182
183
184
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ДОРОЖНЫЙ МАСТЕРРомантика большой дорогиИх работу мы, водители, замечаем, лишь когда они допускают огрехи. А когда дорожники содержат свой участок в отличном состоянии, благодарных отзывов ждать не приходится. В роли дорожного мас тера – Андрей Морозов. Фото: Георгий Садков.ПИЛИТЬ ПО ШЕРСТИ– Ты что, корреспондент, не видишь, как они растут? Пили «по шерсти» – и упадут куда надо! – смех заглушает вой бензопилы. Пот за ливает г лаза, а г устой орешник ну никак не ж елает падать. Напарник кос терит меня за неуклюж есть, эксперимент по рас чистке придорожного участка на грани срыва. Как работать бензопилой, я вообще-то видел только в кинокартине «Коммандос». У Арнольда вс е получа лось ловко, сноровисто и даж е, как у тверждают дамы, эротично. На 60-м километре трассы «Ба лтия» в заросшей густым кустарником придорожной канаве было явно не до эротики. Порученная работа на первый взгляд примитивна. Впереди нас по канаве идет рабочий с ручной г азонокосилкой, срезает трав уи тонкие веточки молодняка. Мы следуем за ним, низводя бензопилой под корень с тволы орешника-сорняка. А метрах в ста за нами целая бригада собирает срезанную зелень в огромные кучи на обочине. То цепь вязнет в молодой древесине, то срезанное у корня деревцо никак не ж елает падать! Получается, я с топорю всю работу; с винова тым видом передаю инс трумент опытному «кусторезу», а сам в виде наказания вс таю в рабочую цепочку – оттаскиваю срезанные сучья к дороге. Август, два часа пополу дни, жара. В трех метрах с сумасшедшей быс тротой пронос ятся по ровной скорос тной «Ба лтии» сверкающие лакированными боками иномарки, а здесь, в придорожной канавке за обочиной, ни тени, ни ветерка… – Самому пилить деревья не входит в прямые обязаннос ти дорожного мастера, – успокаивает меня на чальник ДЭП-24 Юрий Куприянов. – Но зна ть особенности каж дой рабочей специальности, вы, как руководитель среднего звена, обязаны. Чтобы правильно распределить силы, людей, технику.БЕСПОКОЙНОЕ ХОЗЯЙСТВОХозяйство Юрия Дмитриеви ча на первый взгляд кажется бесконечным. Его ДЭП ( дорожноэксплуатационное предприятие) отве чает за содерж ание в над лежащем виде скорос тной магис трали «Ба лтия» от МКАД до границы Московской182 За рулем 10/2007 области. А такж е примыкающих к «Ба лтии» шосс е. Например – Ильинского, которое, как известно, приводит на знаменитое Ру блево-Успенское шоссе в район Жуковки. Да и сама Нова я Риг а, как еще по привычке называют «Балтию» водители со с тажем, у вс его на чальства на виду. 158 километров четырех-, а то и шес типолосного ав тобана, разделенного г азоном с металлическими отбойниками, – честно говоря, не слишком типичная для России дорога. Самый популярный спор юных шумахеров – за сколько можно «долететь» до Волоколамска по Новой Риг е. Сверхскорости, которые принято развивать на этой трасс е (при разрешенных 110 км/ч), – причина с ерьезных аварий, которые случаются едва ли не ежедневно. Ес тественно, и требования к дорог ес таким скоростным потенциа лом – особенные. Нес трашная на «мед ленных» дорог ах ямка, промоина или неровнос ть мож ет здесь, на «Ба лтии», с тать при чиной трагедии. В понятие «эксплу атация дороги» входит ямочный ремонт покрытия, очис тка от снега, замена разрушенных барьеров, очис тка от мусора обочин, монтаж и ремонт дорожных знаков и т.д. По сравнению с эксплу атационщиками с троители дорог находятся в завидном полож ении. Они должны в четко ус тановленные сроки пос троить то, что прописано в проекте; дальнейшая жизнь трассы – не их головна я боль. О тветственность за сос тояние того или иного учас тка трассы целиком лежит на дорожном мас тере бригады, котора я этот учас ток обслуживает.Советский каток въехал в ХХI век.СРЕДНИЙ РАЗМЕР ЗАРПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНОЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СЛУЖЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РЕГИОНЕДолжность Дорожный рабочий (неквалифицированный) Механизатор спецтехники Дорожный мастер Начальник участка Доход в месяц, руб. 9000–12 000 11 000–16 000 14 000–21 000 18 000–24 000Засорившаяся труба может стать причиной катастрофы. Пилить деревья нужно «по науке».МОСКВИЧИ РАБОТАТЬ НЕ ХОТЯТ…Проезжаем по трасс е километров дес ять. Ю. Куприянов показывает незаметные на скорости дефекты – то помятые мета ллические ограж дения, то покосившийся знак.– Вс е это ус траним в положенный срок, – обнадежил начальник предприятия. – Дорожный мас тер, когда получит сигнал о неполадках, долж ен поехать на мес то сам или направить бригаду для устранения. Мы тормозим у оранж евого ЗИЛа-«вахтовки», традиционной машины дорожных рабочих. Под насыпью, в у зкой трубе, громко чертыхаясь, возится с лопатой здоровенный дядька. Другой здоров як направ ляет в трубу шланг. Руководит ими дорожный мас тер На талья. Воды в августовскую засуху не хватает, и, чтобы промыть занес енную песком трубу под насыпью, приходится гонять цис терну километров за двадцать. – Если этого не сделать сейчас, в дождливый период труба не б удет пропуска ть воду; не уйдет вода – под топит насыпь, размоет основание дороги, и тогда придетс я менять покрытие, – с ловно первоклашкам, объясняет На талья с уть эксплуатационных процедур. – Не с транная профессия для ж енщины? – тихо интересуюсь у Куприянова. – На талья – дейс твительно, скорее исключение из правил. Дорожный мастер – не женская профессия. Здесь и му жчина не всякий выдерживает. По с ути, мы работаем в ус ловиях постоянного риска. Ведь работы ведутся на дороге, а движение, естественно, не перекрываетс я. Риск аварии – само собой, но вы попробуйте день подышать выхлопными г азами! Да что говорить – каж дую мину ту из-под колеса может камень вылететь. Увы, за подобные риски работникам дорог не допла чивают по нынешнему законодательству. Парадокс? – Чес тно говоря, принима я инженера на должнос ть дорожного мас тера, я давно у же не привередни чаю, – делитс я кадровыми проблемами начальник ДЭП. – На чинающий дорожный мас тер заработает за мес яц ка торжного труда не больше, чем любой мелкий чиновник, скучающий ву добном кабинете с кондиционером. Те,За рулем 10/2007 183 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ДОРОЖНЫЙ МАСТЕРНеквалифицированный труд нужен и поныне.СПРОСИМЧИТАТЕЛЕЙКак вы оцениваете состояние автомобильных дорог?1% 26 %отличное удовлетворительное 73 % безобразное’ кому «до роги дороги» – действительно на вес золота... Работающих в отрасли условно можно разделить на три категории. Дорожный рабочий – пролетарий неквалифицированный: работает лопатой на отсыпке обочины, срезает деревья, собирает придорожный мусор. Эксплуатационщики шутят: не будь в Подмосковье столько приезжих, дороги некому было бы убирать. Хотя и платят прилично, москвичи, даже безработные, редко берут в руки черный пластиковый пакет. С механизаторами – так в ведомстве называют водителей катков, грейдеров, асфальтоукладчиков – ситуация не менее напряженная. Система ПТУ, питавшая отрасль в советские годы, давно не обеспечивает ее возросшие запросы, да и требования к водителям не те, чтопрежде. Одно дело – управлять допотопным советским катком, другое – сесть за руль современного немецкого агрегата. На вооружении ДЭП-24, к примеру, есть новейшие асфальтоукладчики, водители которых обязаны уметь заложить программу в бортовой компьютер и наблюдать за процессом укладки по монитору. – У нас есть система повышения квалификации механизаторов, – рассказывает Ю. Куприянов. – Если, к примеру, тракторист из бывшего колхоза решит перейти к нам на работу, мы за свой счет отправим его на курсы вПушкин под СанктПетербургом или во Владимир.РОМАНТИКА, КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОРВ конторе участка, что в районе 80-го километра «Балтии»,тихо. На месте застаем лишь начальника – Павла Олинева. Он уже 16 лет работает в этих местах. – Я отсюда родом. По специальности мог устроиться только в местный карьер. Но дорожники предложили стать мастером. Решил попробовать – втянулся, – немногословно, пунктирно рассказывает о своем карьерном пути Павел. Сегодня он – начальник участка. В подчинении три дорожных мастера с сотней рабочих, парк спецтехники и около 50 км дороги. На машинном дворе ни души. Бригады, как у хорошего хозяина, работают в поле... то есть на дороге. У ворот на специальных постаментах отдыхают до первых снегопадов съемные кузова, в которые насыпают смесь и затем разбрасывают на дороге. Павел с удовольст-вием и нескрываемой гордостью рассказывает, как ему удается усовершенствовать механизмы, как справляется с нехваткой кадров. Уже за чашкой чая интересуюсь у Олинева, что же удерживает его, здорового, способного мужика, на каторжной службе дорожного хозяйственника. Деньги? – Да какие там наши заработки... Не сочти за пафос, но когда едешь зимой по участку, занесенному снегом, даешь распоряжение, а через полчаса твоя бригада уже очистила асфальт до черноты и снег продолжает валить, а машины даже скорость не снижают – честное слово, такая гордость охватывает, так приятно на душе, что менять свою работу не хочется. Результаты труда, как говорится, можно рукой потрогать...На правах рекламы184 За рулем 10/2007