300
РЕМОНТ И СЕРВИСПРОВЕРЕНО НАГРУЗОЧНАЯ ВИЛКАдает больше, чем полож ено, – ба тарея слаба. Если в маг азине такой вилки не оказалось, можно пробова ть собс твенной. В продаже ес ть нагру зочно-диагностические приборы – стоят недорого. Предупреждаем на читанных ав толюбителей: д ля проверки состояния батареи недостаточно замерить плотнос ть электролита. Она лишь указывает на степень заряженности – и то косвенно! Ес ли «у битую» ба тарею заправить свежим электролитом, она не воскреснет, а случается, добавка кислоты убивает и вполне исправную. Недаром на многих изделиях надпись: «При отс утствии выплескивания добав лять только дис тиллированную воду».Вилкой в розетку!ДВопреки распространенному мнению, для оценки состояния аккумуляторной батареи одного вольтметра недостаточно. Как проверить АКБ, рассказывает Геннадий Непряжин.ный неизвестно кем, неведомыми путями попадает в российские магазины. Как же проверить ба тарею, не подключая к бортовой с ети? В солидном магазине продавец воору жен нагрузочной вилкой. Эта штуковина позволяет сымитировать нагрузку ба тареи от работающего стартера при пуске двиг ателя и наблюдать за изменением напряж ения. Па-аже летом аккум улятор можно так «у ездить», что он перес танет заводить мотор – многое ведь зависит от в ладельца. Иной ка тается всласть, не замечая, что батарея перезаряжается – и скоро в ней электролита будет на донышке, «за то какой плотности». Но с лучается, что и нова я ба тарея неисправна. Часто товар, просрочен-Мы купили один из нагрузочно-диагностических приборов, марки Н-2001. Он не только имитирует нагрузку от стартера, но и следит за изменениями напряжения в электрооборудовании машины при последующей зарядке батареи на ее «рабочем месте». Подробная инструкция к прибору поможет кое-кому освежить школьные знания и осмыслить технологию проверок. Здесь же приведены таблицы напряжений, указывающих состояние батареи в зависимости от режима ее нагрузки, степени заряженности и фактической емкости. (Последняя характеризует изношенность батареи.)Прибор Н-2001 позволяет задать батарее нагрузку до 2,5 кВт (ток около 200 А). Для нашей старенькой батареи он подойдет с запасом. Сначала проверили напряжение без нагрузки: получили 12,51 В. Плотность электролита близка к номинальной. Жива старушка? Заметьте, примерно так оценивают состояние батареи многие автомобилисты! Заглянув в таблицу, выясняем, что батарея заряжена на 75% фактической емкости. Но это не говорит о способности батареи вращать вал стартера! В частности , отдаст ли она ток, нужный для уверенного пуска двигателя?Имитируем нагрузку стартером – прижимаем прибор на 5ск «плюс у», зажим прибора на «минусе». Оп-па... напряжение упало до 6,79 В! Это говорит о резко возросшем вну треннем сопротивлении батареи. А у хорошей батареи, согласно таблице, даже при 25-процентной заряженности напряжение с 12,3 В не должно упасть ниже 9 В. Между тем старая батарея перед испытанием была хорошенько заряжена, о чем говорила нормальная плотность электролита. Правда, время зарядки, в сравнении с новой, значительно сократилось.Повторили испытание с другой, более свежей батареей. В тех же условиях, при заряженности на уровне 74% по таблице, ее напряжение под контрольной нагрузкой снизилось лишь до 10,3 В. Вот эта батарея еще способна служить верой и правдой – и надеемся, долго не подведет.А теперь проверим стартер. Напряжение исправной батареи должно быть не меньше 12,35 В, иначе точность оценок снизится. Чтобы исключить пуск мотора, сняли центральный провод распределителя. (Можно отключить датчик Холла и т.п.) Итак, включаем стартер. Напряжение выше 9,6 В – стартер исправен. Меньше – требует ремонта, возможно, в нем короткое замыкание. Другой вариант: в мороз сильно зас тыло масло – тогда контроль недостоверен. Восстановив цепи, заводим мотор – и, включив штатные потребители, проверяем генератор. Если при 2000– 2500 об/мин напряжение ниже 13,6 В, то генератор неисправен. От 13,6 до 14,5 В – в порядке. Выше 14,5 В – неисправен рег улятор напряжения или его цепь.300 За рулем 10/2007