214
215
216
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА АККУМУЛЯТОРЫХолодный расчетКакая отрицательная температура станет для батареи критической? На этикетках и даже в стандартах об этом ни слова – понадобился эксперимент. Аккумуляторную «гонку с выбыванием» организовали Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.На морозе сжимается почти все. Даже ампер-часы. Зима для батарей хороша только в одном отношении: саморазряда при низких температурах почти нет. В остальном же – все плохо. Удельное сопротивление электролита и сепараторов возрастает на холоде в несколько раз, а потому батарея теоретически не может выдать ток, который дала бы на солнышке. Мало того, принять нормальный зарядный ток она тоже не может, как бы ни пыхтел генератор. И чем холоднее на улице, тем хуже ей живется. По правилам проверку электрических параметров батарей проводят при минус 18°С. Что будет дальше, не знает никто. ГОСТ 959-2002 хоть и требует работоспособности при минус 40°С, но говорит лишь о герметичности батарей, причем без электролита. Нас заинтересовало совсем другое – какая из батарей «помрет» последней при более низких температурах? Ипри каких именно? Никакими стандартами такая проверка не предусмотрена. Поэтому решили действовать так: взять десяток брендов, победившихв предыдущей экспертизе, и устроить забег чемпионов к«полюсу холода», постепенно снижая температуру с шагом втри градуса. Для большей объективности приобрели в московских магазинах по два экземпляра каждой марки. могли пролежать на полках совершенно разное время. Отправь мы их в морозильник немедленно, многие могли бы совершенно незаслуженно не выдержать пытки холодом. Вконце концов, изготовитель не виноват, если его изделие попадает к потребителю, скажем так, в состоянии второй свежести. Поэтому сначала провели «разминку»: батареи несколько раз полностью разрядили и зарядили. Исходные свойства, как правило, при этом восстанавливаются. О правильности такого подхода говорят результаты сравнения резервной емкости (измеряется в минутах разряда током 25А) в состоянии поставки и после третьего цикла. К примеру, батареи «ЗиД» из Коврова почему-то долго не находили покупателей: тем временем их емкость упала соответственно до 26 и30 минут! Зато после третьего цикла эти аккумуляторы отблагодарили за заботу емкостью 105 и 109 минут, немного уступив лишь «Зверю»! Тот, всвою очередь, тоже попал кнам изголодавшимся: 36и 43минуты – маловато будет. Затем все батареи прошли контрольное испытание заявленным током холодной прокрутки при минус 18°С. Этот отборочный тур нашего чемпионата выдержали все, причем в лидерах оказались оба «АкТеха». Может быть, именноони и выиграют сражение сДедом Морозом?РАЗМИНКАКупленные аккумуляторы, как показывает весь наш опыт,10-еместо «ЗиД» 6СТ-55А3Заявленный изготовитель –9-еместо Varta C15wЗаявленный изготовитель –8-еместо «Зверь» 6СТ-55А3УЗаявленный изготовитель –7-еместо «АкТех» 6СТ-55А3Заявленный изготовитель –ОАО«Завод им. Дегтярева»,РоссиянеуказанООО«Аккумуляторные технологии», РоссияООО«АкТех»,РоссияОриентировочная цена – 1400руб. Самаядешевая батарея в нашем тесте, видимо, дольше всех ждала своего покупателя. После тренировки ожила и показала очень неплохую емкость. При минус 18°С не уступала белорусскому «Зубру», но сдалась при 30-градусном морозе.Ориентировочная цена – 1500 руб. Какникрутили довольно недорогую батарею, обнаружить фирмуизготовитель и страну происхождения не смогли. Судя по штрих-коду – Германия. Минус 30°С для нее – предел, но еще рабочий.Ориентировочная цена – 1800 руб. Судяпо цене – зверь породистый. Но и на него долго не было покупателей. Зато после разминки показал самую большую емкость. Температурный предел тот же – минус 30°С.Ориентировочная цена – 1500 руб. Бюджетная батарея из Свирска. Но мороз держит чуть лучше «зверского» родича. При минус 33°С одна сдалась на четвертой секунде, другая не работала совсем. Но при минус 18°С былапервой – как и впрошлом тесте!214 За рулем 11/2007 Таблица 1. ПУСКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАТАРЕЙ ПО ГОСТУПРИ МИНУС 18°СМарка батареиПервая Вторая Общее ступеньступеньвремя ТокНапряже-ТокВремяразразряда, ние через разряда, разрядаряда, А10 с, ВАдо 6 В, сс ГОСТ959-2002не норм.не менее не норм.не норм.не менее 7,5 В90ЧТО-ТО СТАЛО ХОЛОДАТЬ...Теперь температуру в камере начали понижать с шагом в 3°С (разумеется, перед каждой новой попыткой исходный за-Место4807,7 288122139 (7,64)(119)(136) 4607,72 276110127 2«АКОМ-Гранд» (7,7)(109)(126) 3Medalist Premium 5007,62300120137 Battery(7,58)(111)(128) 4307,79 258121138 4«Исток» (7,74)(118)(135) 4407,69 264129146 5Zubr (7,68)(123)(140) 4307,7 258130147 6FireBall (7,66)(122)(139) 4257,9 255129146 7«АкТех» (7,86)(123)(140) 4677,56 280118135 8«Зверь» (7,52)(117)(134) 4207,61 252103120 9Varta (7,52)(98)(115) 4507,69 270108125 10«ЗиД» (7,51)(107)(124) 1Mutlu Evolutionрядвосстанавливали). Все аккумуляторы решили поставить в равные условия, нагрузив не заявленным, а единым для всех током – 420 А. Напряжение отсечки тоже снизили с 7,5 до 6 В.6-еместо FireBall 55 6СТ-55А3Заявленный изготовитель –5-еместо Zubr6СТ-55А3Заявленный изготовитель –ООО«Источник тока Курский»,РоссияООО«Полесские аккумуляторы»,БелоруссияОриентировочная цена – 1600 руб. Еслиоценивать работоспособность при минус 33°С в секундах, эта батарея продержалась на одну дольше. С другой стороны, до требуемых 10 с ей далеко, к тому же вторая батарея вообще отказалась работать в этих условиях!Ориентировочная цена – 1700руб. Семьсекунд вращения стартера при минус 33°С – это уже лучше. Но для победы недостаточно. Резервная емкость у этой батареи самая низкая. И при минус 18°С – середнячок, не более того.На правах рекламыЗа рулем 11/2007 215 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА АККУМУЛЯТОРЫ4-еместо «Исток»Заявленный изготовитель –3-еместо Medalist Premium BatteryЗаявленный изготовитель –2-еместо «АКОМ-Гранд»Заявленный изготовитель –1-еместо Mutlu EvolutionЗаявленный изготовитель –ООО«Источник тока Курский»,РоссияDelphy Energy,СШАЗАО«АКОМ»,РоссияMutlu Starter Batteries,ТурцияОриентировочная цена – 1500 руб. Этабатарея первой выдержала испытание морозом в минус 33°С и даже пыталась «крутить стартер» при минус 36°С. Увы, лишь одну секунду. А с полоборота при такой температуре точно никто незаводится.Ориентировочная цена – 1900 руб. Самаядорогая батарея теста с самым большим током холодной прокрутки. Один из «медалистов» отработал при минус 33°С и выдержал минус 36°С вдвое дольше – 2секунды. По остальным параметрам тоже находится в первой тройке участников.Ориентировочная цена – 1600 руб. Однаиз батарей была лучше «Медалиста», другая – хуже. Качество нестабильно от экземпляра к экземпляру. При минус 30°С обе работают надежно. Выйти на второе место при своей цене – отличный результат!Ориентировочная цена – 1800 руб. Турецкая «Красная Эволюция» имеет второй по величине заявленный ток холодной прокрутки – 480А. Это и сказалось на итогах теста. Требовавшиеся от нее 420А она легко выдала при минус 33°С идаже при минус 36°С имела шанс завести мотор – 8секунд, это довольно долго!Это тот порог, когда вавтомобиле еще должна работать остальная электрика и электроника. Итак, на шкале термометра минус 21°С. Россиян таким морозом не испугать, батареи тоже выстояли. В лидерах – попрежнему «АкТех»: после 10с напряжение на клеммах – 7,85 и 7,88 В. На пятки наступают турецкие Mutlu, наши «АКОМГранд» и «Исток». Мороз крепчает: на дворе минус 24°С. Батареи уже не способны сохранить гостовские 7,5 В на десяТаблица 2. РЕЗЕРВНАЯ ЕМКОСТЬБАТАРЕЙМарка Время разряда батареибатарей током 25А до напряжения 10,5 В, мин всостоянии в третьем поставкицикле Mutlu Evolution82 (79)103 (101) «АКОМ-Гранд»79 (73)103 (93) Medalist Premium Battery74 (51)108 (106) «Исток»52 (46)99 (95) Zubr58 (45)86 (81) FireBall61 (44)100 (92) «АкТех»52 (52)104 (98) «Зверь»43 (36)118 (113) Varta55 (43)86 (82) «ЗиД»30 (26)109 (105)той секунде разряда. Но наши требования выдерживают пока все. Идем на минус 27°. Первая семерка на табло цифрового вольтметра начинает меняться на шестерку. Но не у всех: вперед вырываются Mutlu (7,12 и 7,08 В), «АКОМГранд» (7,11 и 7,04 В) и американский Medalist (7,09 и 7,03В)... Столбик термометра переходит отметку в минус 30°С. Это – знаковая величина: 7В не выдает больше никто. Более того, некоторые сдались. Это – один из «огненных мячиков» FireBall, отключившийся на восьмой секунде, и ковровский «ЗиД» – сломался уже через 5 с. Причем, если второй FireBall еще намерен побороться, то «ЗиД» явно умирает. Дальнейшего похолодания он точно не выдержит. Компрессор морозильной камеры продолжает работу. На шкале минус 33°С. И вот он – момент истины! Их осталось совсем мало – стойких свинцовых солдатиков. Пытку выдержал один из «медалистов», один из «истоков» и один из «грандов». До порога в 6,0В им остались буквально милливольты. А чем-Таблица 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЯ БАТАРЕЙ ПРИ ПОНИЖАЮЩЕЙСЯТЕМПЕРАТУРЕМестоМарка Напряжение на клеммах после 10 с разряда, В, батареиили время до падения его ниже 6,00 В –21°С–24°С–27°С–30°С–33°С–36°С7,81 7,477,126,886,368 с (7,78)*(7,44)(7,08)(6,79)(6,34)(7с) 7,78 7,47,116,896,113 с 2«АКОМ-Гранд» (7,73)(7,34)(7,04)(6,57)(1 с)(-) 3Medalist Premium 7,687,467,096,86,022 с Battery(7,66)(7,42)(7,03)(6,74)(8 с)(-) 7,77 7,316,946,866,011 с 4«Исток» (7,75)(7,27)(6,89)(6,77)(5 с)(-) 7,69 7,416,836,627 с 5Zubr (7,67)(7,35)(6,79)(6,52)(5 с) 7,69 7,386,836,575 c 6FireBall (7,67)(7,36)(6,75)(8 с)(-) 7,88 7,486,996,614 с 7«АкТех» (7,85)(7,46)(6,95)(6,54)(-) 7,61 7,326,846,542 с 8«Зверь» (7,6)(7,29)(6,75)(6,44)(2 с) 7,6 7,466,946,442 c 9Varta (7,49)(7,24)(6,9)(6,38)(1 c) 7,71 7,246,496,141 с 10«ЗиД» (7,62)(7,19)(6,21)(5 с)(-) 1Mutlu Evolution*Вскобках – параметры худшей из двух батарей.пионами становятся... вроде бы теплолюбивые турецкие Mutlu! На десятой секунде на их клеммах все еще 6,36 и 6,34 В – по идее, исправный мотор должен завестись. Чтобы исключить всякие сомнения, мы спустились ещена одну температурную ступеньку – минус 36°С. Теперь Mutlu отказали через 7и 8с, лучшие же из экземпляров Medalist, «АКОМ-Гранда» и «Истока» могли бы, теоретически, крутить стартер от 1 до 3с. Ноэто уже несерьезно...216 За рулем 11/2007