338
339
340
341
342
343
КЛУБЭКСПЕРИМЕНТИз снежного пленаЦепи противоскольжения, шипованные шины, хорошая лопата – известные средства повышения проходимости автомобиля. Мы опробовали нетрадиционные способы езды по снег у. Рассказывает Андрей Сидоров. Фото: Павел Сидоров.338 За рулем 11/2007 Уголки-якоря заколачиваем в грунт. Шаг равен д лине троса на колесах-лебедках. В нашем случае – 30 м.Простейшее и надежное приспособление для самовытаскивания получается из штампованного колеса. Прикрутить такие лебедки к штатным колесам занимает пару минут.Испокон веку, едва установится снежный покров, крес тьянин загонял телег увг араж и перепряг ал свою лошадку в сани. Вряд ли он задумывался о физике процессов качения и скольж ения, но знал наверняка – по снег у насанях сподручнее. А чукчи – те круглый год снуют по тундре на нартах и уверены: на оленях лучше! Но дороги с тех пор худо-бедно чистят, содержать зимний и летний выезды особой ну жды у же нет, а асфальт не ягель – вмиг полозья сточишь.Только чис тят не вс егда и далеко не везде, в иную деревню зимой даже грузовик неделями пробитьс я не мож ет – ждет, пока б ульдозер рас толкает снежные заносы. А ужо дачах и говорить не приходится – к иным дорог а до весны непроходима.И ладно бы, ес ли не проедешь туда – переждать, когда расчистят, можно и дома. Но если выпавший снег заблокировал вас на даче или отрезал путь домой пос ле лыжной прогулки? Отбросим вариант «позвонил–приехали–вызволили»,За рулем 11/2007 339 КЛУБЭКСПЕРИМЕНТВыкручиваем два колесных болта, на два других надеваем барабан и притягиваем его к колесу. Р абочая д лина такой лебедки зависит от диаметра троса. Капронового, толщиной в палец, умещаетс я на барабане около 30 м. Кев ларового, равного по прочнос ти, диаметром с карандаш, войдет и вс ес то. Только кев лар – дорогое у довольствие. Д ля справки: такой канат диаметром 6 мм выдерживает 3,5 т, но с тоит под 200 рублей за метр. Д есятитонный (!) диаметром 11 мм – более 300 р/м. И это самые низкие цены! Якоря для троса лебедки – стальные уголки д линой 60–70 см, надежно забитые в грунт. А чтобы потом их можно было вытащить из мерзлой земли, сверх у приварены поперечины.«Десятка» уверенно идет по глубокому снегу. Главное – не крутить руль. Цепи с колес лучше снять – цепляясь, они только дерг ают автомобиль, прослабляя тросы.будем выбира ться самос тоятельно. Но сна чала поскребем по с усекам, посмотрим, что может пригодиться из подручных материалов. Из пары с тальных дисков получаются отли чные бараба-ны лебедок-самовытаскива телей. Ну жно лишь придума ть, как закрепить их на ведущих колесах. Оказа лось, нес ложно: из диска вырезаем с ередину с отверстиями, перевора чиваем и привариваем обра тной с торо-ной. Получаетс я колесо с огромным вылетом, но именно это нам и ну жно. Чтобы при установке барабанов на колеса не выкручивать вс е болты, два диаметрально противоположных отверс тия увели чиваем.КОРОТКИМИ ПЕРЕБЕЖКАМИПеред нами заснеж енное поле. Даж ес цепями на передних колесах «дес ятка» прочноПара сноубордов превратят «десятку» в мотосани. Сегодня такие лыжи не редкость.340 За рулем 11/2007 увязает в снегу уже через 5 м. Ставим барабаны, вбиваем якоря и вновь штурмуем снежную целину. Совсем другое дело! И пусть бампер загребает снег – машина идет ровно и уверенно, нельзя лишь поворачивать руль – тросы соскакивают. Расстояние броска определяется длиной канатов. У нас примерно 30 м – немного, но даже с учетом перестановок якорей получается быстрее, чем чистить дорогу лопатой. Еще одно наблюдение – при атаке с лебедками цепи противоскольжения только мешают: зацепившись за грунт под снегом, машина бросается вперед, тросы получают некоторую слабину и могут попасть под колеса. Итак, если у вас есть колесные лебедки, никакой сугроб не страшен. Тяга на них в полтора раза больше, чем на первой передаче на асфальте. Главное – не оторвать снегом бамперы.Автомобиль на сноубордах лихо рассекает снег глубиной до 30 см и довольно маневрен. Но резких движений лучше избегать – можно потерять лыжу.Вместо креплений ботинок привинчиваем к сноуборду доску с упорами под колеса – она поможет равномерно распределить нагрузку. Останется вывесить колеса, подсунуть под них лыжи и притянуть ремнями.На правах рекламыЗа рулем 11/2007 341 КЛУБЭКСПЕРИМЕНТ«Волга» на лыжах неплохо управляется, преодолевая и снег, и ледяные торосы.КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ…А мож ет, с ледуя опыту крестьянина, превратить машину в подобие саней – пос тавить задние колеса «дес ятки» на лыжи? Два сноу борда легко выдерживают ее вес и даж е на рых лом снег у задок ос тается «на плаву». Условие одно – обяза тельны цепи на ведущие колеса. За то не приходится пос тоянно перетаскивать якоря и остается свобода маневра – на таких лыж ах наша «дес ятка» с легкос тью нарезала несколько кругов по целине, пока один сноу борд не выскочил- таки из-под колеса в кру том повороте. Но если не слишком закладывать руль и умерить спортивный азарт, еха ть можно. Об отточенной управ ляемости говорить, конечно, не приходится, о перес тавках лучше на время забыть, но вс еже лучше плохо еха ть, чем хорошо идти. А тем более сидеть вс угробе. И пус ть полноценных саней из сноу бордов не с де-Лыжи можно изготовить из бакелитовой фанеры. Принцип крепления остается прежним.лать – и этот эксперимент считаем удачным. Не оказа лось под рукой двух спортивных снарядов? Не беда – их можно с делать и из фанеры, лучше из бакелитовой – она более г ладкая и не боится воды. Скользит, конечно, х уже сноу борда, но лыжи из нее вполне работоспособны. По крайней мере, зачетный круг по снежном у полю «Волга» на таких одолела самос тоятельно. Недос таток лишь в том, что на управляемых колесах в поворотах лыжи норовят соскочить, поэтому ма лые радиусы и энергичные маневры на них противопоказаны. Цепи на задние колеса, ес тественно, обязательны.ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛОВладельцы «волг» – народ умелый и запасливый, но и на них бывает проруха. Ну нет в запасе ни сноу бордов, ни фанеры – замерзать что ли? Вовсе нет – на то она и «Волг а», что изначально приспособле-342 За рулем 11/2007 В крайнем случае из снежного плена можно выбраться и на капоте. Чем не глиссер? Правда, управлять автомобилем придется руками, упираясь в крыло.на к зиме. Чем не лыжа огромный собственный капот? Отвернул четыре гаечки – и пользуйся. Проверено: скольжение отличное, фиксация под колесами – естественным образом, несущая способность – хватает за глаза! Что еще нужно, чтобы спокойно ехать по снегу? Конечно, есть и недостаток – машину стаскивает в сторону уклона поля, поэтому без помощника, корректирующего курс подталкиванием в крыло, будет тяже-ло. Да и сам капот после таких поездок дешевле будет заменить, чем выправить. Мы, конечно, использовали старый, уже помятый, открывшийся в свое время при движении (см. ЗР, 2007, № 7), но достоверность эксперимента от этого не пострадала. А еще говорят: цель оправдывает средства. Все дело в том, насколько необходимо ехать. Чтобы довезти роженицу, «съемной деталью кузова» можно и пожертвовать.Глиссирование на капоте для него не пройдет бесследно. Но в критической ситуации из двух зол выберете меньшее. Главное, что наша теория прошла проверку практикой.На правах рекламы