузку на каждую ось… Все в порядке? Счастливого пути!ДА, У НАС ТАКОГО НЕТ…По оценке работников АПП «Красное», сейчас на тысячу автомобилей приходится всего три-четыре реальных факта перегруза. Зарубежные перевозчики и раньше уважали наши законы; грузили «по самое не хочу» лишь земляки да братья-белорусы (они вообще активно пользовались тем, что в техпаспорте можно указать вес пустого автомобиля куда больший, чем по каталогу завода-изготовителя). Однако основной удар по перевесу был сделан пару лет назад, когда отменили разовые разрешения на перегруз и ввели за него штрафные санкции. И хотя штрафы были небольшими, но свое дело они сделали. Теперь, с введением новых штрафных санкций, ситуация должна окончательно стабилизироваться. …Целый день мы провели на посту – и, как назло, ни одного злостного нарушителя! Вот не везет! – Неужели за сутки так никого и не наказали? – спрашиваю Алексея Васильевича. – Почему же – нарушитель один был! Ночью, перед вашим приездом, остановили по факту перегруза автомобиль МРЭО ГАИ Юго-Восточного округа Москвы… – Ну и?.. – Составили протокол, выписали штраф. Все, как положено.Весовой контроль доказал свою эффективность, но, чтобы сберечь дороги, его явно недостаточно.«Что, сорвался белорус с крючка?»