298
299
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИкогда-то они приводились механически – от двигателя, давно забыли. Затем появился электропривод. Сначала двухскоростной (первая скорость с питанием через резистор, вторая напрямую) – например, на многих «москвичах», начиная с модели «403», «волгах» и т.д. На «жигулях» уже был стеклоочиститель с паузой: ее задавало тепловое реле. На «восьмом» семействе внедрили трехщеточный электромотор, в котором дополнительная щетка сдвинута относительно электрической нейтрали на некоторый угол: тем самымПРИНЦИП РАБОТЫ ПРОСТЕЙШЕГО СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯВернуть зрениеБез «дворников» во многих ситуациях водитель слеп. Как оживить щетки, советует Геннадий Непряжин.Каковы основные требования к стеклоочистителю? На низкой скорости его щетки должны делать 30–40 взмахов в минуту, на высокой – 55–70 взмахов. Но если щетки, не справляясь с потоком воды, вынуждают снизить скорость, сетовать не стоит: «утонувшие» щетки – сигнал об угрозе улететь с дороги. В таком потопе возрастает риск аквапланирования. Конечно, если из-за неисправностей щетки еле шевелятся, им не справиться ис легким дождиком. Щетки прижаты пружинами, в помощь которым применяют и аэродинамические «лопатки» на поводках.СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СОВРЕМЕННОГО СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯНо в результате нагрузка на электродвигатель больше – значит, он должен быть достаточно мощным. На некоторых автомобилях, особенно универсалах, заднее стекло жадно притягивает брызги воды и пыль. Тут сам бог велел тоже поставить дворник, что и стало законом. Наконец, никого уже не удивляют дворники на фарах. Насколько они полезны, понимаешь, лишь сравнив машину с ними и без них. Впрочем, сегодня им на смену приходят омыватели фар высокого давления. Устройство стеклоочистителей развивалось вместе с автомобилем. О том, чтоПитание +12 В подается от АКБ 1 на замок зажигания 2, далее на блок предохранителей 3, подрулевой переключатель 4, а с него на мотор дворников 7 через реле паузы 6, либо напрямую, после чего через биметаллический предохранитель 8 замыкается на «массу». Предохранитель защищает обмотки электродвигателя от перегрузки в случаях, когда механизм чем-нибудь заблокирован: примерзли щетки, закисли шарниры, в трапецию попала тряпка и т.п. Отдельно через выключатель дворников питается мотор 5 омывателя.При подаче питания на двигатель 2 начинается движение щеток. Кулачок 3, соединенный с двигателем червячной парой, начинает поворачиваться. В тот момент, когда щетки займут «положение покоя», его выступ разомкнет нормально замкнутые контакты 4, через которые идет питание двигателя после отключения переключателя 1, и механизм остановится. Таким образом, и от короткого щелчка рычагом переключателя щетки сделают полное движение – они не зависнут в промежуточном положении. Конечно, если переключатель 1 оставить в положении «включено», дворник работает непрерывно.ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЗАДНЕГО СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ Хорошо видны сам двигатель 1, контактная группа 2, ось 3 червячной пары (внутри – кулачок или скользящий контакт в разных вариантах), биметаллический предохранитель 4. Эти компоненты есть в любом стеклоочистителе.3 412Неисправности стеклоочистителей можно разделить на механические и электрические, порой они взаимосвязаны. Например, из-за большого трения в закисших шарнирах электромотор работает с повышенной нагрузкой – обмотки перегреваются, срок службы снижается, пока мотор совсем не откажет. Многочисленные шарниры трапеции стеклоочистителя следует регулярно смазывать, не пропуская ни одного! Например, щетка дворника фары при взмахе поводка совершает довольно сложное движение – этому ничто не должно мешать. Колпачки, защищающие от грязи и влаги оси поводков, не должны иметь трещин, сами же оси и втулки тоже требуют смазки.298 За рулем 10/2007 ПРИНЦИП РАБОТЫ ОЧИСТИТЕЛЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА С ПАУЗОЙ«Служебный» контакт 1 необ ходим д ля правильной работы реле паузы (раньше было тепловое, нынче электронное). При вращении ку лачка 3 не только разрываются замкну тые контакты – нижний и средний на с хеме, но и подае тся синхронно сигнал на реле паузы, устанавливающее режим задержек. Для непрерывной работы с теклоочистителя питание подае тся на мотор 4в об ход контактной группы, по электроцепи 2.достигнута более высока я час тота взмахов. Здесь же впервые появилось штатное реле дворников электронного типа, задача которого – сразу выходить на заданный интервал. При включении омывателя это реле обеспе чивает 4–5 взмахов щеток. Эта «идеология» пришла с иномарок и ныне широко применяется. Если дворники вдруг замерли, сна чала внимательно присмотримс я: возможно, соскочил провод, сгоре л предохранитель или что- то попа ло меж ду деталями привода. Найдя причину, новичок вырастает в собс твенных г лазах – вот он, первый опыт! Многие неисправнос ти электри ческой час ти дворников традиционны. Весьма типи чный с лучай – окис ление контактов в разъемах или грязь в них. В старых «жиг улевских» сис темах, с лучалось, подгора ли «разрывные» контакты. Из-за этого щетки (см. выше) могли как бы зависа ть в промеж уточных положениях, не возвраща ясь к ис ходному. Ес ли дворники ос тановились, ес ть резон сначала проверить, поступает ли «плюс» на отве чающий за них предохранитель. Нет – с делаем перемычку и подадим его с любого контакта, г де напряжение ес ть. А ус транить неисправность можно и потом... Здесь умес тно напомнить, что в соответс твии с требованиями ПДД езда в дож дь не допускается, ес ли неисправен дворник на с тороне водителя. Например, при поломке поводка его заменяют соседним (на техФрагмент принципиальной с хемы двухскоростного стеклоочистителя с паузой, ныне принятой заводами России. Электродвигатель 4 получае т питание чере з подрулевой переключатель 2и реле паузы 3. В прерывис том режиме замыкаются контакты переключа теля 53–53е и 53а–J и подае тся питание на ще тку Щ1. Для включения непрерывного режима первой скорости (второе положение рычага) замыкаются контакты 53а–53. Д ля непрерывного режима в торой скорости подается питание на ще тку Щ2 через замкнутые контакты 53a–53b. При включении омыва теля 5 питание через контакт W подается на контакт 86 реле па узы и на моторчик омыва теля. Пос ле отключения мотора омыва теля реле па узы обеспечивает еще 4–5 взмахов дворников, что предусмотрено его схемой.автомобилях, где их размеры иденти чны). Чаще вс его дворники отказывают зимой. Винова т, как правило, в ладелец, забывший такие несложные правила: 1. Перед включением дворника (а также и омыва теля) очис тить щетки и остальные дета ли привода от снег аи льда. 2. Оставляя теплый автомобиль на улице, отвести щетки от с текла, чтобы позже они к нему не примерзли, ина че мотор при включении испытывает перегрузку. 3. Не ус танавливать д линные, нес тандартные щетки – они мог ут цеплять обрамление стекла. 4. При отказе дворников из-за перегрузки мотора не паникуйте – скорей всего через несколько секунд биметаллический предохранитель восстановит питание. Ес ли ситу ация пов торяется, выключите дворники и пос тарайтесь устранить причину перегрузки. Иногда удается запус тить механизм, подняв одну или обе щетки. А ког да смазка в шарнирах разогреетс я, они заработают и по стеклу.На правах рекламы